Срок сдачи курсовых работ 20 мая.
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии ГУГН,
Чл.-корр.РАО, профессор
----------------------------------
Журавлев А.Л.
Методические рекомендации подготовлены зам. декана по научной работе ГУГН, зав.кафедрой общей психологии, д.п.н. Сергиенко Е.А.
Методические рекомендации обсуждены преподавателями ГУГН
Москва, 2006
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
(методические рекомендации)
МОСКВА, 2006
В методических рекомендациях изложены правила подготовки и оформления курсовых и дипломных работ, описан порядок их защиты. В приложении приведены образцы библиографического описания используемой при подготовке работы литературы, правила оформления таблиц, а также стандартные формы титульных листов курсовых и дипломных работ и отзыва научного руководителя, примеры введения и заключения работ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования к курсовым работам студентов
1.1. Общие требования к курсовым работам и порядок их защиты
1.2. Требования к курсовым работам 2 курса
1.3. Требования к курсовым работам 3 курса
1.4. Требования к курсовым работам 4 курса
1.5. Требования к дипломным работам студентов
2. Правила оформления курсовых и дипломных работ
3. Приложения
1.Образцы библиографического описания цитируемой и используемой литературы
2.Правила оформления таблиц и графиков в тексте работы
3.Образец титульного листа курсовой работы
4.Образец титульного листа дипломной работы
5.Образец бланка для отзыва научного руководителя курсовой или дипломной работы
6. Пример введения дипломной работы
7. Пример заключения дипломной работы
4. Конкурс курсовых и дипломных работ.
5. Требования к оформлению текстов публикации.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ
1.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
И ПОРЯДОК ИХ ЗАЩИТЫ
Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя факультета психологии ГУГН либо сотрудника Института психологии РАН, либо сотрудников профильных учреждений по согласованию с руководством ГУГН. Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор из утвержденного на кафедре списка тем или направления работы. Студенты должны подать заявление на имя заведующего кафедрой с указанием темы или направления работы (которое может быть уточнено с научным руководителем) не позднее 1 октября. До 15 октября, заявленные студентами темя курсовых, утверждаются на кафедрах. В отдельных случаях тема курсовой работы может быть предложена самим студентом и согласована с научным руководителем, а для студентов 4 курса и с заведующим кафедрой.
Выполнение студентом курсовых работ на втором и третьем курсах факультета психологии ГУГН предполагает последовательное освоение всех этапов полного цикла психологических знаний: от реферирования научной литературы и написания программы исследования до анализа и интерпретации полученной информации.
Текст курсовой работы обобщает итоги работы студента над выбранной темой в течение всего учебного года.
В курсовой работе должно содержаться приложение приобретенных в ходе прошедших лет обучения теоретических знаний и практических навыков к решению задачи, сформулированной научным руководителем. Курсовая работа должна отражать степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умение использовать их на практике, знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также умение четко изложить в тексте результаты своей работы.
Обычно курсовая работа состоит из титульного листа (см. Приложение 1), аннотации, оглавления, собственно текста, списка использованной литературы и приложений.
Аннотация и оглавление размещаются сразу после титульного листа, список использованной литературы и приложения - в конце работы.
В аннотациикурсовой работы (не более 1 стр.) следует отразить:
- замысел работы;
- основные характеристики предмета исследования;
- основные результаты работы;
- вклад, который вносит данная работа в познание объекта и (или) предмета исследования.
Оглавление отражает структуру работы и содержит названия глав и параграфов с указанием номера начальной страницы.
Собственно текст курсовой работы включает введение, основную часть и заключение.
Во введении, как правило, должны содержаться описание проблемной области психологии, формулировка научной проблемы и обоснование темы исследования с точки зрения ее новизны и значимости.
В заключенииотражаются итоги работы, степень решенности автором поставленных задач, возможные направления дальнейших исследований в данной области.
Основная часть работы делится на главы и параграфы. Названия глав и параграфов работы не должны быть лишь стереотипным повторением общих названий структурных блоков методической программы исследования, они должны носить содержательный характер и формулироваться с учетом конкретного объекта исследования.
Курсовая работа оформляется с учетом требований и стандартов написания научных текстов (структурирование основной части на главы и параграфы; ссылки на других авторов, библиографические стандарты описания цитируемой и использованной литературы; стандарты оформления текста, таблиц и графиков; наличие в случае необходимости приложений - инструментария, таблиц, графиков и др.). Правила и образцы оформления текстов содержатся в соответствующем разделе и Приложениях настоящего текста.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
СТУДЕНТОВ 2 КУРСА
Курсовая работа на II курсе выполняется базе одной из психологических дисциплин и представляет собой углубленное освоение проблемы по выбранной теме.
Для курсовой работы на II курсе обязательными являются методологический и процедурный разделы.
В методологическом разделе программы должны содержаться:
- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
- формулировка цели исследования и ее обоснование;
- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
- теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);
- постановка исследовательских задач данного этапа работы;
- формулировка рабочих гипотез.
Процедурный раздел должен состоять из информационного и методического блоков, включая уточнение и интерпретацию основных понятий, систему эмпирических данных, операционализирующих понятия теоретической схемы объекта; предварительное описание эмпирического объекта, а также описание методики сбора данных (с обоснованием ее адекватности поставленной задаче и оценкой достоинств и недостатков избранного метода).
К результатам работы может быть отнесено участие студента в создании новой методики сбора или анализа экспериментальных данных (с обязательной апробацией на конкретном примере), в разработке части (блоков) инструментария более крупного обследования (анкеты, схемы интервью, схемы наблюдения, апробация теста, освоение сложной методики и т.п.) с участием в пилотаже, а также участие в проведении основного психологического исследования.
Не является обязательным, но приветствуется наличие эмпирической части, включающей вторичный анализ информации по выбранной теме на основе выполненных студентом расчетов на материалах ранее проведенных исследований.
1.3.ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
СТУДЕНТОВ III КУРСА
Курсовая работа на III курсе посвящена решению научной задачи по теме, связанной с одной из изучаемых психологических дисциплин.
Для курсовой работы на III курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.
В теоретической части должна содержаться программа исследования по выбранной теме, а именно:
- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
- формулировка и обоснование цели исследования;
- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
- теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);
- постановка исследовательских задач данного этапа работы;
- формулировка рабочих гипотез.
Методическая часть должна содержать:
- описание эмпирического объекта;
- описание методики сбора данных;
- описание методики обработки и анализа данных.
В эмпирической части работы должны содержаться результаты расчетов, проведенных студентом с использованием математико-статистических методов анализа данных. В этой части работы студент должен показать свое понимание сущности методов анализа данных (их возможностей и ограничений) и умение работать с программным обеспечением. Обязательным требованием является наличие содержательной интерпретации результатов, полученных с помощью выбранных методов.
Эмпирическая часть крайне желатальна для всех курсовых работ, выполняемых на III курсе. Если работа посвящена теоретическому вопросу, то допускается отсутствие эмпирической части, но при усилении методологической и теоретической составляющих работы. В данном случае, оценка научного руководителя и преподавателей кафедры будет решающей в оценки значимости и соответствия требованиям к курсовым работам. Использование в работе простейших способов анализа данных (описательные статистики) является необходимым, но не единственным условием получения положительной оценки работы.
Студент свободен в выборе методов анализа данных, а также программного обеспечения. Вместе с тем, необходимо аргументировать адекватность выбора поставленным в работе задачам.
На III курсе допускается выполнение курсовых работ преимущественно методической направленности, в которых основной акцент делается не на анализе результатов конкретного исследования, а на методе исследования. Они должны содержать описание имеющихся методов для решения определенного класса психологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности его применения в конкретных случаях. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, показать возможные области применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном психологическом материале.
1.4.ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
СТУДЕНТОВ IY КУРСА
Курсовая работа на IV курсе представляет собой научную работу,базирующуюся на результатахсамостоятельного исследования по теме, связанной с одной из изучаемых психологических дисциплин. Это исследование может быть как самостоятельным, так и являться составной частью более крупного исследования, проводимого исследовательским коллективом, в который входит студент. Степень участия определяет научный руководитель работы.
В последнем случае студент должен ясно описать объем своего собственного вклада в коллективное исследование.
Как правило, курсовая работа на IY курсе является частью дипломной работы, поэтому необходимо показать место и роль данного этапа в общей работе над темой.
Для курсовой работы на IY курсе обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.
В теоретической части должна содержаться программа исследования по выбранной теме, а именно:
- постановка научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
- формулировка и обоснование цели исследования;
- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
- теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий);
- постановка исследовательских задач данного этапа работы;
- формулировка рабочих гипотез.
Методическая часть должна содержать:
- априорное описание эмпирического объекта;
- обоснование методов сбора данных и описание методики сбора данных;
- краткое описание методики обработки и анализа данных.
К работе должен быть приложен полный инструментарий исследования.
Работы, в которых используются качественные методы сбора информации, должны содержать в приложении примеры полученных материалов, такие как полные тексты углубленных интервью, дневники наблюдения и пр. Принцип отбора материалов, включенных в приложение, должен быть содержательно обоснован в тексте работы.
В эмпирической части работы должны содержаться анализ результатов и основные выводы исследования, а также оценка адекватности используемых методов поставленным задачам. Эмпирическая часть обязательна для всех курсовых работ на IY курсе.
В курсовых работах преимущественно методической направленности основной акцент делается не на анализе результатов конкретного исследования, а на методе исследования. Они должны содержать описание имеющихся методов для решения определенного класса психологических задач, анализ избранного студентом метода или методического приема (его достоинства и недостатки) с обоснованием целесообразности его применения в конкретных случаях. В курсовой работе методической направленности студент должен показать понимание сущности метода и основных принципов его использования, показать возможные области применения, продемонстрировать эффективность применения данного метода на конкретном психологическом материале.
Работа, не содержащая эмпирических результатов в одной из вышеперечисленных форм, рассматривается на заседании кафедры совместно с научным руководителем работы и может быть зачтена в качестве курсовой работы по решению кафедры за IV курс.
1.5.ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ
Дипломная работа выполняется студентом факультета психологии ГУГН на 5 курсе под руководством преподавателя кафедры, либо сотрудника Института психологии РАН и является выпускной квалификационной работой, подводящей итог обучения в ГУГН. В отдельных случаях кафедра может утвердить в качестве научного руководителя сотрудника из другого вуза или учреждения.
Дипломная работа представляет собой целостную научную работу, отражающую все этапы полного цикла психологического исследования.
Тема дипломной работы определяется совместно студентом и его научным руководителем и представляется на кафедру не позднее 15 октябрятекущего учебного года для утверждения. Коррекция темы дипломной работы допускается только на основании заявления дипломника с резолюции научного руководителя по решению кафедры.
В дипломной работе должно содержаться приложение теоретических знаний, полученных студентом в лекционных курсах (обязательных и специальных), на семинарских и практических занятиях, к решению задачи, сформулированной вместе с научным руководителем. Дипломная работа должна отражать степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умение использовать их на практике, знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также умение четко изложить в тексте результаты своей работы.
Для дипломной работы обязательными являются теоретическая, методическая и эмпирическая части.
Теоретическая часть должна содержать программу исследования по выбранной теме, а именно:
- постановку научной проблемы с обоснованием актуальности и практической значимости выбранной темы;
- формулировку и обоснование цели исследования;
- анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем используемых источников);
- теоретическое описание объекта исследования (структурная схема и система научных понятий);
- постановку исследовательских задач данного этапа работы;
- формулировку рабочих гипотез.
В методической части должны содержаться предварительное описание эмпирического объекта, обоснование способов отбора объектов для непосредственного изучения, описание методики сбора и анализа данных.
Эмпирическая часть должна базироваться на анализе результатов исследования, проведенного студентом самостоятельно либо в рамках более общего исследования, проводимого совместно с руководителем либо с другими студентами. Дипломная работа методической направленности должна вносить вклад в развитие аппарата психологического исследования. В ней должно быть отражено самостоятельное продвижение студента как минимум по одному из направлений, связанных с определением (уточнением) области применения метода, уточнением или выработкой принципов его применения, разработкой методики использования данного метода, совершенствованием метода или его разработкой. Использование предлагаемых в дипломной работе методических приемов обязательно должно быть проиллюстрировано на конкретном психологическом материале для решения содержательных задач.
Выполнение студентом дипломной работы преимущественно теоретической направленности допускается только специальным решением кафедры при утверждении темы дипломной работы. Но и в этом случае в дипломной работе должны содержаться методологические и методические подходы к возможному эмпирическому исследованию данной проблемы, а также описание этапов, процедур данного преимущественно теоретического исследования.
Преимущественная направленность дипломной работы (теоретико-познавательная, методическая или прикладная) определяет лишь расстановку акцентов и соотношение исследовательских задач, но не освобождает студента от необходимости отражения в тексте всех указанных выше блоков исследования.
К дипломной работе должна быть приложена аннотация (1 стр.), в которой следует отразить:
- замысел работы;
- основные результаты работы;
- вклад, который вносит данная работа в познание объекта и(или) предмета исследования;
- личный вклад студента в получение научного результата (что именно сделано самим студентом самостоятельно помимо учебных занятий и использования результатов, полученных руководителем или другими исследователями).
Как правило, за месяц (но не позднее, чем за 15 дней до назначенного срока защиты), осуществляется предзащита - процедура допуска дипломной работы к защите. Дипломная работа представляется для предзащиты только после визы научного руководителя. Предзащита призвана дать оценку степени подготовленности дипломной работы к защите. Она заключается в выступлении студента (7-10 мин), его ответах на вопросы, демонстрации иллюстративного материала и обсуждения представленной работы. После этого комиссия кафедры по предзащите выносит решение о допуске (недопуске) студента к защите дипломной работы. Здесь же утверждается рецензент дипломной работы. В случае недопуска студента к защите в текущем году, работа может быть представлена на предзащиту в следующем году.
Доработанный с учетом замечаний вариант дипломной работы, оформленный в соответствии с установленными требованиями, представляется на кафедру не позднее, чем за 1 неделю до назначенного срока защиты дипломов, регистрируется и передается на отзыв научному руководителю и рецензенту.
Рецензия и отзыв научного руководителя на дипломную работу, заверенные печатью по основному месту работы рецензента и научного руководителя, в двух экземплярах вместе с дипломной работой, оформленной в соответствии с установленным порядком (с необходимыми подписями на титульном листе), передаются студентом секретарю ГАКа до защиты.
Студент вправе выходить на защиту при наличии отрицательных отзывов научного руководителя и(или) рецензента.
Защита дипломной работы студентом состоит из выступления студента (10 мин) и его ответов на вопросы присутствующих на защите.
Оценке в ходе защиты дипломной работы подлежит:
- знание области исследования;
- владение современными приемами научного исследования и использование их на практике;
- глубина и степень решения поставленных задач;
- умение кратко излагать результаты и аргументированно отвечать на вопросы.
Итоговая оценка за дипломную работу выставляется Государственной Аттестационной Комиссией по результатам защиты с учетом оценок, содержащихся в отзыве научного руководителя и рецензии.
2.1 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Текст работы представляется на стандартных листах писчей бумаги для машинописи или ксерокопирования формата А4 (210 х 297 мм). Рекомендуемый объем курсовой работы не более 25-30 страниц, а дипломной – 50-70 страниц (не считая приложения); число страниц приложения не ограничивается.
Рукопись курсовой работы должна быть напечатана на одной стороне листа на принтере. Стандартные поля – 2,5 см (дюйм), шрифт Times New Roman, (12-й кегль) либо Arial (11-й кегль), интрелиньяж 1,5 интервала .
Так как курсовая и дипломная работы предполагают обязательное изучение исследованности проблемы, описание и анализ различных подходов к изучению данной проблемы, результатов, полученных другими исследователями, то неизбежны обращения к работам различных авторов, использование статистической информации. При цитировании, изложении взглядов и мнений, использовании статистической информации, данных ранее проведенных психологических исследований и другом использовании источников необходимо создавать библиографические ссылки. Прямое цитирование в тексте обязательно оформляется с помощью кавычек, с указанием источника и страницы цитирования. Например, «Данная проблема не может быть решена аргументацией примерами…..» (Деннет, 2003, с.34). Ссылки могут быть как в тексте, так и в подстрочнике. Принято придерживаться единого для всего текста работы стиля оформления ссылок на источники. Варианты оформления ссылок и образцы библиографических описаний использованной литературы приведены в Приложении 3.
Как уже отмечалось, работа состоит из титульного листа, аннотации, оглавления, собственно текста, списка литературы и приложений.
Аннотация и оглавление размещаются сразу после титульного листа, список использованной литературы - в конце работы. При этом в дипломную работу аннотация не подшивается, а вкладывается.
Все страницы работы, включая таблицы и графики, нумеруются по порядку без пропусков, повторений и литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Номер страницы может проставляться внизу или вверху страницы (в центре либо справа) однообразно во всем тексте работы.
Введение, отдельные главы и заключение лучше начинать с новой страницы (но это не является обязательным). Название глав следует выделить "жирным" шрифтом.
Титульный лист оформляется согласно приложениям 4-5.
Курсовая работа представляется на кафедру в 1 экземпляре в скрепленном виде.
Дипломная работа представляется в переплете в 2 экземплярах.
2.2.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ РАБОТЫ
Курсовые работы – 25-40 стр. (не включая титульный лист) содержат следующие разделы:
Введение
Глава 1. (Общая теория и краткая история вопроса, описание методических решений и выделение целей и задач работы)
Глава 2. (Описание конкретных методов исследования и выборки испытуемых, процедуры исследований, полученных экспериментальных данных и их интерпретации).
Заключение
Список использованной литературы
Название глав работы должно быть содержательным, а не формальным.
Дипломные работы - 50-70 стр. (не включая титульный лист) содержат следующие разделы:
Введение
Глава 1. (Общая теория вопроса, краткая история гипотезу исследования)
Глава 2. (Описание методов и процедур исследования, выборки испытуемых, условий проведения исследования, с приведением полных инструкций испытуемым, описание применяемых методов математической обработки данных).
Глава 3. (Результаты исследования и их обсуждение)
Заключение
Список использованной литературы
Название глав работы должно быть содержательным, а не формальным.
Введение работы
Введение работы имеет структуру:
1. Актуальность, значимость и разработанность темы (1-2 абзаца)
2. Объект исследования
3. Предмет исследования
4. Цель исследования – что хотел сделать в работе, чего добиться (выявить сущность, проанализировать, предложить, разработать) (как правило, сочетается с названием работы).
5. Задачи, решаемые в работе (что надо сделать в ходе работы, как правило, соответствуют названиям параграфов)
6. Методы, применяемые в работе (только в дипломных)
Образец введения – См.Приложение 6
Объем введения : для курсовой – 1-2 страницы (не больше 2)
Заключение работы
Заключение – это общие выводы из работы. Выводы должны быть по каждому параграфу и в конце – итоговый вывод (как же в итоге достигнута цель).
ПРИЛОЖЕНИЕ.1.
Книга 2-х авторов
Мурзиев И.Х, Прохоров А.О. Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях. // Психология психических состояний. / Сб. статей под ред. А.О. Прохорова. Казань: КГУ, 2002.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! / АН СССР. Сиб. Отд-ние; Отв.ред. В.А. Заргаров; Предисл. Ю.А. Шерковина. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние,1989.
Книга 3-х авторов
Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Михеева А.Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии / Науч. ред. Ф.М. Бородкин. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1992.
Книга 4-х авторов(книги 4-х и более авторов описываются под заглавием)
Близнецы от 0 до 3-х лет. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Рязанова Т.Б., Дозорцева А.В. М.: Когито-центр, 2002. Социальные отклонения //С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев, Ю.В.Кудрявцев, В.С. Нарсесянц; Ред. Л.А. Плеханова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит-ра, 1989. |
Сборник статей
Исследования по когнитивной психологии. /Под ред. Е.А.Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
Психология индивидуальных различий./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романов. М.: Изд-во ЧеРо, 2000 (Серия. Хрестоматия по психологии).
Американская социологическая мысль: Тексты // Сост. Е.И. Кравченко; Под ред. В.И.Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Учебное пособие
Основы психофизиологии. Учебник. /Отв.ред. Ю.И.Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.
Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Учеб. пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002.
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. Учебник. 2-е изд. М.: Изд-во «Высшая школа», 2002.
Диссертация, автореферат
Поддъяков А.Н.. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте.: Автореф. дис. …д-ра психологических наук. Москва, 2001.
Прусакова О.А.. Генезис понимания эмоций. Дисс. … канд.психологических. наук. Москва, 2005.
Глава монографии
Брушлинский А.В. Целостность субъекта - основание для системности всех его качеств. // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Гл. 9. Под ред Брушлинского А.В. М.: изд-во «Институт психологии РАН» 1997, с. 559 - 570.
Сергиенко Е.А. Ранние этапы развития субъекта. Глава 9, У часть //Психология индивидуального и группового субъекта./ Под ред А.В Брушлинского., М.И.Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002, с.270-310.
Статья в сборнике трудов
Виленская Г.А. Стабильность и изменчивость темперамента детей первых трех лет жизни как показатели эмоциональной регуляции.//Исследования по когнитивной психологии./ Под ред. Е.А.Сергиенко. М.: Изд-во«Институт психологии РАН», 2004, с. 377-403.
Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности. //Ежегодник Российского психологического общества. Специальный выпуск. Т.1. Москва, Январь, 2005, с. 136-138.
Happe F. Parts and wholes, meaning and minds: central coherence and its relation to theory of mind. //Understanding Other Minds. Perspertivea from Developmental cognitive neuroscience./Eds. S.Baron-Cohen, H.Tager-Flusberg, D. J.Cohen. Oxford: University Press, 2000.
Публикация в журнале
Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект). // Вопросы психологии, 1995, №1, с. 5-12.
Левада Ю.А. Векторы перемен: социокультурные координаты изменений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. № 3. С.5-9.
Pulkkinen L. Female and Male Personality Styles: A typological and Developmental Analysis.Journal of Personality and Social Psychology, 1996, vol.70. No 6, 1288-1306.
Статья, материал в газете
Ядов В.А. Осторожно: опрос общественного мнения. Три несложных правила социологии // Известия. 1991. 23 февр. С.4.
Сергиенко Е.А. Два близнеца – пара? //журн. Здравствуй малыш, 2000, № 12, с. 48 – 54.
Сергиенко Е.А. Черные и белые дыры. Телепередача. Из цикла «Цивилизация». Канал Культура. 22 ноября 2002 г. 16.10.-16.50.
Предисловие другого автора
Анцыферова Л.И. Предисловие.// Валлон А. Психическое развитие ребенка. /Перев. с франц. Л.И.Анцыферова. СПб.: Питер, 2001, с.4-11.
Электронный документ
Bradly Nash, Jr. Sociology Resources on the Internet: An Introductory Overview [online] // Electronic Journal of Sociology. Vol.1, No. 3 (August, 1995). [Date of access: 20 October 2000]. Available from <http://www.sociology.org/content/vol001.003/nash.html>.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ В ТЕКСТЕ РАБОТЫ
Все таблицы в курсовой и дипломной работе должны быть оформлены в соответствии со стандартными правилами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТРАНЫХ НАУК
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей психологии (или другая)
Студент__________группы ____________________
(Ф.И.О.)
КУРСОВАЯ РАБОТА
__________________________________________________
____________________________________________________________
(тема курсовой работы)
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
___________________________
(Ф.И.О., ученая степень)
Москва, 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТРАНЫХ НАУК
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей психологии (или другая)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
______________________________________________
(Ф.И.О. автора)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
(тема дипломной работы)
Заведующий кафедрой, Научный руководитель
(Ф.И.О., уч. степень)
_______________________________ ______________________________
Работа выполнена на кафедре общей психологии факультету психологии ГУГН
Москва, 2006
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
ОТЗЫВ
Научного руководителя
на курсовую, дипломную (нужное подчеркнуть) работу
(Ф.И.О. студента, № группы)
Оценка работы
Дата
Подпись научного руководителя
______________________________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета психологии ГУГН,
Чл.-корр.РАО, профессор
----------------------------------
Журавлев А.Л.
Методические рекомендации подготовлены зам. декана по научной работе ГУГН, зав.кафедрой общей психологии, д.п.н. Сергиенко Е.А.
Методические рекомендации обсуждены преподавателями ГУГН
Москва, 2006
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
(методические рекомендации)
МОСКВА, 2006
В методических рекомендациях изложены правила подготовки и оформления курсовых и дипломных работ, описан порядок их защиты. В приложении приведены образцы библиографического описания используемой при подготовке работы литературы, правила оформления таблиц, а также стандартные формы титульных листов курсовых и дипломных работ и отзыва научного руководителя, примеры введения и заключения работ.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Требования к курсовым работам студентов
1.1. Общие требования к курсовым работам и порядок их защиты
1.2. Требования к курсовым работам 2 курса
1.3. Требования к курсовым работам 3 курса
1.4. Требования к курсовым работам 4 курса
1.5. Требования к дипломным работам студентов
2. Правила оформления курсовых и дипломных работ
3. Приложения
1.Образцы библиографического описания цитируемой и используемой литературы
2.Правила оформления таблиц и графиков в тексте работы
3.Образец титульного листа курсовой работы
4.Образец титульного листа дипломной работы
5.Образец бланка для отзыва научного руководителя курсовой или дипломной работы
6. Пример введения дипломной работы
7. Пример заключения дипломной работы
4. Конкурс курсовых и дипломных работ.
5. Требования к оформлению текстов публикации.
ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ
1.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ
И ПОРЯДОК ИХ ЗАЩИТЫ
Курсовая работа выполняется студентом под руководством преподавателя факультета психологии ГУГН либо сотрудника Института психологии РАН, либо сотрудников профильных учреждений по согласованию с руководством ГУГН. Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор из утвержденного на кафедре списка тем или направления работы. Студенты должны подать заявление на имя заведующего кафедрой с указанием темы или направления работы (которое может быть уточнено с научным руководителем) не позднее 1 октября. До 15 октября, заявленные студентами темя курсовых, утверждаются на кафедрах. В отдельных случаях тема курсовой работы может быть предложена самим студентом и согласована с научным руководителем, а для студентов 4 курса и с заведующим кафедрой.
Выполнение студентом курсовых работ на втором и третьем курсах факультета психологии ГУГН предполагает последовательное освоение всех этапов полного цикла психологических знаний: от реферирования научной литературы и написания программы исследования до анализа и интерпретации полученной информации.
Текст курсовой работы обобщает итоги работы студента над выбранной темой в течение всего учебного года.
В курсовой работе должно содержаться приложение приобретенных в ходе прошедших лет обучения теоретических знаний и практических навыков к решению задачи, сформулированной научным руководителем. Курсовая работа должна отражать степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умение использовать их на практике, знание отечественной и зарубежной литературы по выбранной теме, а также умение четко изложить в тексте результаты своей работы.
Обычно курсовая работа состоит из титульного листа (см. Приложение 1), аннотации, оглавления, собственно текста, списка использованной литературы и приложений.
Аннотация и оглавление размеща