Общая психология (все разделы)
Введение в профессию
1.Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу
2.Модель специалиста и характеристика ее компонентов (профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль)
3.Факторы успешной профессиональной деятельности психолога и критерии оценки его профессиональной деятельности
4.Этический кодекс и система норм поведения психолога при проведении обследования
5.Различные формы существования психологического знания и их характеристика
Общая психология (все разделы)
6.Природа психического, его специфические характеристики и функции.
7.Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.
8.Системный подход в психологии и его характеристика.
9.Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация.
10.Проблема закона в психологии: трудности и варианты решения, классификация и примеры психологических законов..
11.Методы психологического исследования: классификация и их характеристика.
12.Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.
13.Восприятие: свойства, виды и основные закономерности. Теории восприятия.
14.Мышление, его виды, основные мыслительные операции.
15.Память, ее основные виды и их характеристика. Теории и феномены памяти.
16.Внимание: основные характеристики и классификации видов внимания.
17.Теории внимания и методы исследования внимания.
18.Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.
19.Проблема воли в психологии: понятие, структура и подходы к ее изучению и пониманию.
20.Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.
21.Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.
22.Гуморальные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
23.Конституциональные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
24.Факторные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
25.Психофизиологические теории темперамента: их характеристика, достоинства и ограничения.
26.Функциональные асимметрии человека (моторная, сенсорная и психическая) и их изучение в психологии.
27.Сущность и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера и его структура.
28.Проблема способностей в современной психологии: понятие, основные теории и подходы к типологии.
29Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации.
30.Сознание как психический феномен: его структура, функции и характеристики.
31.Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.
Экспериментальная психология
32.Типы шкал в психологическом измерении.
33.Идеальный и реальный эксперимент.
34.Валидность и надежность психологического эксперимента.
35.Экспериментальные переменные: зависимая, независимая, побочная.
История психологии
36.Учение Аристотеля о соотношении души и тела, способностях души.
37.Психологические идеи в учении Платона.
38.Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Декарта.
39.Концепция жизненных смыслов и логотерапия В.Франкла.
40.Особенности психологических воззрений русских ученых-просветителей XVIII века.
41.«Объективная психология», бихевиоризм и необихевиоризм как теоретическое направление в психологической науке.
42.Особенности и основные направления психологического исследования в гештальтпсихологии.
43.Исследование человека в русле гуманистической психологии.
44.Основные течения в русской психологии в начале XX века (естественнонаучное, духовно-религиозное, эмпирическое).
45.Основные научные школы советской (российской) психологии.
Психология личности
48. Проблема личности в психологии: основные проблемы и научные стратегии в исследовании личности. Типология теорий личности.
49. Теории личности: структурные компоненты и критерии сопоставления.
50.Основные отечественные теории личности (А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, А.В. Петровский).
51. Психодинамическое направление в изучении личности и его характеристика (теории 52.Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга и др.).
5. Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р. Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.).
53. Когнитивистское направление в изучении личности и его характеристика (теории Дж. Келли, Дж. Роттера, А. Бандуры и др.).
54. Гуманистическое направление в изучении личности (А. Маслоу К. Роджерс и др.).
Психодиагностика
55.Клинико-психологические и экспериментально-психологические методы диагностики.
56.Тесты, психологическое тестирование: цели, содержание, классификация.
57.Психометрические требования к построению и проверки психодиагностических методик.
58.Валидность: понятие, основные виды (по содержанию, по критерию, конструктивная).
59.Определение надежности измерительного эксперимента. Определение стабильности изучаемого признака. Определение константности. Понятие корреляции.
60.Стандартизация. Требования, соблюдаемые при проведении психодиагностического исследования.
61.Психодиагностическое заключение: понятие, основные содержательные блоки, правила составления. Отличия психодиагностического заключения от психологического диагноза.
Клиническая психология
76.Психологическая характеристика различных видов нарушения сознания.
77.Патология восприятия: клиническая и психологическая феноменология.
78.Виды нарушений памяти.
79.Нарушения мыслительной деятельности.
80.Патология эмоционально-волевой сферы.
81.Экспериментально-психологические исследования патологии личности.
Психофизиология
82.Теория функциональных систем П.К. Анохина.
83.Психофизиологическая проблема, ее аспекты, варианты решения
Педагогическая психология
84.Психологическая характеристика педагогического процесса, его структурные компоненты.
85.Психологические проблемы взаимодействия учителя и ученика в педагогическом процессе: гуманизация отношений.
Социальная психология
86.Социальная психология как отрасль психологической науки.
87.История западной и отечественной социальной психологии: ключевые события.
88.Социальные установки личности и их роль в поведении.
89.Общение как объект социально-психологического исследования.
90.Психология социальной перцепции и психология межличностных отношений.
91.Малая группа как объект социально-психологического исследования.
92.Психология лидерства в малых группах.
93.Психология межгрупповых отношений.
94.Большая социальная группа как объект психологического исследования. Психология толпы как большой социальной группы.
Психология труда
95.Структура трудового процесса. Метод профессиографии.
96.Труд как ведущая деятельность человека. Отличие труда от игры, учения, общения. Отличительные признаки субъекта труда.
97.Профессионально важные качества и методы их диагностики. Понятия профпригодности и профессиональной компетентности.
98.Индивидуальный стиль трудовой деятельности.
99.Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.
100.Классификация профессий (по Е.А. Климову).
101.Концепции трудовой мотивации.
Психология конфликта
104. Структура, динамика и функции конфликта.
105. Управление конфликтами.
Психология общения
106.Структура процесса общения: краткая характеристика компонентов и их психологические особенности.
108. Невербальное общение: его структура, функции, особенности интерпретации
Организационная психология
109.Человек в социальной организации
110.Психолог в социальной организации: направления и формы работы
Современная психотерапия
118.Психотерапевтическая помощь клиенту в решении психологической проблемы: основные подходы и базовые психотехники.
119.Практические методы классического психоанализа.
120.Что такое психологическая защита? Виды защит.
121.Основные идеи бихевиористской психотерапии.
122.Основные идеи гуманистической психотерапии К.Роджерса.
123.Основные идеи и методы телесной терапии В.Райха.
124.Принципы и методические приемы гештальттерапии.
125.Игры и сценарии в концепции Э.Берна.
126.Экзистенциальная терапия В.Франкла и методы парадоксальной интенции и дерефлексии.
Психобиоритмология
141.Психобиоритмология как наука, история становления и развития, направление практического использования.
142.Суточные (циркадианные) ритмы показателей функционального состояния человека.
143.Ультрадианные и инфрадианные ритмы человека.
144.Внешний и внутренний десинхроноз человека.
145.Характерные виды суточных колебаний работоспособности человека.
146.Влияние сменной (день-ночь) работы на функциональное состояние человека.
Вопросы по профилю
147.Предмет и объект психологии экстремальных и критических ситуаций.
148.Саморегуляция как способность изменения и коррекции психических состояний (телесного, эмоционального, познавательных процессов, нравственно-духовных).Принципы, средства и методы
149. Классификация основных видов аддиктивного поведения. Основные методы коррекции химической зависимости. (добавлено)
150.Интерактивные методы коррекции личности. Виды, базовые процедуры.
151.Геронтопсихология как самостоятельная отрасль психологической науки: проблемы, предмет, задачи. Значение геронтопсихологии в процессе психологического консультирования пожилых людей.
152.Социально – психологические и медико – биологические факторы возникновения наркоманий.
153.Методика этнофункциональной психодиагностики и общие принципы этнофункциональной психотерапии
Введение в профессию
1.Особенности психологического знания и определяемые ими требования к психологу-профессионалу
2.Модель специалиста и характеристика ее компонентов (профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль)
3.Факторы успешной профессиональной деятельности психолога и критерии оценки его профессиональной деятельности
4.Этический кодекс и система норм поведения психолога при проведении обследования
5.Различные формы существования психологического знания и их характеристика
Общая психология (все разделы)
6.Природа психического, его специфические характеристики и функции.
7.Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.
8.Системный подход в психологии и его характеристика.
9.Роль и значение общей психологии для развития психологической науки. Психологические теории: структура, требования, классификация.
10.Проблема закона в психологии: трудности и варианты решения, классификация и примеры психологических законов..
11.Методы психологического исследования: классификация и их характеристика.
12.Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений.
13.Восприятие: свойства, виды и основные закономерности. Теории восприятия.
14.Мышление, его виды, основные мыслительные операции.
15.Память, ее основные виды и их характеристика. Теории и феномены памяти.
16.Внимание: основные характеристики и классификации видов внимания.
17.Теории внимания и методы исследования внимания.
18.Эмоции, их функции и свойства. Теории эмоций.
19.Проблема воли в психологии: понятие, структура и подходы к ее изучению и пониманию.
20.Структура индивидных и личностных свойств человека и их общая характеристика.
21.Темперамент: характеристика и место в структуре психики, основные теории и современные подходы к изучению.
22.Гуморальные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
23.Конституциональные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
24.Факторные теории темперамента: их характеристика, достоинства и недостатки.
25.Психофизиологические теории темперамента: их характеристика, достоинства и ограничения.
26.Функциональные асимметрии человека (моторная, сенсорная и психическая) и их изучение в психологии.
27.Сущность и место характера в структуре целостной индивидуальности. Принципы научного характерологического исследования. Факторы формирования характера и его структура.
28.Проблема способностей в современной психологии: понятие, основные теории и подходы к типологии.
29Основные проблемы и направления в исследовании мотивации. Основные зарубежные (К.Левин, З. Фрейд и др.) и отечественные (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас) теории мотивации.
30.Сознание как психический феномен: его структура, функции и характеристики.
31.Деятельностный подход в психологии. Строение деятельности и ее виды.