Эмоциональные свойства личности.
Характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у человека, являются его эмоциональными свойствами и определяют его эмоциональность. В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях. Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного. Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.
Эмоциональностьтрактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т. п Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от типа нервной системы и влияний, испытывавшихся с момента рождения.
Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента, и таким образом подтверждают мысль о том, что эмоциональность в некоторой степени определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками
Эмоциональность имеет сложную структуру. К ее основным компонентам относятся:
эмоциональная возбудимость,под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражимость. К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия – социальные события общение, окружающих людей;
сила эмоций.Функция этого свойства – энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными;
эмоциональная устойчивостьсопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, терпеливость, ведущие к стабильности деятельности. Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора: 1) время появления эмоционального состояния при длительном или постоянном действии эмоциогенного фактора– чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость; 2) сила эмоциогенного воздействия– чем больше должна быть сила воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость;
эмоциональная лабильностьподвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями. Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется «вязкостью» эмоций, их стабильностью трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;
тревожностьэмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на реальную опасность тревога есть осознаваемое эмоциональное состояние без конкретного содержания, переживание неопределенной, диффузной, безобъектной угрозы. Стимулы или условия, порождающие тревогу, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности.
Тревогу обычно подразделяют на реактивную (тревогу как состояние) и личностную тревожность. Тревога как состояние – это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности – это склонность индивида испытывать состояние тревоги.
Общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми, обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.
.
Управление эмоциями.
Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее, эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно, нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.
Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание, о чем вы узнали выше, чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.
Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах: 1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния); 2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент); 3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции). Ситуативно использование данных способов контроля над эмоциональными проявлениями может быть оправдано. Однако постоянный контроль эмоциональных проявлений приводит к тому, что человек перестает «узнавать» свои эмоции, может затрудняться в определении того, что же он на самом деле чувствует в настоящий момент, таким образом, утрачивает важнейший ориентир в действительности.
Итак, нужно найти эффективные способы устранения нежелательных эмоциональных состояний, не приводящие к неврозу или сбросу напряжения на телесный уровень, а также, способы вызова желательных эмоций, которые могут способствовать оптимизации настроения и творческой деятельности.
Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.
В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др. Овладение любым из названных способов саморегуляции для начала лучше осуществлять под руководством специалиста. И не забывайте, что овладение своими эмоциями потребует длительного времени.
Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:
· Отключение (отвлечение). Умение думать о чем угодно, только не о том, что огорчает или тревожит. Отвлечение использовалось еще в русских лечебных заговорах как способ устранения нежелательных эмоций. Отвлечение требует немалого волевого усилия, именно оно в итоге определит успешность отвлечения;
· Переключение. Связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т.п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности;
· Снижение значимости предстоящей деятельности. Осуществляется путем придания событию меньшей ценности или вообще переоценке значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «это не трагедия» и т.п.;
· Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, если не поступлю в этот институт, то пойду в другой);
· Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
· Откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;
· Физическая разрядка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»). Для этого можно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т.п.
Для актуализации желательной эмоции можно использовать свое воображение. Человек вспоминает ситуацию из своей жизни, которая сопровождалась сильными позитивными переживаниями. Очень скоро прошлая радость или гордость за себя, пережитая ранее, начнут «работать» в настоящем, меняя актуальное состояние. Для вызова желательных эмоций можно использовать музыку. Музыка является настоящей властительницей чувств и настроений человека. В одном случае она способна ослабить излишнее возбуждение, в другом – изменить грустное настроение на веселое, в третьем - придать бодрость и снять усталость.