Виды эмоционального реагирования.
Учитывая параметр длительности, можно говорить об эмоциональных переживаниях мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбой», наблюдались в течение трех дней) и хронических, что имеет место в патологии.
При дифференцировании эмоциональных состояний по параметру интенсивности и глубины, чаще всего, используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом – эмоции высокой интенсивности (аффекты).
С.Л.Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня:
· Первый – это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия – неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями человека. Примером этого могут служить наши ощущения, имеющие своеобразную эмоциональную окраску или тон (приятный или неприятный запах и т.п.), или ощущения более общего характера, отражающие самочувствие человека и не связанные в его сознании с конкретным предметом (беспредметная тоска, тревога или радость);
· Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, по С.Л.Рубинштейну, составляют предметные чувства – эмоции. Человек осознает причину эмоционального переживания. На смену беспредметной тревоги приходит конкретный страх (например, грозы, тяжелого заболевания, одиночества и др.). Сами чувства, в таком случае, дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, интеллектуальные, эстетические и моральные. Этому уровню принадлежат такие чувства, как любовь или ненависть к определенному человеку, восхищение одним предметом и отвращение к другому, негодование по поводу какого-то события, удивление в связи с поступившей информацией и т.п.;
· Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности абстрактному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Они могут иногда выступать как частные состояния, связанные с конкретным событием, однако, чаще они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. С.Л.Рубинштейн называет их мировоззренческими чувствами.
Выделяя уровни эмоционального реагирования, С.Л.Рубинштейн предпринял попытку наметить эволюционный путь развития эмоциональной сферы человека.
Существуют и другие классификации эмоций. В соответствии с предложением И.Канта, эмоции принято делить на стенические (от греческого «стенос» – сила), т.е. тонизирующие, возбуждающие, обеспечивающие энергичное действие, и астенические – подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие.К стеническим относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астеническим – тоска, тревога, благодушие. В отечественной психологии традиционно принято выделять: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты) и настроения.
Стресс и его виды.
В законченном виде учение о стрессе, как общем адаптационном синдроме при действии различных повреждающих агентов, было сформулировано Г.Селье. Первоначально Г.Селье и его сотрудники уделяли внимание лишь биологическим и физиологическим аспектам стресса. Поэтому стало традиционным понимание стресса как физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии:
· реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);
· стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;
· стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.
По мере изучения стресса, Г.Селье пришел к пониманию роли психологического фактора в его развитии. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт второй мировой войны.
В настоящее время не возникает сомнений в том, что любой стресс является и физиологическим, и психическим (эмоциональным).
Нередко в стрессовой ситуации человек вынужден вести себя сдержанно, полностью контролирует свое поведение, принимает точные и ответственные решения, однако, при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям. Как писал К.М.Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать внутренние органы», И тому есть много доказательств.
В настоящее время хорошо известно, что в результате психической травмы у человека может возникнуть патология внутренних органов, вплоть до онкологических заболеваний. Различные люди реагирует на одинаковые нагрузки по-разному. У некоторых при стрессе эффективность деятельности продолжает расти до некоторого предела («стресс льва»), у других – сразу же падает («стресс кролика»).
В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.
Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.
В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.
Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.
Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.
Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир