Воспитание и самовоспитание личности.
Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. Современные научные представления о воспитании, как процессе целенаправленного формирования личности, сложились в итоге длительного противоборства педагогических идей. В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах существует и в настоящее время.
Немецкий педагог И.Ф.Гербарт, будучи ярким представителем этого подхода, сводил воспитание к управлению детьми. Цель такого управления – подавление «дикой» резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Таким образом, основным методом воспитания для Гербарта стал надзор за детьми, осуществляемый в приказаниях.
Фактическим протестом против авторитарного воспитания явилась теория свободного воспитания, предложенная Ж.Ж.Руссо. Руссо и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Русский педагог П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие организма, при этом, не учитывая очень важного, с точки зрения современной педагогики, «двустороннего» характера воспитания. В концепции Блонского ребенок выступал преимущественно как объект воспитания.
Современная педагогика исходит из того, что понятие воспитания отражает не прямое воздействие, а взаимодействие педагога и воспитуемого, их постоянно развивающиеся отношения. В.А.Сухомлинский пишет: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает».
Целью воспитательного процесса является формирование определенных качеств личности, соответствующих идеалам общества и обеспечивающих ее позитивный вклад в жизнь этого общества. Однако целенаправленное формирование желаемых качеств осуществляется не только благодаря внешним воздействиям родителей или педагогов, сама личность на определенном этапе своего развития может ставить перед собой подобные цели, которые можно назвать целями самовоспитания. Самовоспитание– это процесс формирования себя в соответствии со своим идеалом и возможностями. При определении задач самовоспитания важно задуматься над тем, насколько то, что мы хотим сформировать у себя, гармонично «впишется» в имеющийся комплекс личностных особенностей, насколько это естественно, органично для нас, станет ли это «восхождением к индивидуальности», к обретению собственной целостности и уникальности.
Воспитание и самовоспитание – это процессы, осуществляемые постоянно, хотя очевидно, что с возрастом роль самовоспитания может возрастать, превалируя над долей воспитательных воздействий.
Воспитание и самовоспитание личности – две составляющих одного процесса, главной целью которого является адаптация ребенка к общественной жизни и формирование в нем определенных качеств.
Само понятие «воспитание» имеет несколько значений. В философском смысле – это приспособление индивида к условиям жизни. Воспитание с социальной позиции - это передача опыта старшим поколением – младшему.
С педагогической точки зрения воспитание рассматривается как процесс всестороннего влияния на человека (в широком значении) и направленное воздействие на ребенка, целью которого является формирование определенных качеств у воспитуемого.
Самовоспитание же – это процесс, направленный на реализацию себя как личности, на приспособление к жизни в обществе, осуществляемый самим человеком.
Фактически, и воспитание и самовоспитание личности - имеют своей целью решить проблему отношений «человек-общество».
Воспитание – процесс «обработки» ребенка, своеобразная «лепка» , где материалом является несформированная личность, а скульптором – родители, воспитатели, учителя.
Результат воспитания зависит и от того, насколько податливым окажется ребенок, и от «мастерства» самих воспитателей.
Самовоспитание же зависит от психологических качеств самого человека, а так же предполагает определенный уровень воспитанных в нем качеств, таких как самоанализ, самооценка, терпение, умение сравнивать свои поступки с поступками окружающих, умение преодолевать преграды и стремление к совершенствованию.
Отсюда можем сделать вывод, что воспитание и самовоспитание личности понятия не просто взаимосвязанные, но и вытекающие одно из другого, ведь самовоспитание невозможно без воспитания определенных качеств в человеке. Поэтому в формировании человека огромную роль играет и воспитание, и самовоспитание личности.