Занятие 24. в каждом человеке есть светлые и темные качества
Разминка
«Неоконченные предложения». (См. занятия 14, 15.)
«Я надеюсь...», «В будущем я хочу...», «Мои родители хотят, чтобы в будущем я...», «Я стараюсь ...»
«Психологическая загадка». (См. занятия 14, 15.)
«Человек, который относится по-дружески к окружающим (как к друзьям)». (Дружелюбный.)
«Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания». (Любознательный.)
«Откровенный человек, честно выражающий свои чувства». (Искренний.)
«Человек, который помогает другому без пользы для себя». (Бескорыстный.)
«Птичий двор». (Аналогично игре «Джунгли», см. занятие 15.)
«Чьи ладошки». Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди тихонько подходят к нему, на несколько секунд кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо догадаться, чьи ладошки «приходили к нему в гости».
«Темные и светлые мешочки»
Ведущий рисует на доске два больших мешка, достает заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей и предлагает ученикам коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под «темными» качествами будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» — те, которые помогают.
«Светофорики»
Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4—5 см. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет.) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми он делает вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
Сказка «Перчатка»
В старом стенном шкафу, который возвышался до потолка, с большими зеркалами и скрипучими выдвижными ящиками, жили разные вещи. В одном из выдвижных ящиков лежали и вечно спорили две перчатки. Их положила туда хозяйка до будущей зимы, да еще связала вместе, чтобы не потерять. Перчатки были теплые, почти новые; зимой рукам в них было тепло и уютно. Разница между ними была лишь в том, что одна была Левая, а другая — Правая.
Правая носила сумку, открывала двери, выполняла всю работу и, как результат, — чуть больше износилась. Левая же перчатка носила часы, браслеты, иногда на нее надевали колечко с бирюзой. Левая перчатка чувствовала себя самой изысканнффой и элегантной из всех левых перчаток и почти не замечала ни соседей по ящику, которые, конечно, уступали ей по красоте, ни других левых перчаток, встречающихся на улице. Поэтому ее очень возмущало, что пару ей составляет такая грубая, жесткая натура, как ее сестра.
«Как ты можешь так жить! — говорила Левая перчатка Правой. — Ты работаешь целый день, ты держишь и грязные деньги, и бумажки, и самый различный хлам, а потом лежишь рядом со мной! Я веду светскую жизнь — кому-то махну рукой, на что-то укажу, не ношу тяжелые сумки и чище тебя. Зачем ты мне нужна, когда мне и без тебя хорошо?»
Не успела Левая перчатка закончить свою речь, как ящик шкафа открылся и на перчатки пролился свет. Хозяйка вынула их из ящика, надела на себя и собралась уходить. Перчатки проболтали все лето и не заметили, как опять наступила зима. Хозяйка вышла на улицу — там было прохладно, падал снег и в воздухе чувствовалось что-то загадочное, даже волшебное... Хозяйка долго гуляла, Левая перчатка каждый раз вздрагивала, когда Правая без особой надобности то похлопывала, то теребила ее. Когда Правая перчатка в очередной раз потерлась о Левую перчатку своими грубыми пальцами, та не выдержала, и как только хозяйка сняла ее и положила в карман, она выпрыгнула оттуда со словами: «Прощай, я больше не хочу быть рядом с такой грубой и невежественной сестрой. Я наверняка займу почетное место где-нибудь в другом доме».
Перчатка упала прямо на тротуар, она еще не знала, что одна никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой-то прохожий поднял ее, повертел в руках... «Это моя судьба», — подумала Левая перчатка, но ошиблась, — прохожий повесил ее на сучок дерева, где она провисела три дня, думая про себя, что все великие перчатки начинали так.
Когда на ней стали появляться сосульки, когда она обледенела и внутри и снаружи, ею заинтересовалась пролетавшая мимо ворона. Ее привлекло пятно на покрытой снегом ветке. «Ну вот, — с облегчением вздохнула перчатка, — не зря же я здесь вишу. Это, наверное, чей-нибудь посыльный, и меня сейчас доставят в большой красивый дом. Пусть я немного замерзла, но по-прежнему неповторима».
У вороны были другие планы — она схватила Левую перчатку, потрясла ее, сбив сосульки, и понесла к себе в гнездо. Сообразив в чем дело, перчатка умудрилась вырваться и, пролетев через весь двор, упала в сумку старьевщика. Старьевщик был очень удивлен необычному появлению перчатки и, повертев ее в руках, убрал обратно в сумку.
«Ну вот, я почти дома, — подумала про себя перчатка, — сейчас меня принесут, постирают, погладят, и я буду опять как новая».
Вскоре они добрались до дома, где перчатку вместе с остальными старыми вещами свалили в кучу. Перчатка начала понимать, какую ошибку она совершила, сбежав от своей хозяйки. Среди старых вещей ходили разговоры, что ее, элегантную перчатку, хотят распустить на нитки и смотать в клубок. Она очень этого боялась, так как потерять свою неповторимую форму — значило умереть! В тот момент она больше всего завидовала своей Правой сестре, которая лежала в теплом уютном шкафу.
Левая перчатка готова была выполнять любую, хоть самую грязную работу, лишь бы не лежать здесь, на этом холодном и грязном полу, и не слушать сплетни этих стариков. Она поняла, что только дома и только рядом с сестрой и хозяйкой она может быть в безопасности и что не стоит отказываться от любой работы, а тем более насмехаться над ней и пренебрегать работой других.
Перчатка погрузилась в мрачные мысли, как вдруг услышала знакомое рычание, и чьи-то зубы крепко схватили ее и куда-то понесли. Она узнала собаку своей хозяйки и молила судьбу только об одном — чтобы ее отнесли домой.
Собака выбежала из лавки старьевщика и, пробежав еще немного, бросила перчатку на землю. Испуганная, порядком износившаяся, грязная и порванная перчатка упала к ногам хозяйки... Та подняла ее, отряхнула и положила в карман.
С того момента Левая перчатка опять живет в ящике большого шкафа, крепко дружит с Правой перчаткой и с другими вещами в шкафу. Помогает сестре носить сумки, а также по хозяйству. Никогда не зазнается.
По возвращении Левой перчатки домой был устроен большой праздник, Левая и Правая перчатки веселились всю ночь, пока их хозяйка спала. Они танцевали, пели песни, с ними веселились и другие вещи в шкафу. Им было так хорошо и приятно вместе, что все их друзья радовались за двух сестер и уже точно знали, что их дружба крепкая, водой не разольешь.
При обсуждении необходимо подчеркнуть, что герои в разное время проявляли различные качества.
ЗАНЯТИЕ 25. КАКОЙ Я
Разминка
«Неоконченные предложения». (См. предыдущее занятие.)
«Я злюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...», «Я печалюсь, когда...», «Я не люблю, когда...»
«Психологическая разгадка». Ведущий предлагает детям придумать психологические загадки по «разгадкам» — качествам людей. В качестве «разгадок» можно использовать такие качества, как честность, доброта, справедливость и т. п.
«Холодно — горячо». Ведущий прячет в классе какую-нибудь небольшую игрушку. Выбирается водящий, который должен ее найти. Остальные ученики помогают ему одним из разрешенных способов, например жужжанием (мычанием, хрюканьем, пыхтением). После нескольких туров игры можно прятать игрушку в одежду ведущего, который перемещается по классу и путает водящего.
«Цыганка»
Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами: «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». (Обязательно обращение на ты.) Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них «светлыми» качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет ее ребенку со словами: «Правильно я нагадала?» Ребенок может начать сомневаться, отказываться от качества. Ведущему важно, с одной стороны, поддержать размышления ребенка о том, какой он на самом деле, с другой — убедить в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению группу.
Сказка про дружбу
Это было давным-давно. В неизвестно какой стране, неизвестно каком городе. И уж тем более неизвестно в каком доме, но зато с вполне определенным человеком. Этого человека звали... впрочем, я не стану называть его имени. Вы все равно его не знаете, хотя все может быть!
Так вот, жил наш герой и жил. Всего у него было в достатке. Родители никогда и ни в чем ему не отказывали. Но у него не было, может быть, самого главного — друзей. Мальчик ни с кем не мог поладить. Причем он даже не думал, что причина в нем самом. Он просто не замечал людей. Он только требовал от них того, что ему было нужно. Если у кого-то случалось несчастье или человек грустил, наш герой мог запросто подойти к нему и начать весело рассказывать о том, как он прекрасно отдохнул вчера в цирке. Он не любил или не умел слушать людей. Он делал это не со зла, это получалось само собой. Ведь никто и никогда не говорил ему, что он поступает неправильно.
Однажды он пришел домой и, как обычно, кинул свой рюкзак на кровать. «Все ребята отвернулись от меня, никто не хочет дружить со мной, наверное, у меня никогда не будет друзей», — подумал мальчик. «Зато теперь у тебя есть я», — вдруг раздался чей-то голос. Мальчик испугался. «Кто это?» — спросил он и тут же увидел маленькое существо, которое сидело на кровати и с восторгом смотрело на него.
Это было что-то непонятное. Такого он еще никогда не видел. Существо было белое, почти прозрачное, но доброе — это чувствовалось сразу. Вскоре они подружились Существо рассказало, что его зовут Илис. Мальчик и Илис проводили вместе все вечера после школы. Илис помогал мальчику делать уроки, играл с ним и даже научил летать. Иногда, когда они совершали лунные полеты над спящим городом, они разговаривали о разных вещах. Илис хоть и был маленьким, но уже много знал.
– Откуда ты, — спросил как-то мальчик.
– Это здесь, рядом, но вы этого не видите. Я пришел сюда из другой страны – где умеют летать, где сны сбываются и где люди живут счастливо. Это совсем близко.
– Скажи, — опять спросил мальчик, — ты такой умный и знаешь ответы на все вопросы, может, ты знаешь, почему у меня нет друзей? Почему все отворачиваются от меня?
– Все очень просто, — ответил Илис, — надо научиться слушать сердцем. Надо любить людей, а значит, прислушиваться к ним. Не всегда то, что интересно тебе, интересно другим. Надо уметь жить для других. Это и легко и трудно одновременно.
– Спасибо, — радостно, с улыбкой ответил наш герой, — как хорошо, что ты у меня есть. Ты по-настоящему мой друг.
Вдруг на лице Илиса исчезла улыбка.
– Я не всегда буду здесь, лишь на время. Потом... потом меня не станет.
Шло время. Илис и мальчик по-прежнему целыми днями играли, а по вечерам Илис учил нашего героя разным нужным вещам. Илис смотрел на своего друга и с каждым днем становился все грустнее и грустнее. Что-то его сильно тревожило, что-то, что знал только он один. Однажды мальчик, как обычно забежав к себе в комнату и швырнув рюкзак на кровать, радостно произнес:
– Илис, ты не поверишь, сегодня самый счастливый день в моей жизни. У меня наконец появился друг. Друг, о котором я так давно мечтал. Это так прекрасно, когда рядом есть человек, который всегда готов тебе помочь, который, как бы не было ему плохо и какое бы не было у него настроение, всегда готов тебя выслушать, когда все тяготы в жизни делятся пополам, а радости умножаются вдвое. Как это прекрасно — иметь друга!
Мальчик все рассказывал и рассказывал про свой самый счастливый день, но никто его не слышал. Он не знал той тайны, которую знал Илис. Мальчик научился всему тому, чему учил его Илис. Он нашел себе друга. И Илиса не стало. Он был больше не нужен. Он выполнил свою миссию и исчез. Узнав об этом, мальчик очень расстроился. Память о нем навсегда осталась с мальчиком, Илис жил у него в сердце. Когда наступали тяжелые времена, мальчик всегда советовался с Илисом и всегда поступал так, как подсказывало ему его сердце.
При обсуждении уточняется, что значит «научиться слушать сердцем».
ЗАНЯТИЕ 26. КАКОЙ ТЫ
Разминка
«Неоконченные предложения». (См. занятия 14, 15.)
«Большинство ребят нашего класса...», «Мне нравится, когда ребята...», «Я не люблю, когда смеются...»
«Психологическая разгадка».(См. занятие 17.)
«Найди игрушку». Игрушка прячется в столе одного из участников в отсутствие водящего. Затем ребята называют отличительные качества того участника, у которого спрятана игрушка. Когда водящий находит игрушку, то сообщает, какие качества помогли ему ее найти.
«Цыганка»
(См. занятие 17.)
Выполняется со следующим усложнением. В роли цыганки выступают сами ребята. Они должны не только «погадать», но и доказать, что «вытащенное» качество у того, кому гадают, есть.
«Заяц-Хваста»
Ведущий: «Давайте вспомним сказку про Зайца-Хвасту и тетку Ворону. В сказке Заяц-Хваста стоял на пенечке перед другими зайцами и хвастал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!» А тетка Ворона потрепала его за ушко и не разрешила хвастаться. А потом прибежали собаки, поймали тетку Ворону и начали ее трепать, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц — не хвастун, а молодец. Сейчас каждый из вас побудет немножко Зайцем-Хвастой, встанет на стул и очень громко скажет: «Я самый-самый...».
Не у всех детей получится с первого раза похвастаться, многие будут стесняться. Настаивать не стоит, при неоднократном выполнении упражнения его начнут делать практически все.
После того как все дети побывают «зайцем», можно предложить им подумать о том, что большинство детей на самом деле не хвастались, а говорили о себе правду. Можно предложить снова на стульчике повторить фразу о себе, только без слов «самый-самый», а группе хором повторить ту же фразу, например: «Ты умный, красивый и ласковый».