ЗАНЯТИЕ 19 ЗАНЯТИЕ 20 - диагностические
ЗАНЯТИЕ 21. КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ
Разминка
«Зеленый крокодил в синей шляпе». Ведущий предлагает детям подумать и сказать, что они будут делать, если к ним сейчас постучит в дверь и войдет большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди «раскрывают» свои варианты.
Затем им предлагают для обсуждения следующие ситуации.
«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»
«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик...»
Можно предложить детям самим придумать ситуации.
«Угадайка». Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа и угадать, что нравится в нем его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. После этого они выбирают правильно угадавших. (Хотя чаще всего дети, о которых говорят, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок.) После первого круга можно организовать второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
«Снежная королева»
Ведущий: «Давайте вспомним сказку «Снежная королева». Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попадали людям в глаза. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, с помощью которых, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, что человек иногда от всех прячет. Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что они надеты, посмотрите внимательно на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом».
Ведущему следует первому «надеть очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры участники поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматривающих. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в «очки» можно увидеть все больше и больше хорошего. Можно предлагать всей группе «надевать очки» и разглядывать в них поочередно каждого члена группы.
Далее ведущий предлагает вспомнить те слова, которые помогли ребятам «разглядеть» друг друга: честный, добрый, веселый и т.п., и записывает их на доске. На этом занятии вводится понятие «качества людей».
Сказка «Кузя»
Давным-давно жил маленький мальчик Боря со своими многочисленными игрушками. Среди этих игрушек был странный слоненок по имени Кузя, вызывавший общие насмешки своим неказистым видом. Как ему было обидно!
Долго лежал Кузя среди других игрушек, горько размышляя, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни Боря, ни другие игрушки. Все остальные игрушки – красавцы как на подбор, а он ободранный, ни красоты, ни проку.
И вот однажды он оказался в грузовике, который ехал в детский дом к детишкам, у которых не было родителей. Слоненок находился в большой компании других игрушек, и, как всегда, тут же нашлись и добрые, и завистники. Последних оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу его внешности. И так ему стало больно за все эти годы страданий и издевательств! В довершение всех унижений грузовик неожиданно тряхнуло, слоненок вылетел из кузова, закувыркался на дороге и остался одиноко лежать у обочины.
Шло время, а Кузя так и лежал у обочины. Но однажды проезжавший мимо мусоросборщик подобрал слоненка, погрузил его вместе с другим мусором на баржу и поплыл к самому глубокому месту, где обычно сбрасывали никому не нужный хлам.
Пока они плыли, Кузя размышлял: неужели только для этого он появился на свет! «Если это конец, — подумал он, — то надо хотя бы иметь мужество и выброситься самому... по своей воле... уйти глубоко под воду по своему выбору!» Так он и сделал. И был немало озадачен и смущен, обнаружив, что не только не потонул, но, напротив, закачался на волнах и даже поплыл своим особым стилем.
Оглянувшись, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса лодки, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. На душе у него стало радостно. Так он и плавал по волнам, пока его не выбросило на берег. Опять безнадежность! До чего же бессмысленной казалась ему его жизнь! Погревшись на солнышке, слоненок как-то незаметно уснул под равномерный шорох волн.
Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые его подняли. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки Марины, которая с восторгом повторяла: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На него никто еще не смотрел с такой любовью... и никогда он не слыхал такой похвалы в свой адрес... никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. Слоненок был в полной растерянности, но его ловко подхватили и доставили туда, где было много других слонят и где все восхищались его неповторимостью. Марина ловко посадила его среди других игрушек. Все относились к нему с большим почтением. Мало того, было признано, что это самый прекрасный слоненок из всех слонят!
Кузю неоднократно представляли разным людям, говоря, что это самый лучший слоненок, который был подарен морем, и он завоевал огромное количество симпатий. Все отмечали его изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств.
«Сколько бедствий я перенес, — думал слоненок Кузя, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и покойно!»
(М. Полунина)
При обсуждении обращается внимание детей на важность добрых слов и доброго отношения девочки Марины, которые полностью изменили жизнь слоненка.