Сказка «О путнике и его беде»

Знаешь, мне вдруг вспомнилась одна история. Произошла она в те далекие времена, когда люди еще не знали ни телефонов, ни телевизоров, ни машин. Когда вокруг были одни зеленые леса да поляны, а жизнь текла спокойно и размеренно. Почти как у бабушки в деревне.
В те далекие времена люди не знали, что Земля делится на материки и острова, но слышали, что далеко-далеко живут воинственные племена, которые непонятно почему нападают на мирных жителей, грабят селения, сжигают дома и уходят дальше. В общем, приносят с собой горе и разорение.
Надо еще сказать, что жили эти люди не в городах, как мы с тобой, а в небольших селениях, находящихся далеко друг от друга.
В одном из таких селений и произошла наша история. На окраине этой деревушки с Той Самой Стороны, откуда приходили обычно разорители, находилась старая березовая роща. Однажды как раз с Той Самой Стороны пришел одинокий странник. Вроде обычный человек, но что-то отличало его, то ли одежда, то ли еще что, а скорее всего широкая открытая улыбка, на которую так и хотелось улыбнуться в ответ. Так вот, этот путник решил передохнуть и остановился в березовой роще. Присел на траву, закрыл глаза... и услышал тихий шелест деревьев, как будто они пели ему колыбельную, солнечные зайчики, пробиваясь сквозь листву, затеяли свою игру на его лице, и он чувствовал, как эти теплые пятнышки перескакивают со щеки на лоб, со лба на подбородок. И так хорошо стало путнику, что решил он в деревне остаться.
А пока он сидел под деревом, к нему подошел седой старик, присел рядом и спросил: «Откуда путь держишь, чужестранец?» – «Я уже и не помню, где начал свой путь. Знаю только, что где бы я ни появился, я все время приношу с собой горе. Вроде бы стараюсь помочь добрым людям, но обязательно делаю что-то не то, вот и ухожу подальше от печалей». – «Разве можно уйти от своих печалей?» — спросил старик. «Конечно, — улыбаясь, ответил путник. — Уходя, ты оставляешь печаль на месте, а с собой берешь только радость». Они еще о чем-то долго разговаривали, а потом старик предложил путнику остановиться у него. Так и остался тот жить в селении, помогал жителям, чем умел, а когда узнал про воинственные племена, спросил: «Неужели вы ни разу не пытались дать им отпор? Нет? Тогда надо этому научиться!» Он пошел в дом и вынес оттуда тяжелый, блестящий на солнце меч. «С помощью такого меча и храбрости в душе можно победить любого врага!» — сказал путник и взмахнул мечом, который со свистом рассек воздух. Самые храбрые юноши в деревне пошли в ученики к чужестранцу. После тренировок он любил пойти в березовую рощу, посидеть на зеленой траве, прислонившись спиною к теплому белому стволу, послушать шепот листвы. Это было его самым любимым местом в округе.
Но однажды настал тот страшный день, которого так боялись жители селения. Как-то поутру они услышали бряцанье металла и топот тысячи ног, а потом увидели огромные полчища воинов. Защитники селения были наготове и ждали врага на большом поле, что было как раз перед березовой рощей. Чужестранцы поначалу удивились, встретив отпор, но потом вынули из ножен свои острые мечи и ринулись в бой. Поначалу они стали теснить защитников деревни, но как только битва перешла в рощу, у жителей как будто прибавилось сил и они начали защищаться с удвоенной энергией.
Звон металла над рощей стоял невообразимый, повсюду блестели скрещиваемые в битве мечи. Путник, сражавшийся в самом центре битвы, уже даже не помнил, где он находится, он только знал, что надо убивать врагов, и он махал своим верным мечом во все стороны. Он уже ничего не ощущал, только взмах и удар, взмах и удар. Битва так захватила его, что не осталось никаких чувств, кроме злобы и ненависти да звона в ушах. Его уже не существовало, была только ненависть и... взмах-удар, взмах-удар. И вдруг... вдруг он споткнулся и упал. И снова стал собою. Он ощутил свои руки, дрожавшие от усталости, услышал вокруг необычную тишину, потом открыл глаза. Увиденное поразило его настолько, что он даже не смог пошевелиться.
Вокруг больше не было зеленой березовой рощи, остались одни белые пни, а среди них стоял старик и печально смотрел на путника. «Что случилось?» — спросил путник, когда обрел дар речи. «Ты так забылся в своем гневе, что не заметил, как бежали враги, ты все продолжал рубить. Наши воины тоже перепугались и убежали, а ты все рубил, рубил. Вот и порубил все деревья», — ответил старик. После этих слов путник сел и зарыдал, для него эта роща была самым дорогим на свете местом, а он погубил ее. Путник медленно поднялся, взял свой меч и, волоча его по земле, пошел прочь от деревни. Уходить в новые места у него уже не было сил, и он стал жить неподалеку, выстроив себе хижину на опушке леса. Свой меч он припрятал подальше. Больше путник не улыбался и никогда не появлялся в селении. Люди часто видели его бродящим по лесу, одинокого и печального.
Однажды с Той Самой Стороны на селение опять надвинулись враги. Началась битва, но жители поняли, что без могучей силы и ловкости путника им не справиться. Они послали за ним гонца. Путник равнодушно посмотрел на юношу и ответил: «Я поклялся больше не брать в руки меч, хватит, я приношу больше горя, чем радости. Я сдержу свою клятву». Так гонец и ушел ни с чем. Когда у защитников селения уже почти не осталось сил, к путнику пришел тот самый седой старик. Он посмотрел ему в глаза и тихо проговорил: «Если необходимо, то надо взять в руки самый большой меч. Просто не надо забывать, что ты взмахиваешь им и ты им ударяешь, просто помни, что только от тебя зависит, с какой силой и на что опустится твой меч». После этих слов старик побрел в деревню. «Да, — подумал путник, — от беды не убежишь, беду можно только победить». Путник отыскал свой меч и ринулся на помощь друзьям. Он сражался так же храбро, как и всегда, но постоянно помнил, зачем он здесь, и как только увидел первого убегающего прочь врага, сразу опустил меч. Это была победа, самая радостная победа в жизни путника. И он вновь улыбнулся.
На месте срубленной рощи выросла новая, и наш путник по-прежнему любил посидеть под деревом. Чем выше становились деревья, тем лучше он учился сдерживать себя в нужный момент и тем чаще улыбался.





(Кондратенков С.)

ЗАНЯТИЕ 18. РАЗНЫЕ ЧУВСТВА

Разминка

«Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.
«Покажи дневник маме». (См. занятие 10.)
«Шурум-бурум». Водящему предлагается загадать чувство, а затем, отвернувшись, с помощью интонации и произнося только слова «шурум- бурум», показать это чувство.
«Море волнуется». Водящий (а на первых порах это ведущий группы) начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, стыда и т.д.) на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.
«Волны». Для выполнения упражнения необходимы две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Ведущий называет детям по очереди то или иное чувство и просит с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха». Со старшими детьми можно обсудить, какими средствами они при этом пользовались.

«Закончи предложение»

Дети заканчивают предложения: «Радость — это когда...», «Печаль — это когда...», «Страх — это когда...», «Гнев — это когда...», «Обида — это когда...», «Стыд — это когда...».

«Ожившее чувство»

Участники делятся на шесть групп (в соответствии с шестью изученными чувствами). Каждой группе из цветной бумаги (с использованием красок) необходимо изготовить костюмы, маски своего чувства, придумать типичные фразы и подготовить одного «актера» для исполнения роли «чувства». На это занятие хорошо бы пригласить «постороннюю комиссию» (старшие ребята и учителя). Когда «актеры» готовы, участники садятся в зрительный зал, комиссия занимает свои места, а «чувства» по одному выходят на сцену. В дискуссии по поводу точности выражения чувств, то есть в определении «победителя», принимают участие не только комиссия, но и вся группа.

«Рисунок чувств»

Детям предлагается разделить лист бумаги на четыре равные части и, выбрав любые четыре чувства, выполнить маленькие рисунки.

Наши рекомендации