Развитие расстройства (болезни).

Основной материал в психологическом анамнезе составляют связанные с заболеванием изменения в трудовой и семейной сферах отношений больного. При психологической оценке изменений семейных отношений в связи с болезнью следует исходить из представления о том, что иногда болезнь служит своего рода психологическим индикатором и даже психологическим катализатором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано.

(назад)39. Метод наблюдения, изучение продуктов деятельности.

Наблюдение в психологии - описательный психологический метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется :в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения: Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

· сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Предмет наблюдения: Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения.

Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи, Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др., Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Как проводить наблюдение: Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

7. Средства наблюдения

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности.

Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ (буквально «анализ содержания»).

Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей.

Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация.

Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, методика Роршаха, Техника завершения предложений); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых вопросов анкет и т. п.Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество тематических высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.

(назад)40. Стандартизированные и нестандартизированные методы исследования когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы.

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличает:

· регламентация процедуры обследования, способов обработки и интерпретации результатов;

· стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);

· надежность и валидность методик.

Плюсы и минусы:

+ учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

+ меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс;

+ оперативность и экономичность;

+ количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;

+ возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;

+ возможность проведения группового обследования.

- жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;

- расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;

- отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);

- опора в основном на количественные показатели;

- статичность получаемой структуры индивидуальности.

К нестандартизированным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование нестандартизированных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Нестандартизированные методики получили название патопсихологических. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий.

Плюсы и минусы:

ü гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

ü возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

ü высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

ü стремление к всестороннему описанию личности.

û субъективизм диагностических суждений;

û сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

û значительные временные затраты на их проведение;

û непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Существует два принципа подбора методик для экспериментально-психологического исследования: 1) сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследовать проявления психической деятельности; 2) сочетание близких по направленности методик, что повышает надежность полученных результатов. Обычно в одном исследовании применяют 8-9 методик.

(назад)41. Тесты интеллекта.

Тесты интеллекта — предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.

Интеллект–совокупность всех познавательных функций индивида.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности. Результаты тестирования выявляют не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом.

Тесты интеллекта разделяются на 2 группы:

1) монометрические тесты (шкала Стэнфорд—Бине, тест Р. Кэттела);

2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (Векслера шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.). Собрание тестов, результаты которых могут быть объединены в одно значение.

Тесты интеллекта широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и др. факторов.


(назад)42. Тесты для исследования эмоциональной и личностной сферы.

Особенности личности и эмоциональной сферы - одни из основополагающих компонентов, составляющих психологический портрет человека. Их диагностика назначается отдельно или комплексно в составе полного обследования.

Задачи:

o Выявление особенностей, составляющих ядро личности пациента: темперамента, черт характера, слабых и сильных сторон, приоритетов и ценностей.

o Отслеживание личностных изменений под влиянием болезни, в ходе лечения.

o Дифференциальная диагностика психических патологий.

o Определение особенностей эмоционального реагирования, волевых проявлений.

o Поиск ресурсов для решения личностных проблем, борьбы со стрессовыми ситуациями и пр.

Показаниями к проведению такого исследование могут быть любые заболевания, врачебная экспертиза при постановке или отмене диагноза, прохождение комиссии на получение инвалидности, или – личное желание клиента больше узнать о своих особенностях.

Эмоционально-волевая сфера

Диагностика эмоциональной сферы осуществляется преимущественно при помощи стандартизованных тестовых опросников. Это шкала тревожности Спилбергера, шкала депрессии Бека, самооценка актуального эмоционального состояния, методика "Самочувствие, активность, настроение" и пр. Иногда применяются проективные методики, где необходимо давать ответы в открытой форме, проявлять творчество. Это тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Люшера и др.

Также существует большое количество методик, направленных на исследование других компонентов личности, но затрагивающих эмоционально-волевую сферу. Это тест Розенцвейга, рисуночные и др. Точный набор определяется в зависимости от поставленных задач, запроса клиента, его персональных особенностей.

Личностная сфера

Для исследования личностной сферы существует большое количество самых разнообразных методик, которые делятся на две большие категории:

o стандартные тесты: MMPI, личностный дифференциал и др.

o проективные: рисуночные тесты, незаконченные предложения, тест Роршаха и т.д.

Для полноценного исследования обычно применяется комплекс методик обоих типов. Набор тестов подбирается специалистом на основе стоящих задач, запроса клиента и его особенностей, времени, выделенного на работу и пр. Результаты тестов на изучение личностной сферы являются наиболее стабильными и не могут резко измениться за краткий промежуток времени.

(назад)43. Проективные методики.Основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик.

Различают следующие группы:

· конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла;

· конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого;

· интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации;

· катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях;

· экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему;

· импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим;

· аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории.

(назад)44. Методики диагностики динамики психических состояний.

В психологической диагностике психических состояний принято выделять три основные группы методов, с помощью которых можно оценить состояние человека:

· методы, направленные на изучение осознаваемых компонентов психических состояний (субъективно-оценочные методы);

· методы, направленные на изучение неосознаваемых психических состояний;

· методы, направленные на изучение экспрессивного (поведенческого) компонента психических состояний.

Субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний – это методы самооценки психических состояний. При помощи данной группы методов диагностируются состояния, которое человек сам способен осознать и описать в словесной форме. Это группа методов представлена двумя типами методик.

К первой группе относятся методики, которые представляют собой шкалы–градусники, по которым обследуемому необходимо оценить степень выраженности каждого признака, выбрав необходимую цифру, меду парами слов-состояний.

Ко второй группе относятся методики, которые представляют собой опросники, в которых приводится ряд признаков, описывающих то или иное состояние.

С одной стороны, применение субъективно-оценочных методов в диагностике психических состояний дает возможность:

· качественно интерпретировать психическое состояние;

· отделить одно состояние от другого и выяснить его феноменологическое содержание;

· оценить интенсивность испытываемого состояния;

· осуществить раннюю диагностику психических изменений, поскольку субъективная оценка более чувствительна к динамике состояния;

· получить широкий перечень состояний, доступных для обследования, как отдельного человека, так и целых групп;

· достаточно быстро и точно получить исследовательские данные, не требующие применения дорогостоящей аппаратуры и сложных методов обработки.

При этом использование субъективно-оценочных методов диагностики имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов:

· возможность неискреннего ответа, особенно в условиях конкурсного отбора;

· собственное понимание и толкование смысла определений, как используемых в общеупотребительной лексике, так и содержащихся в диагностических шкалах;

· расхождение в точности и широте описания состояний за счет разной степени сформированности у обследуемых способности к рефлексии и разного опыта их анализа;

· влияние состояния самого респондента на момент обследования;

· зависимость субъективных критериев оценки состояния от индивидуальных особенностей диагностируемого (например, оптимист оценивает свое состояние выше, чем пессимист).

Методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний, можно также разделить на две группы. К первой группе относятся физиологические методы, которые не являются собственно психологическими, но, тем не менее, используются психологами в своей работе. При помощи данных методов диагностируется функциональное состояние человека путем снятия психофизиологических показателей: частоты пульса, дыхания, КГР, электроэнцефалограммы мозга и т.д.

Ко второй группе данных методов относятся психологические проективные методики. Они направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека.

Методы, направленные на изучение экспрессивного компонента психических состояний, используются для описания того компонента эмоциональных состояний, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе и речи.

Выделяются два типа исследований эмоциональной экспрессии: исследования собственно выражения эмоциональных состояний (ее кодирования) и исследования узнавания (декодирования) знаков или признаков выражения эмоциональных состояний.

При изучении экспрессивного компонента психических состояний используются такие приемы, как прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон или на кинопленку.

(назад)45. Этические нормы и деонтологические принципы в профессиональной деятельности клинических психологов.

Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:

1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Одним из главных этических принципов клинического психолога - принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность). Она, как правило, включает в себя три вида сведений:

· о болезнях,

· об интимной,

· о семейной жизни больного.

Некоторые необходимые отступления от принципа конфиденциальности могут делаться лишь на основе добровольного и информированного согласия клиента или пациента.

Должно соблюдаться правило «границ» (граница как предел приемлемого поведения). Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как пересечение границы может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от интимного контакта с больным до советов, рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта.

Отсюда вытекает принцип уважения личности клиента, который также является обязательным и крайне важным для клинической психологии. Любой клинический психолог должен в своей профессиональной деятельности стремиться реализовать максимально деликатное, щадящее отношение к клиенту или пациенту. Даже работая с больным, страдающим слабоумием, желательно стремиться доступно объяснить ему цель и смысл общения с психологом, ту пользу, которую больной может для себя извлечь из такого общения. Некорректная организованность, невыстроенность системы этических норм взаимоотношений психолога с конкретным клиентом ведет, как минимум, к уменьшению эффективности психологического воздействия, а в пределе может быть источником тяжелых психических травм как у клиентов, так и у самих психологов, если они оказываются недостаточно квалифицированными в этой части своей профессиональной подготовки.

Сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу, являющейся одной из характеристик профессионального межличностного взаимодействия. Поэтому клинический психолог должен контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.

Принцип профессиональной компетентности означает для клинического психолога наличие не только соответствующей теоретической подготовки, но и обязательного опыта практической работы в области клинико-психологической диагностики или психотерапии под руководством квалифицированных дипломированных специалистов. Клинический психолог должен не только владеть соответствующим методическим арсеналом, но и стремиться совершенствовать свои профессиональные навыки, постоянно обогащать их различными инновациями. Специфика сферы деятельности клинического психолога, необходимость постоянного общения с больными, зачастую страдающими весьма тяжелыми психическими и поведенческими расстройствами предъявляет особые требования именно к профессиональной компетентности психолога. Высокий профессионализм не только позволяет клиническому психологу оптимизировать оказание помощи его клиентам и пациентам, но и даст ему возможность должным образом заботиться о сохранении собственного психического здоровья, предотвращать возникновение перегрузок, стрессовых реакций.

Наши рекомендации