Организация условий проведения исследования.

Проведение исследования. На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.

Обработка результатов исследо­вания. Первичная обработка данных. Результаты каждого исследования важно обрабаты­вать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, – которые почему-либо не зафиксированы, но представля­ют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.

Формулирование выводов. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержатель­ные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что по­лучено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения – уже не нуж­дающиеся в доказательствах.

Оформление работы. Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Внедрение в виде рекомендаций, моделей, методик.

(назад)36. Формы предоставления и апробации результатов научных исследований.

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов: в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. — служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентно­сти. Требования к таким работам, способу их оформления и представления резуль­татов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Вторая форма — представ­ление результатов научной работы.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида:

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Различают два вида текстов: на естественном язы­ке (обыденном) и научном языке. Любое представление результатов исследования по сути своей является текстом «смешанного» вида.

Главное требование к научному тексту — последовательность и логичность из­ложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информа­цией. «Наукообразные» штампы играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Каждое высказывание имеет определенную ло­гическую форму. Существуют основ­ные логические формы высказывания:

1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал;

2) дедуктивное — логический вывод от общего к частному или описание алгоритма;

3) аналогия — «трансдукция»;

4) толкование или коммен­тарий — «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Для первичного представления данных используются другие графические фор­мы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Итогом обработки данных «точного» эксперимента является аналитическое опи­сание полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменны­ми. Если до недавних пор в психологии для описания результатов использовались преимущественно элементарные функции, то сегодня исследователи работают прак­тически со всем аппаратом современной математики.

Аналитические описания, как правило, ито­говое обобщение не одного, а серии исследова­ний, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной экспериментальной работы.

Этап апробации результатов.

Апробация означает “одобрение, утверждение, установление качеств”. Критическая оценка со стороны научного сообщества научных исследований.

Детальная апробация исследования – одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостатки. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений на конференциях, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования.

Этап оформления результатов.

По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования. Ведь публикация, и письменная, и устная, и электронная, является обязательным условием завершения научного исследования: новое знание, полученное тем или иным исследователем, только тогда станет научным знанием, когда оно станет общественным достоянием.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах литературной продукции:

1.Реферат

2. Научная статья

3. Научный отчет

4. Научный доклад

5. Методическое пособие.

6. Монография. .

7. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах, педагогических чтениях и т.д.

Кроме публикаций литературной продукции, результаты исследования докладываются и обсуждаются посредством устного научного общения (семинары, конференции и т.д)


(назад)37. Клиническое интервью — это метод получения информации посредством устного опроса пациента (клиента) и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. Используется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к наиболее свободным формам беседы.

Эмпирическим материалом для психолога-исследователя служит не только содержание рассказа пациента, но и поведенческие реакции последнего: в таких беседах психолог интересуется как явным содержанием ответов (факты, мнения, чувства, ключевые слова, ассоциации идей), так и невербальными сигналами (интонации, запинки, паузы, жесты и т.д.). Существенная предпосылка успешности клинического интервью — раппорт, установление доверительного и продуктивного контакта между участниками беседы. Это требует от психолога тонкой подстройки к психофизиологическим особенностям клиента, умения говорить «на его языке», приспособляемости к его преобладающим интересам. Иногда клиническое интервью может дать непосредственный психотерапевтический эффект; при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления.

(назад)38. Биографический (анамнестический метод).

Посредством изучения истории жизненного пути человека он дает возможность получить целостное представление о личности и ее развитии. Основным методическим приемом биографического метода в клинической психодиагностике является составление психологического анамнеза.

В медицине анамнез — это совокупность сведений из истории жизни больного, которые помогают установить диагноз и определить прогноз. Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его задачей является получение сведений из истории жизни пациента, касающихся психологических аспектов его проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.Психологический анамнез призван выявить, как представляется болезнь в субъективном мире больного, какое влияние она оказала на его поведение, переживания, на сферу его личностных отношений.

Тематическое содержание психологического анамнеза

Сбор психологического анамнеза предполагает беседу с испытуемым по следующим темам.

Наши рекомендации