В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик.

Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт. Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой того или иного ответа, но не его правильностью. Это большинство личностных опросников (например, тест 16-PF Р. Кеттелла).

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, – это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают: 1) объективные тесты; 2) стандартизованные самоотчеты, которые в свою очередь включают: а) тесты-опросники; б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ; в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации; г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток; 3) проективные техники; 4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству могут быть разделены на две группы: 1) формализованные методики (тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики); 2) методики малоформализованные (наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности). Оба типа диагностических методик не следует про­тивопоставлять друг другу. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле­довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.


(назад)32. Этапы построения научного исследования: идея, тематика исследования, теоретический анализ.

Идея — это мысль о преобразовании. Рождение идеи — индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исход­ному факту, фиксирующему существующую, но не удов­летворяющую нас ситуацию.По мере накопления фактов, не укладывающихся в рам­ки существующих объяснений, возникает потребность в но­вой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Заключенное в проблеме противоречиеотражаеттема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекаю­щие из проблем темы должны быть более конкретизирован­ными. Формулируя тему, автор размышляет над тем, как назвать научную работу. Выбор темы осуществляется исходя из интереса исследователя к проблеме, возможности получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной литературы. Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе.

Теоретический анализкак метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных наукой.

Результатами теоретического анализа могут быть:

- установление степени достоверности полученных данных;

- выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий в анализируемой информации;

- выявление тенденций;

- прогнозирование дальнейшего развития управляемого объекта;

- определение наиболее эффективных методов познания и преобразования тех или иных объектов управления, частей управляемого процесса;

- обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

(назад)33. Формирование цели и задач научного исследования.

Цель исследования – это тот основной, принципиальный вопрос, который собственно и предполагается разрешить в рамках осуществления того или иного научного проекта. Обычно в научном исследовании ставится одна общая, глобальная цель, которая разбивается на несколько задач, т. е. целей меньшего уровня всеобщности.

Задачи исследования могут быть следующих видов:

1) Методологическая задача. Общая, базовая его характеристика объекта.

2) Аналитическая задача. Она сводится к изучению реального состояния предмета исследования, анализу имеющихся о нем знаний, выявлению проблем его функционирования, констатации недостаточности уже имеющихся разработок.

3) Опытно-экспериментальная задача.

4) Прикладная задача. Она состоит в адаптации того или иного технологического решения к практике, в выявлении путей повышения эффективности его использования.

Нужно помнить также о том, что впоследствии при завершении работы над исследовательским проектом необходимо будет сформулировать результаты исследования. Они обязательно должны будут соотноситься с целями исследования, наглядно показывая их выполнение. Цель исследования, таким образом, всегда ориентирована на его конечный результат, задачи же формулируют вопросы, на которые в ходе исследования должен быть получен ответ, обеспечивающий реализацию обозначенных целей.Важно понимать, что любое исследование, изначально ориентированное на решение теоретических задач, мож­но продолжить затем как прикладное. Однако из конкретно практического исследо­вания далеко не всегда можно сделать теоретические выводы.

Таким образом, формулирование целей исследования позволяет да­лее упорядочить весь процесс научного поиска через внесение в него определенного алгоритма, выраженного в перечне исследовательских задач.

(назад)34. Научная гипотеза, виды, правила формулирования гипотезы.

Научная гипотеза - это утверждение, содержащее предположение относительно решения стоящей перед исследователем проблемы (научное предположение о возможных результатах исследования, развернутая цель исследования). По-существу, гипотеза - это главная идея решения.

Классификация. В зависимости от уровня познания, которому соответствует гипотеза, различают следующие виды гипотез:

· теоретические гипотезы, выдвигаемые для устранения существующих в теории внутренних противоречий либо для преодоления рассогласования теории и экспериментальных данных;

· экспериментальные гипотезы – предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования;

· эмпирические гипотезы, которые проверяются эмпирическим путем и являются основой построения эмпирического знания.

Различают три типа научных гипотез (источник происхождения гипотезы):

· дедуктивные гипотезы, которые представляют собой следствия из некоторых общих теоретических положений;

· индуктивные гипотезы, которые представляют результат обобщения некоторой совокупности эмпирических данных;

· интуитивные гипотезы, являющиеся результатом неосознаваемой познавательной деятельности исследователя, его интуиции.

По содержанию гипотезы можно разделить на три вида:1) гипотезы о наличии явления; 2) гипотезы о связи между явлениями; 3) гипотезы о причинной связи между явлениями.

Общие требования, предъявляемые к гипотезе, подлежащей прямой эмпирической проверке:

· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

· она не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

· простота гипотезы, она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

· гипотеза должна быть приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании;

· гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования;

· рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в конкретном социальном исследовании.

Правила формулирования гипотез:

1) гипотеза должна быть концептуально ясной (основанной на концепции исследования)

2)гипотезадолжна иметь эмпирические референты (реальные признаки, фиксирующие наличие или отсутствие изучаемого свойства)

3) гипотеза не должна содержать моральных оценок или суждений;

4) если общую гипотезу можно разбить на подгипотезы, следует это сделать;

5) гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам.


(назад)35. Организация проведения научного исследования.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.

Наши рекомендации