Психологическая коррекция и психотерапия. В рамках данного раздела происходит разработка основ психотерапии, психологическая реабилитация, психогигиена, психопрофилактика.
(назад)26. Понятие о физиологическом, психологическом и эмоциональном стрессе. Современные психосоматические теории.
Стресс – адаптивная реакция организма или психики на воздействие таких факторов, которые по своей силе, новизне или продолжительности превышают приспособительные возможности человека.
Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.
Физиологический стресс – это непосредственный ответ организма на резкое изменение окружающей среды или воздействие стимула, обычно физико-химической природы. Стресс характеризуется, в первую очередь, сильными физиологическими сдвигами, которые являются признаками нейрогуморальной и вегетативной активации. Человек в это время испытывает субъективный физический дискомфорт от воздействия внешнего фактора. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс.
Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей. При определенных условиях эмоциональный стресс может послужить причиной возникновения неврозов. Эмоциональные стрессы социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия.
Психосоматика – научное направление, занимающееся изучением влияния психологических факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Концепции
Интегративная модель по Х. Вайнеру. Интегративный подход стремится учесть многочисленные факторы, которые влияют на предрасположенность к болезням, на поддержание болезни, особенности ее развития и их последствия для пациента, его семьи и общества, в котором он живет. Все заболевания имеют многофакторный генез. Сторонники этой позиции рассматривают страдание и болезнь как нарушение биологического приспособления, которое может приводить к анатомическим поражениям.
Конверсионная модель З. Фрейда. История современной психосоматической медицины начинается с психоаналитической концепции Фрейда, который совместно с Брейером доказал, что «подавленная эмоция», «психическая травма» путем «конверсии» могут проявляться как соматические симптомы. Фрейд утверждал, что для этого необходима «соматическая готовность».
Теория ре– и десоматизации М. Шура. Согласно его мнению, в раннем детстве для человека характерно единое «психофизиологическое переживание». Аффекты в значительной мере связаны с сопровождающими их соматическими процессами. Например, ребенок испытывает страх и одновременно дрожит, потеет, у него учащается дыхание. Дальнейшее развитие ребенкапредставляет собой процесс десоматизации, в ходе которого либидонозные и агрессивные энергетические напряжения нейтрализуются и совершенствуются. Вегетативные процессы отвода либидонозного и агрессивного напряжения теряют свое былое значение.
Однако в результате неблагоприятного события и стрессовых факторов нормальный процесс десоматизации может обернуться регрессией в форме ресоматизации аффекта. В ситуациях внутренней или внешней опасности происходит возвращение раннего соматического способа реагирования. Психосоматический симптом возникает, согласно Шуру, когда при сильной нагрузке нарушается психодинамическое равновесие и происходит внезапный прорыв бессознательного материала.
(назад)27. Основные практические задачи и общие принципы работы клинического психолога.
Клинический психолог в учреждениях здравоохранения – это специалист, в обязанности которого входит как участие в психодиагностических и психокоррекционных мероприятиях, так и в лечебном процессе в целом.
Деятельность психолога в медицинском учреждении направлена на:
1) повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека;
2) гармонизацию психического развития;
3) охрану здоровья;
4) профилактику и психологическую реабилитацию.
Предметом деятельности клинического психолога можно считать психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог – это специалист, который может работать не только в клиниках, но и в учреждениях другого профиля: образования, социальной защиты и др. Это учреждения, в которых необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.
В вышеуказанных областях клинический психолог выполняет следующие виды деятельности:
1) диагностическую (выделение и качественное описание синдрома, прогноз)
2) экспертную
3) коррекционную;
4) профилактическую
5) реабилитационную
6) консультативную
7) научно-исследовательскую и др.
(назад)28.Супервизия, как этап обучения клинического психолога и супервизия, как метод оценки работы клинического психолога.
Супервизия- система профессиональной поддержки, включающая в себя наблюдение за качеством профессиональной работы консультанта и мероприятия, направленные на повышение качества консультирования.Цель: поддержание консультанта в рабочей форме
Целями супервизии являются: а) оказание помощи терапевту в его лучшем понимании клиента на процессуальном и содержательном уровнях; б) помочь терапевту повысить степень осознавания своих реакций и ответов на действия клиента; в) яснее понимать динамику терапевтического взаимодействия как в клинической, так и теоретической перспективе; г) прояснить способы и последовательность терапевтических интервенций; д) сравнить различные терапевтические теории; ж) помочь исследовать новые способы работы с использованием реальных клинических ситуаций; е) оказать поддержку
В соответствии с этим развитие профессиональных навыков в ходе супервизии определяется использованием теоретического материала при овладении методами профессии, способностью вырабатывать, накапливать и осмыслять личный профессиональный опыт. В ходе прохождения супервизии должны быть сформированы следующиекомпетенции:
· Определение и постановка профессиональных задач в соответствии с видамипрофессиональной деятельности;
· комплексный психологический анализ проблемной ситуации, представленной взадаче;
· умение определять цели, разрабатывать, квалифицированно осуществлять программы психологической диагностики, экспертизы, психологического вмешательства и психологической помощи, оценивать их эффективность;
· разработка научно-обоснованных психологических рекомендаций прикладного характера;
· выбор оптимальных решений практических задач психологической диагностики, экспертизы, психологического вмешательства и психологической помощи с учетом их обоснованности, информационной, социальной и экономической безопасности;
· способность и готовность к эффективному взаимодействию со специалистами, организациями и службами, вовлеченными в процесс решения практических задач, в целях совместного их выполнения в соответствии с видами профессиональной деятельности;
· способность к выявлению возникающих при решении практических задач этических проблем, их разрешения в соответствии с Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека, принятыми профессиональным сообществом психологов этическими принципами.
(назад)29. Цели и задачи различных форм и способов психологического воздействия.
Нозоцентрический подход психотерапии, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при "идеальной норме") до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости.
При антропоцентрической ориентации во главу угла ставится целостный человек в различных своих проявлениях (как индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность) и тогда те же психологические проблемы начинают рассматриваться под другим углом зрения. В этот период происходит развитие психоанализа, психодиагностики, методов аутогенной тренировки, методик самовнушения, прогрессивной мышечной релаксации.
Интерес к групповой и коллективной психотерапии возрос в настоящем «социоцентрическом периоде», в котором психотерапия сводится к переучиванию социально-общественных реакций.Социоцентрическое направление обращает особое вниманиенаобщественную, интерперсональную обусловленность жалоб больного. Американский психиатр Саливен определяет личность, как комплекс интерперсональных отношений, а психиатрию – как науку об этих отношениях. Психогенные расстройства являются результатом социального обучения. «Единая основа психотерапии дана единой целью – ресоциализацией пациента».
(назад)30. Виды исследований в клинической практике.
Пилотное клиническое исследование. Пилотное клиническое исследование проводится для получения предварительных данных, важных для планирования дальнейших этапов исследования. С помощью него определяется возможность проведения исследования на большем числе испытуемых, рассчитываются необходимые мощности и финансовые затраты.
Контролируемое клиническое исследование - это сравнительное исследование, в котором новый препарат, эффективность и безопасность которого еще до конца не изучены, сравнивают со стандартным способом лечения, то есть препаратом, уже прошедшим исследования и вышедшим на рынок. Пациенты в первой группе получают терапию исследуемым препаратом, пациенты во второй – стандартным.
Неконтролируемое клиническое исследование - это исследование, в котором нет группы испытуемых, принимающих препарат сравнения. Обычно такой вид клинических исследований проводится для препаратов с уже доказанной эффективностью и безопасностью.
Рандомизированное клиническое исследованиеРандомизированное клиническое исследование - это исследование, в котором пациенты распределяются на несколько групп случайным образом и имеют одинаковую возможность получить исследуемый или контрольный препарат.
Параллельные и перекрестные клинические исследованияВ параллельном исследовании сравниваются несколько групп испытуемых, одна из которых получает исследуемый препарат, а другая группа является контрольной. Перерекрестные клинические исследования – это исследования, в которых каждый пациент получает оба сравниваемых препарата, в случайной последовательности.
Проспективное и ретроспективное клиническое исследованиеПроспективное– это наблюдение за группой больных в течение длительного времени, до наступления исхода. Такое исследование является самым достоверным и поэтому проводится чаще всего интернационально. В ретроспективном клиническом исследовании, изучаются исходы проведенных ранее клинических исследований, т.е. исходы наступают до того, как началось исследование.
Одноцентровое и многоцентровое клиническое исследование.
Когортное клиническое исследование – это исследование, в котором выделенную группу (когорту) участников наблюдают в течение какого-то времени. В проспективномкогортном клиническом исследовании группы испытуемых составляют в настоящем времени, а наблюдают в будущем. В ретроспективном когортном клиническом исследовании группы испытуемых подбирают на основании архивных данных и прослеживают их результаты по настоящее время.
(назад)31. Основные понятия, принципы и классификации методов психодиагностики.
Психодиагностика– это область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
В настоящее время, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Цель психодиагностикисостоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их взаимосвязей, определяющих своеобразие личности. Психодиагностика – и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Принципы:
1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности).
2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики.
3.Принцип ненанесения ущерба
4.Принцип объективности выводов из результатов тестирования.
5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций
6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов.
7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики.
8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.