То, как живешь в начале, влияет на то, каким будет конец.
В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и «добродетели» имеют два полюса. В зависимости от того, как решается задача каждого возраста, закладываются основные черты характера.
Стадия развития | Базовое чувство | «Добродетели» личности |
1. Младенчество(0-1) | Вера против базового Недоверия | Надежда или Отдаление |
2.Раннее детство (1-3) | Автономность против Стыда и Сомнения | Воля или Импульсивность |
3. Детство(3-6) | Инициативность против Вины | Целеустремленность или Апатия |
4. Школьный возраст (6-12) | Трудолюбие против Чувства собственной неполноценности | Компетентность или Инерция |
5. Подростковый возраст(12-20) | Идентичность против Диффузии идентичности | Верность или Отречение |
6. Молодость (20-25) | Близость против Одиночества | Любовь или Замкнутость |
7.Средний возраст (25-65) | Порождение против Самопоглощенности | Забота или Отдаление |
8. Старость (после 65) | Эго-интеграция против Потери интереса к жизни | Мудрость или Презрение к молодому поколению |
Компетенстность – знание как знания добывать.
Инерция – по воле волн, как ветер подует.
Мудрость – отстраненный интерес к жизни.
Задача психолога – помочь человеку в его жизненных кризисах.
Лекции 37, 51, Обухова 93 (Эриксон для госов) – ритуализация.
12. 16.Кризисы психического развития. Их роль и значение.
Кризисы по Э.Эриксону присущи всем возрастным стадиям, это не болезнь личности, не невротические расстройства, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку и затем взрослому человеку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, и когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
Возникновение кризисов по Выготскому. Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называет возрастами. Все теории детского развития могут быть сведены к двум основным концепциям:
1. Развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование задатков. Здесь не возникает ничего нового - только нарастание, развертывание и перегруппировка тех моментов, которые даны уже с самого начала.
2. Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях
Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данной период.
Но одного этого недостаточно для научной периодизации детского развития. Необходимо учитывать еще его динамику, динамику переходов от одного возраста к другому. Возрастные изменения могут, по словам Блонского, происходить постепенно, литически. Блонский называет эпохами и стадиями времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, более (эпохи) или менее (стадии) резкими; фазами - времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически.
В относительно устойчивые, или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности.
В периоды кризисов на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год, или самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционное течение. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.
В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наименее разработана в практическом и теоретическом отношении.
Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах.
Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды - только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста.
Концепция Эльконина.
Переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. В результате изменений в системе отношений между ребенком и взрослым (социальной ситуации развития) - возникает кризис развития.
В каждом возрасте есть свой ведущий тип деятельности; из которого формируются психологические новообразования.
Кризис развития вытекает из противоречия между новыми возможностями ребёнка с психологическими новообразованиями и старой системой отношений. Сущность кризиса - внутренняя динамика развития в этот период.
Кризис включает в себя:
1. негативную фазу (разрушение);
2. позитивную фазу (новую ситуацию развития).
Содержание кризиса. Большие кризисы связаны с формированием новых мотивов и потребностей кризисы отношений. Малые кризисы - кризисы мировоззрения.
Кризисы, разделяющие периоды:
Кризис новорождённости;
Кризис Зх лет;
Кризис 11 -12 лет;
Кризис 18 лет.
Малые кризисы развития :
1 года:
7 лет-,
15 лет.
Кризисы | Социальная ситуация развития | Противоречие | Новообразование |
новорожденности (0-2,5 месяца) | Кризис новорожденного - в это время ребенок деградирует вначале даже в отношении физического развития; в первые дни после рождения падает вес новорожденного, приспособление к новой форме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребенка, что, по словам Блонского, никогда человек не стоит так близко к смерти, как в часы своего рождения. Переход от паразитарного к индивидуальному. Развитие сенсорных процессов. С.С.Р. - ситуация полной биологической зависимости. | Противоречие - младенец максимально нуждается во взрослом человеке, но у него нет способов воздействия | Новообразование - «комплекс оживления» - эмоционально положительная реакция, сопровождающаяся движениями и звуками. |
1 год | Мышление наглядно-действенное. Кратковременное внимание. Возникновение базового доверия. С. С. Р. - ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого - «МЫ». Ведущий тип деятельности -непосредственное эмоциональное общение ребёнка и магери. | В кризисе 1 года негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. | новообразование - потребность в общении со взрослым; др. новообразования: автономная речь, расширение диапазона моторной деятельности, прямохождсняе. формирование привязанностей. |
3 года | Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Мышление наглядно- действенное. Интенсивное развитие речи. Внимание ненроизвольнос сптуативное. С. С. Р.- ситуация совместного действия со взрослым - «Ребёнок - ПРЕДМЕТ - взрослый». ситуативно-деловая форма общения. Вед. тип деят.- предметно - орудийная деятельность (машпгуляцнн). | Противоречие - ребёнок учится действовать с предметами, но учш его взрослый. освоение грамматических структур языка. | новообразование - «Я сам», отделение ребёнка от взрослого (симптомы:негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых): др. новообразования: начало осознания себя как субъекта деятельности, |
7 лет | возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. | ||
10 лет | |||
13 (12) лет | При кризисе в 13 лет снижение продуктивности умственной работы учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности. | ||
15 лет |
13. 13.Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Законы формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.
14. Работа Л.С.Выготского "Проблема возраста".
Основателем этой теории был Л.С. Выготский (1896-1934) Согласно этой теории психика человека имеет культурно - исторический характер. Ребенок, считал Л.С.Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности с взрослым. Психическое развитие ребенка - это, прежде всего процесс его культурного развития, овладения присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, психические высшие функции и формируется личность. (Высшие психические функции: логическая память, произвольное внимание, понятийное мышление)
1. В процессе культурно - исторического развития человек создал множество орудий и знаковых систем, важнейшими из которых являются инструменты для трудовой деятельности, язык и системы счисления, и научился пользоваться ими. Благодаря их использованию, особенно письменности, человек перестроил все свои психические функции, начиная от восприятия и кончая мышлением. Людьми за исторический период существования созданы два типа орудий. С помощью одних они воздействуют на природу (орудия труда), с помощью других - на себя и других людей (знаковые системы).
2. Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим провесам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.
3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения ее возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).
4. Психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития.
5. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или приобретенную или культурную. Первая биологически детерминированна, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею.
6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в период общения и предметной совместной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребенка в средства управления самим собой
Итог: Строя свою теорию Выготский в основном имел в виду процесса развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого понадобилось бы несколько тысяч лет. Поэтому можно сказать необходимые условия развития ребенка в его присвоении общественно исторического опыта. Таким образом, развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно - исторического опыта человечества стать человеком невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. ( Возможен пример Маугли)