Программа курса «Основы специально й психологии»
2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики. М., 1984.
3. ГонеевА. Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
4. Домицкевич С. А. Методы научно-психологических исследова ний в дефектологии. Иркутск, 1983.
5. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 1974.
6. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
7. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефек тология. Киев, 1984.
8. Коррекционная педагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. М., 1999.
9. Лапшин В. А., ПузеновБ. П. Основы дефектологии. М., 1990.
10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М. 1985
11. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару шениями в развитии. СПб., 2000.
12. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при на рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
13. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М., 1999.
14. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., 2000.
15. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
16. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.
17. Худик В. А. Психология аномального развития личности. Киев, 1993.
18. Худик В. А. Детская патопсихология. Киев, 1997.
19. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, пси хозов, эпилепсии. М., 1978.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Предмет и задачи специальной психологии 13
Глава 2. Межпредметные связи специальной психологии
с другими науками 23
Глава 3. П ринцип ы специальной психологии 31
Глава 4. Методы специальной психологии 43
Глава 5. История становления специальной психологии............. 65
Глава 6. П ричины отклонений в психическом развитии 85
Глава 7. Классификации нарушений в психическом
развитии 91
Глава 8. Сущность феномена нарушенного развития 108
Глава 9. Структура нарушенного развития 125
Глава 10. М еханизмы формирования системных
нарушений в психическом развитии 140
Глава 11. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития 152
Глава 12. Компенсация , коррекция и реабилитация как категории специальной психологии 164
Глава 13. Д епривационн ые феном ены как причина
и следствие нарушенног о развития 187
Глава 14. Личностные особенност и детей и подростков
с отклонениями в развитии 194
Заклю чение 202
Программа курса « Основы специальной психологии» 206
Практикум по специальной психологии является своеобраз ным «путеводителем» для студентов психологических, педагоги ческих, медицинских и иных специальностей, всех тех, кто так или иначе соприкасается с детьми с нарушениями развития.
В краткой форме в практикуме излагаются основные катего рии специальной психологии, освещаются концептуальные под ходы к пониманию проблемы отклоняющегося развития, раскры ваются механизмы формирования системных отклонений, а так же намечаются возможные пути для самостоятельных научных исследований.
Неоценимую помощь в изучении специальной психологии окажут наглядные изображения систематизированных представ лений — схемы, позволяющие более продуктивно и на длитель ный срок запомнить представленную информацию.
Включенные в практикум тестовые задания для программи рованного контроля знаний позволяют быстро и объективно оце нить собственный уровень овладения знаниями.
Вопросы для обсуждения на семинарах, темы докладов и ре фератов, примерные темы курсовых работ с краткими рекомен дациями по написанию, несомненно, заинтересуют не только сту дентов, но и преподавателей, как необходимый методический материал.