Глава 11. Закономерности отклоняющегося развития

рии специфических особенностей, свойственных всем груп­ пам детей с отклонениями в развитии.

С указанной особенностью связана и еще одна общая чер­ та, характерная для разных типов нарушенного развития, — это недостатки словесног о опосредования поведения и пси­ хической деятельност и в целом. Как известно, высшие пси­ хические ф ункции в своей структуре содержали опосредую­ щее звено, в качестве которого выступает, прежде всего, рече­ ва я систе м а . Такое строени е превра щ ае т психическу ю ф ункцию в произвольно управляемую. Стало быть, отстава­ ние в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостат­ ками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.

Практически все типы нарушенног о развития включают разнообразные затруднения в сфере общ ения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социальног о опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования выс­ ших психических ф ункций.

Во многих исследованиях отмечается также, что при раз­ ных вариантах дизонтогенез а может возникат ь определенна я несогласованность в образной и вербальной сферах психики. Слова и образы словно бы независи мы, не соотнесены друг с другом, для слова может не быть соответствующего образа, а для образа — слова и т. д.

Следует также признат ь в качестве одной их специфичес­ ких черт для всех групп особых детей, что при любых вариан­ тах первично нарушается сфера актуалгенеза, а уже как след­ ствие — онтогенеза, собственно возрастного развития. Этим обстоятельство м, по всей вероятности, объясняется феноме­ ном асинхронии, также весьма типич ный для дизонтогенеза.

А синхрония может рассматриваться ка к патологическа я форма гетерохронности. Последняя понимается как естествен­ ное свойство развития, состоящее в неравномерности. Разные стороны психики, разны е ее компонент ы формирую тся не одновременно, а в разные сроки. П ри этом закон нормально-

В. M. Сорокин 161

Специальна я психология

го развития с учетом гетерохро нности сформулирова н так: психическое развитие сочетает в себе неравномерность со своевременностью. В таком случае асинхрония представляет сочетание неравномерности с несвоевременностью.

И наконец, весьма распространенной особенностью, харак­ теризующей многообразные вариант ы отклонений, является де ф ормаци я социальной ситуации развития, системы отнош ений ребенка с ближ айш им окружением. Х орошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходног о наруш ения, будь то глухота или недо­ статки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприят ными социально-психологически ми условиями, кчислу которых, прежде всего, следует отнести дисгармонич­ ны й характер семейного воспитания особого ребенка. Небла­ гополучие ребенка часто провоцируе т специфическое отно­ ш ение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Не всегда зная возможности своего ребенка и делая ак­ цент на слабых сторонах, родители излиш не сковывают его активность, ограничивают сферы деятельност и и общ ения. Нередки и иные варианты, в частност и эмоциональное от­ вержение. Указанные обстоятельства сами по себе дополни­ тельно осложняют развитие ребенка, сказываясь, прежде все­ го, на формировании эмоциональной сферы личности. Кро­ ме того, развитие особого ребенка чаще, чем обычного, сопряжено с психической травматизацией. В связи с этим под­ черкнем, что для многих типов нарушенног о развития харак­ терна более высокая вероятност ь появления разнообразных личностных дисгармоний, прежде всего в форме акцентуаций характера.

Итак, мы перечислили некоторые модально неспецифи­ ческие особенности, свойственн ы е одновременно многим типам отклоняющегося развития. М ы остановились ли ш ь на наиболе е распространенных из них. В целом процесс изуче­ ни я модачьно неспецифических особенностей находится еще только в самом начале и имеет весьма продуктивну ю пер­ спективу.

Глава 11.Закономерности отклоняющегося развития

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой общие закономерности психическо­ го развития?

2. На чем основывается идея единства общих закономерностей психического развития в норме и патологии?

3. Что представляют собой модально неспецифические законо­ мерности отклоняющегося развития?

4. Чем объясняется природа модально неспецифических законо­ мерностей?

5. Каким образом можно отличить модально специфические и модально неспецифические закономерности?

Литература

1. ВыготскийЛ. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.

2. Газова Л. П. и др. Изучение психического развития аномаль­ ных детей//Дефектология. № 6.1983.

3. Егорова Т. В. и др. Развитие наглядно-образного мышления аномальных детей//Дефектология. № 4.1975.

4. Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С . Очерки по психологии аномаль­ ного развития личности. М., 1980.

5. Лубовский В. И. Л. С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. № 6.1996.

6. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­ мального развития. М., 1989.

7. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у де­ тей. М., 1978.

8. Нуллер Ю. Л. К вопросу о механизме перехода компенсатор­ ных реакций психики в патологические // Теоретико-методо­ логические аспекты пограничной психиатрии. Л., 1979.

9. Основы специальной психологии / Под ред. Л. Н. Кузнецо­ вой. М., 2003.

10. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.

Г л а в а 12

Наши рекомендации