Глава 10. Механизмы формировани я системных нарушений
простые формы поведения — локо моци и и перемещ ения вограниченном пространстве. Локомоторная активност ь в свою очередь позволяет перейти на более высокую ступень разви тия — перцептивно-эмоциональную . На этом уровне возни кает возможность отражения целостных предметов и простей ших связей между ними. Поведенчески это проявляется в раз ворачивании манипуляторной деятельност и и элементарных предметных действий, которые тем самым способствуют пе реходу на следующую ступень психическог о развития. Это уровень сенсомоторного интеллекта, позволяющ ий регулиро вать совместные формы деятельности как зачатки социальног о поведения. Коммуникативно-преобразующее поведение при водит к дальнейшему усложнению развития, для которог о ха рактерно формирование речи, наглядно-образного мыш ления и зачатков сознания. С развитием речи и мыш ления осуще ствляется переход к произвольному способу регуляции свое го поведения, которое преобразуется вдеятельност ь в собственном смысле этого слова с наличием цели, мотива и образа конечног о результата. Сознательност ь и целенаправ ленност ь деятельности приводит к формированию более слож ной психической организации — личност и как субъекта со знания и общ ения. Кроме того, для этого этапа характерно развитие абстрактног о мыш ления. Личностный уровень пси хической интеграции способствует возникновению социаль ной деятельности, преобразуя ее вособую форму — поступок как сознательное действие, акт нравственного определения человека, в котором он утверждает свое отношение к другому, к себе самому и обществу вцелом. Реализация такой нрав ственно регулируемой формы деятельност и ведет к становле нию высшего уровня психическог о развития — самосознанию. Последнее способствует видоизменению деятельност и и по явлению саморегуляции, подчиняющей себе все слои как пси хической, так и внеш ней поведенческой активности.
Вприведенной генетической схеме выделенные шесть уровней психическог о развития вместе с тем представляют одновременно определенные стороны психики, каждая из
Специальна я психология
которых в известный момент времени может находиться в со стоянии сензитивност и и характеризоваться неустойчивостью по отношению к воздействиям патогенных факторов. Явны ми признаками этой неустойчивост и служат нарушения раз личных форм деятельности, приуроченных к соответствую щим уровням психогенеза. Влияние патогенног о фактора чаще всего направлено на элементы психики, находящиеся в дан ный момент на этапе активног о развития; при этом те ее ком поненты, которые уже миновали фазу сензитивности, могут оставаться относительно сохранными. Иначе обстоит дело с более сложными ступенями психической организации, ко торым еще только предстоит вхождение в фазу сензитивно сти. Высока вероятность, что психика на этих уровнях про явит признаки замедленног о развития, что чаще всего выра жается в более поздних сроках самих сензитивных периодов, явно выходящих за пределы даже весьма ш ирокой, но все же нормативной индивидуальной вариабельности, либо отреаги рует сниж ением интенсивност и проявлений сензитивног о пе риода.
К ак указывалось выш е, одним из ключевых моментов в психическом развитии ребенка является процесс общ ения. И м енно в общ ении взрослый передает ребенку культурно-ис торический опыт, усвоение которог о и составляет сущность процесса формирования человеческог о сознания. На ранних этапах развития передача опыта реализуется в том, что взрос лы й раскрывает для ребенка способы действия с предметами, ибо самостоятельно открыть их ребенок еще не может. Овла девая исторически сложившимися способами действия с пред метами, ребенок приобретает первые обобщенные представ ления как элемент будущего сознания. Отсюда несложно по нять, что любое первичное нарушение в разной степени и с разных сторон затрудняет общение и процесс передачи опы та, тем самым замедляя процесс психогенеза.
Общение выступает, таким образом, важнейшим условием становления высших психических функций. Последние, как указывал Л. С. Выготский, являются прижизненно формиру-