Глава 9. Структура нарушенного развития
направленное развитие всегда остается более сохранн ым . И м енн о поэтому существенно возрастает роль обучения де тей с различными расстройствами. В случае же распада в пер вую очередь не гатив ном у воздействию подвергается уже направленное развитие как способност ь к сознательному ус воению новых знаний. В этом может состоять одно из прин ципиальных различий между феноменами распада и нарушен ного развития.
Подчеркива я значиму ю роль обучения для особого ребен ка, Л. С. Выготский неоднократно указывая на то, что один итот же недостаток этого процесса в отношении нормальных ипроблемных детей может приводит ь к разным по тяжести по следствиям для их развития. Касаемо нормального ребенка недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанног о развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены. Важность их обучения связана не только с тем, что этот про цесс сопряжен с исправление м тех или иных наруш ений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентирова но на выявление и актуализацию потенциальн ых возможнос тей ребенка, то есть на зону его ближайшего развития.
К а к мы уже говорили, в реализации психогенез а принима ют участие биологические и социальные факторы. И хотя по следние играют главную роль, но это отнюдь не снижает зна чимост и природных детерминант. Если биологические исо циальные факторы определяют норматьное развитие, то чем тогда должно быть обусловлено нарушенное развитие, ибо оно качественно отличается от норматького? Для объяснения это го часто используется категория аномальный или, пользуясь современной терминологией, дизонтогенетическим фактор. Но введение данног о понятия вызывает возражения у целого ряда ученых, ибо природа человека всецело вписывается только в два указанных и выделение третьего выглядит избыточным противопоставление м. В действительности, без него объяс нить существование феномена нарушенного развития не пред ставляется возможным. Но при этом следует учитывать саму
Специальна я психология
природу дизонтогенетическог о фактора, не являющ егося ни биологическим, ни социальным. Сами же биологические и со циальные факторы могут иметь как положительное , так и от рицательное значение и соответственно играть позитивную и негативную роль в процессе психическог о развития. Вэтом смысле дизоктогенетический фактор представляет собой различ ное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нару шению нормального хода развития и объясняющих сам факт су ществования последнего.
Указанные сочетания конструктивны х и деструктивных свойств биологическог о и социальног о с очевидностью созда ют разные по степени неблагоприят ности услозия для разви тия. Я сно, что наиболее оптимальные условия складываются при объединении положительных характеристик названных факторов. И напротив, проявление отрицательных свойст в биологическог о и социальног о можно рассматриват ь в каче стве самой неблагоприят ной ситуации для развития. Между этими двумя полюсами расположены промежуточные случаи, попеременног о плюсов и минусов биологической и социаль ной детерминант.
Приведенная схема останется упрощенной, если не указать на то, что степени отрицательных характеристик биологичес кого и социальног о сами по себе варьируются в весьма широ ких пределах. Кроме того, и те и другие значения обсуждаемых факторов не являются величинами постоянными и со време нем могут меняться на противоположные . Следовательно, для того чтобы воссоздать полную картину обусловленност и нару шенног о развития, следует ввести еще один фактор — устойчи вости — неустойчивости положительных и отрицательных ро лей биологическог о и социального. В этом случае ситуации раз вития будут более дифференцированны и прогностичн ы. Так, единство положительных значений биологическог о и социаль ного на фоне их неустойчивости вряд ли может выступать в ка честве оптимальной ситуации развития. Скорее всего, это не кое пространство зоны риска. В противоположност ь этому, со-
Рис 9.2. Семантическое пространство дизонтогенетическог о фактора
Специальная психология
четание отрицательных характеристик с тем же фактором не устойчивости, по всей вероятности, даст некоторые основания для позитивног о прогноза. Рассмотрение всего многообразия прочих ситуаций развития, в силу их очевидности, можно про должить самостоятельно, используя нижеприводиму ю трехмер ную пространственную модель (рис. 9.2.). Основными коорди натами здесь выступают биологический и социальный факто ры, представленн ые двумя своими полюсами, а также фактор устойчивости — неустойчивости.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные компонент ы нарушенного развития?
2. Что представляют собой первичные нарушения?
3. Чем характеризуются вторичные нарушения?
4. Какова роль социальных факторов в возникновении отклоне ний в психическом развитии?
5. В чем состоит сущность фактора хроногенности?
6. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?
7. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения?
Литература
1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
2. Выготский Л. С . Основные проблемы дефектологии. М., 1996.
3. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 19S3.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детс ком возрасте. М., 2003.
5. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано мального развития детей. М., 1989.
6. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.
7. Основы специальной психологии / Под ред. Л, В. Кузнецовой. М., 2002.
8. Петрова В. Т., Белякова И, В. Кто они — дети с отклонениями в развитии? М., 1996.