Глава 9. Структура нарушенного развития

направленное развитие всегда остается более сохранн ым . И м енн о поэтому существенно возрастает роль обучения де­ тей с различными расстройствами. В случае же распада в пер­ вую очередь не гатив ном у воздействию подвергается уже направленное развитие как способност ь к сознательному ус­ воению новых знаний. В этом может состоять одно из прин­ ципиальных различий между феноменами распада и нарушен­ ного развития.

Подчеркива я значиму ю роль обучения для особого ребен­ ка, Л. С. Выготский неоднократно указывая на то, что один итот же недостаток этого процесса в отношении нормальных ипроблемных детей может приводит ь к разным по тяжести по­ следствиям для их развития. Касаемо нормального ребенка недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанног о развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены. Важность их обучения связана не только с тем, что этот про­ цесс сопряжен с исправление м тех или иных наруш ений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентирова­ но на выявление и актуализацию потенциальн ых возможнос­ тей ребенка, то есть на зону его ближайшего развития.

К а к мы уже говорили, в реализации психогенез а принима­ ют участие биологические и социальные факторы. И хотя по­ следние играют главную роль, но это отнюдь не снижает зна­ чимост и природных детерминант. Если биологические исо­ циальные факторы определяют норматьное развитие, то чем тогда должно быть обусловлено нарушенное развитие, ибо оно качественно отличается от норматького? Для объяснения это­ го часто используется категория аномальный или, пользуясь современной терминологией, дизонтогенетическим фактор. Но введение данног о понятия вызывает возражения у целого ряда ученых, ибо природа человека всецело вписывается только в два указанных и выделение третьего выглядит избыточным противопоставление м. В действительности, без него объяс­ нить существование феномена нарушенного развития не пред­ ставляется возможным. Но при этом следует учитывать саму

Специальна я психология

природу дизонтогенетическог о фактора, не являющ егося ни биологическим, ни социальным. Сами же биологические и со­ циальные факторы могут иметь как положительное , так и от­ рицательное значение и соответственно играть позитивную и негативную роль в процессе психическог о развития. Вэтом смысле дизоктогенетический фактор представляет собой различ­ ное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нару­ шению нормального хода развития и объясняющих сам факт су­ ществования последнего.

Указанные сочетания конструктивны х и деструктивных свойств биологическог о и социальног о с очевидностью созда­ ют разные по степени неблагоприят ности услозия для разви­ тия. Я сно, что наиболее оптимальные условия складываются при объединении положительных характеристик названных факторов. И напротив, проявление отрицательных свойст в биологическог о и социальног о можно рассматриват ь в каче­ стве самой неблагоприят ной ситуации для развития. Между этими двумя полюсами расположены промежуточные случаи, попеременног о плюсов и минусов биологической и социаль­ ной детерминант.

Приведенная схема останется упрощенной, если не указать на то, что степени отрицательных характеристик биологичес­ кого и социальног о сами по себе варьируются в весьма широ­ ких пределах. Кроме того, и те и другие значения обсуждаемых факторов не являются величинами постоянными и со време­ нем могут меняться на противоположные . Следовательно, для того чтобы воссоздать полную картину обусловленност и нару­ шенног о развития, следует ввести еще один фактор — устойчи­ вости — неустойчивости положительных и отрицательных ро­ лей биологическог о и социального. В этом случае ситуации раз­ вития будут более дифференцированны и прогностичн ы. Так, единство положительных значений биологическог о и социаль­ ного на фоне их неустойчивости вряд ли может выступать в ка­ честве оптимальной ситуации развития. Скорее всего, это не­ кое пространство зоны риска. В противоположност ь этому, со-

       
    Глава 9. Структура нарушенного развития - student2.ru
 
  Глава 9. Структура нарушенного развития - student2.ru

Глава 9. Структура нарушенного развития - student2.ru Глава 9. Структура нарушенного развития - student2.ru Глава 9. Структура нарушенного развития - student2.ru Рис 9.2. Семантическое пространство дизонтогенетическог о фактора




Специальная психология

четание отрицательных характеристик с тем же фактором не­ устойчивости, по всей вероятности, даст некоторые основания для позитивног о прогноза. Рассмотрение всего многообразия прочих ситуаций развития, в силу их очевидности, можно про­ должить самостоятельно, используя нижеприводиму ю трехмер­ ную пространственную модель (рис. 9.2.). Основными коорди­ натами здесь выступают биологический и социальный факто­ ры, представленн ые двумя своими полюсами, а также фактор устойчивости — неустойчивости.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные компонент ы нарушенного развития?

2. Что представляют собой первичные нарушения?

3. Чем характеризуются вторичные нарушения?

4. Какова роль социальных факторов в возникновении отклоне­ ний в психическом развитии?

5. В чем состоит сущность фактора хроногенности?

6. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?

7. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения?

Литература

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

2. Выготский Л. С . Основные проблемы дефектологии. М., 1996.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 19S3.

4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детс­ ком возрасте. М., 2003.

5. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано­ мального развития детей. М., 1989.

6. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.

7. Основы специальной психологии / Под ред. Л, В. Кузнецовой. М., 2002.

8. Петрова В. Т., Белякова И, В. Кто они — дети с отклонениями в развитии? М., 1996.


Наши рекомендации