Глава 4. Методы специально й психологии
Беседа выступает как в качестве дополнения к эксперимен ту, так и вполне самостоятельно. Ее проведение требует высо кого профессионализма . Прежде всего, психолог должен ус тановить хороший контакт с ребенком, создать атмосферу до вери я и безопасности. С обеседни к дол ж е н чувствоват ь заинтересованное отношение к себе. Следует просто идоход чиво объяснит ь причину, по которой с ним проводят данн ы й разговор. Задаваемые вопросы должн ы быть понятны. Здесь также необходимо точно определит ь цель, основное содержа ние беседы, характер и последовательност ь предлагаем ых воп росов, которые формулируются в процессе подготовки. Пси холог тактично направляет беседу в нужном направлении, если исследуемый уходит в сторону, переформулируе т вопрос ы , если они оказываются неясными. В процессе беседы фикси руются эмоциональн ы е реакции, интонации испытуемых . Беседа не должна быть чрезмерно длительной, ибо ребенок может устать и утратить интерес к ее содержанию. Использо вание данног о метода в специальной психологии иногда тре бует от специалист а особых навыков . Так, при работе с глухи ми необходимо хорошее знание дактильной и жестовой речи.
В подобной форме чаще всего проводится сбор психологи ческого анамнеза - истории психическог о развития ребенка. Беседа с родителями, учителями, воспитателями и другими взрослыми, знающ ими ребенка, может предоставит ь немало ценной информации . Сложность состоит в том, что эти дан ны е не структурирован ы. Н ачина ющ ем у психолог у иногда кажется, что стоит задать родителям вопрос, как развивался их ребенок, и он получит развернутый ответ. Опыт показыва ет, что это далеко не всегда так. Родителям зачастую трудно выделить главное, многие путают историю болезни с истори ей психическог о развития своего ребенка. И м енн о поэтому психолог должен точно направлять их рассказ, задавая конк ретные вопросы об этапах и сторонах развития. Анамнести ческие сведения можно существенно пополнить , если исто рия развития ребенка воспроизводится разными людьми (от цом иматерью, одним изродителей иучителем и т. д.). П ри
Специальна я психология
сборе психологическог о анамнеза в процессе беседы с роди телями психолог не должен забывать, что тема, касающ аяся специфичност и их ребенка, может быть для них весьма бо лезненной. Поэтому формулирование вопросов должно быть предельно деликатным. Беседа — это праздное любопытство и немеханическое регистрирование сведений о ребенке.
Сбор анамнеза в процессе работы с учителями всегда более продуктивен в силу их профессиональной подготовки. Тем не менее издесь возникают определенные трудности. Педагоги склонны рассматриват ь развитие в контексте процесса обуче ния , что делает анамнез несколько односторонним.
Метод самонаблюдения в специальной психологии зани мает отнюдь не привилегированное место. Достаточно долго отнош ение к нему было крайне негативным. Нетерпимость к интроспекциониз му ифеноменологии автоматически пере носилась на данную технику, которой отказывали в научно сти и достоверности. При этом игнорировался очевидный факт исключительной роли самонаблюдения в организации ире гуляции поведения и деятельности. Тем не менее в процессе беседы или анкетног о опроса мы имеем дело именно с резуль татами самоанализа испытуемого.
Следует иметь в виду, что возможности использования дан ных самонаблюдения в специальной психологии, как ив дет ской, весьма ограничены. Его эффективност ь напряму ю за висит от уровня развития самосознания, являющегося доста точ но поздним новообразованием в психическом развитии. Тогда как есть все основания полагать, что любая форма ди - зонтогенеза в той или иной степени затрагивает разные сто роны развития самосознания. Поэтому данные самонаблюде ни я чаще всего фиксируют ли ш ь уровень развития последне го и не могут рассматриватьс я в качеств е объективног о достоверног о факта. Исклю чение составляют ли ш ь случаи зрелого возраста в сочетании с полной интеллектуальной со хранностью. Одними из самых выразительных примеров та кого глубокого и тонкого психологическог о самоанализа мож но считать книг и О. И. Скороходовой « Как я восприни м аю ,