Печатается по решению Ученого Совета Института
Специальной педагогики и психологии
ISBN 5-9268-0214-8
© Речь, 2003
© И нститу т специально й педагогики и психологии, 2003
© В. М. С орокин, 2003
© П. В. Борозенец, о ф ормление , 2003
Человек должен быть счастлив тем, что у него есть. И не быть несчастным от того, чего у него нет.
А. Мору а
ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения и практической подготовки будущих профессионалов в области психологии ли ц с отклонениями в развитии ключевая роль, бесспорно, принадлежит курсу «Спе циальна я психология» . Этой дисциплине придается особое значение и в новом государстве нном стандарте высшего про фессиональног о образования (специальност ь 031900 Специ альная психология).
Курс « Специальна я психология» призван сформироват ь представления о теоретико- методологических основах этой науки, ее базовых категориях, принципах , своеобразии мето дов и приемов. Главным фактором, определяющим единство различных отраслей специальной психологии, являются поня тия о сущности феноменов отклоняющегося развития, меха низмах их формирования и общих закономерностях дизонто- генеза. Представление о природе нарушенного развития как такового дает возможность раскрыть предметное содержание данной науки. Более того, сегодня все отчетливее становится понятным, что существующие отрасли представляют лишь от дельные стороны ее целостного предмета, наиболее изученные в силу практической необходимости. Сам же он значительно шире. Изучение курса Специальной психологии предшествует знакомству с такими ее частными разделами, как психология лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательног о аппа рата, умственной отсталостью и др. Это позволяет увидеть в различных вариантах наруш ений психическог о развития не только специфические особенности, но и общие закономерно-
Специальна я психология
сти, а также прогнозироват ь неразрывную связь единого цело го, каковым является специальная психология.
Представление о целостном (пусть и неравномерно изучен ном) предмете способствует ясному выделению собственной области исследовательског о пространства. Двадцатое столе тие стало примером бурного расцвета интеграции отдельных наук. Но подобна я интеграция возможна ли ш ь при условии изначальной четкой их дифференциации.
Отсутствие определенных представлений о едином пред мете исследования приводит к тому, что он частично или пол ностью попадает в сферу исследовательской активност и дру гих наук. Это, безусловно, обедняет содержание самой специ альной психологии и ли ш ни й раз подчеркивает размытость границ ее предметног о содержания. Более того, это оказыва ет негативное влияние на развитие, казалось бы, независи мых разделов данной дисциплин ы . Тенденция к интегрированно му видению предметног о содержания громко заявила о себе в последние два десятилетия в связи с ростом многообразия описываемых вариантов отклоняющегося развития и появле ния все новых отраслей специальной психологии.
Увеличение количества ли ц с отклонениями в развитии, отмечающееся в последние десятилетия, как и бурный про цесс реформирования системы коррекционног о образования выступили факторами активизации становления специальной психологии. Вместе с тем прикладной характер данной науки, ее направленность на решение актуальных и важных задач не должны превращать ее в некий утилитарный придаток прак тики. Прикладное использование науки напряму ю зависит от развитости ее концептуальной базы. Об опасност и утилита ризма в научной среде, с его пренебрежение м к теории гово рил еще Л. С. Выготский.
Разработка общей теории специальной психологии долж на стать фундаментом для уже существующих и только еще формирующ ихся отраслей этой науки, которые войдут в ее состав как органические части единог о целого, а не как раз розненные, параллельно существующие элементы.
Введение
Кроме того, современная реальность практической рабо ты специальног о психолога такова, что ему приходиться иметь дело, как правило, не с одной формой отклонений, а сразу (или поочередно) с несколькими. Именно поэтому так важно зна ние общих основ специальной психологии, единых закономернос тей отклонений в развитии.
Усложнение предметног о содержания специальной психо логии ли ш ни й раз подчеркивае т ее многоаспект ность, что позволяет устанавливат ь более тесные межпредметные связи с другими отраслями психологической науки. Прежде всего, следует указать на генетический аспект, фиксирующ ий связи рассматриваемой дисциплины с психологией развития.
В рамках специальной психологии реализуется попытка сопоставит ь разные параметры патогенных условий с различ ными сторонами нарушения процесса психическог о развития. Если психология развития исследует, каким бывает этот про цесс, то специальная психология отвечает на вопрос, как оно (развитие) может проходит ь в иных условиях, что существен но расширяет наш и представления о генезе психики в целом.
Получение объективных данных о различных сторонах на рушенного развития возможно лиш ь при условии проведения всестороннег о сравнительног о исследования и анализа. Ре зультаты подобных исследований, полученные на какой-т о определенной группе детей с нарушенным развитием, долж ны быть обязательно сопоставлены с аналогичными данным и группы нормально развивающ ихся детей того же возраста. Выявленные отличия могут быть квалифицированы как спе цифические особенност и лиш ь в том случае, если они будут подвергнут ы еще одному сравнению с данными таких же опы тов, проведенных на дополнительной группе детей с другой формой отклонения. Эта цепь сравнений является минималь но необходимой, но не всегда достаточной для получения точ ных результатов. Отличительные особенност и определенной группы детей с отклоняющимся развитием зачастую обуслов лены не только основным нарушением, но и в немалой степе ни характером обучения и воспитания, в том числе и семей-
Специальна я психология
ного. И м енн о поэтому требуются результаты еще одной груп пы детей с той же формой отклонения, но обучающихся в иных условиях ( например, в другой школе, по другой программе , иными методами). Но и на этом сравнительный анализ не за канчивается. Сопоставления в рамках одной группы дизонто- генеза в разных условиях обучения и воспитания дополняют ся сравнение м между собой разных степеней выраженност и основног о нарушения.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что специ альная психология представляет собой содержательную часть сравнительной и педагогической психологии в самом широ ком смысле этого слова.
О б ш ирный научный контекст специальной психологии говорит о чрезвычайной сложности ее предмета, исследова ние которого может иметь не только практическое , но и фун даментальное теоретическое значение. Здесь мы можем вы делить также и клинический аспект. Отклонения в развитии, пользуясь выражением Л. С. Выготского, можно определит ь как особый способ генеза, не представляющий собой форму заболева ния. Последнее суть разрушительный процесс разной интенсивност и и темпа. Развитие, пусть даже нарушенное, по своей природе представляет нечто противоположное болез ни . Это феномен позитивног о созидания. С другой стороны, болезнь и ее последствия часто являются причино й отклоне ния в развитии. В данном случае болезнь выступает для спе циальной психологии одним из классов неблагоприят ных ус ловий, на фоне которых протекает психогенез . В подобных случаях в самом генезе психики весьма сложным образом пе реплетаются симптомы заболевания и феномены отклонения в развитии. Задача состоит не только в их ди фф еренциации, что связано с разграничение м профессиональной компетен ции врача и психолога, но и в сопоставлении параметров за болевания, как особого класса условий с характеристика ми разных сторон развития психики. Таким образом, клинико - психологический контекст не менее важен, чем сравнитель ны й и генетический. В этой связи также неслучайным являет-
Введение
ся и то, как называли специальную психологию в начале X X ве ка. В тот период она часто обозначалась ка к «патологическая психология» . В современной европейской традиции термин
«специальная психология» мало употребим. Д анна я дисцип лина чаще всего рассматривается как частный раздел клини ческой и иногда определяется как анормальная психология.
К артина становления специальной психологии была бы неполной, если бы мы не указали на ее социально-психоло гические, этические , гуманитарные аспекты, ибо проблема инвалидност и не только медицинская, психологическая, пе дагогическая или экономическая, но, прежде всего, нравствен ная. История отнош ения общества к инвалидам крайне дра матична и изобилует примерами как бесчеловечного, так и в высшей степени жертвенног о и милосердног о обращ ения с ними . Мы не без гордости осознаем, что специальные психо логи всегда отстаивали идею гуманного отношения к людям с ограниченными возможностями в развитии. Делалось это даже тогда, когда подобные идеи не находили в обществе поддерж ки и одобрения. И в том, что сегодня отношение общества к инвалида м гуманизируется, пусть медленно и противоречи во, но зато реально, а не на словах, не последняя роль принад лежит и специальной психологии. Уместно вспомнить афо ризм К он ф уция : « Вглядись в ош ибки человека и познаеш ь степень его человечности» . То же можно сказать и о человече стве в целом. Н аш и ош ибки и заблуждения и нелепые пред рассудки в отношении инвалидов, живущие и по сей день, есть своеобразная мера наш ей гуманности и милосердия. Не ме нее точно эти свойства отражает и то, насколько глубоко мы можем осознать свои ош ибки, избавиться от предрассудков, не достойных человека, и изменит ь свое отношение к тем, кто нуждается в наш ей помощ и. Д ля начала достаточно усвоить простую мысль: сама по себе инвалидност ь не создает ника ких особенных, специальных трудностей, но она усложняет общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя про цесс их разрешения. Не последнюю роль в этом играет нега тив ное , безразличное или прост о ф ормально отстраненное
Специальна я психология
отношение общества к инвалиду. И не только к нему, но и к его ближайшему окружению.
Человеческая культура производнаот человеческог о созна ния, как и само сознание есть продукт человеческой культу ры, существование которой оправдано лиш ь в той мере, в ка кой она способна содействоват ь реализации высших челове ческих потребностей в свободе, творчестве, самоактуализации, смысле, любви, общ ении, самоуважении, безопасност и и др. Право на воплощение этих потребностей принадлежит всем лю дям, независимо от расы, национальности, возраста, пола или уровня физическог о и психическог о развития. Только в этом смысле можно говорить о всеобщем равенстве всех пе ред всеми. И м енно так нам видится подлинное выражение гуманизма и милосердия. Система специальног о образования, как и практическая работа специальног о психолога, есть кон кретное воплощение гуманистическог о подхода в понимании природы человека.
Прогресс цивилизации, обеспечивающий техническую во оруженность человека на пути реализации его витальных нужд, вполне оправдан, хотя и не ли ш ен двусмысленности, так как научные и технические достижения не всегда приносят одну лиш ь пользу.
Культура же в отличие от цивилизации призвана помогат ь человеку в решении его экзистенциальных проблем. И в этом смысле критерии развития культуры в отличие от условий раз вития цивилизации выглядят значительно сложнее. Одним из таких критериев может служить постепенное и позитивное изменение отношения общества к инвалидам, признание ра венства их прав со здоров ыми лю дьми, стремление устанав ливать паритетные и продуктивные отнош ения. Сверх того, признание факта, что общество обязано по необходимости по могать инвалидам, так или иначе должно перерасти в осозна ние, этой помощ и как важнейшей потребност и любого чело веческого коллектива.
Сегодня мы стоим еще только в начале сложного пути нрав ственног о совершенствования. Но можно с уверенностью ска-
Введение
зать, что лю ди, избравшие в качестве будущей профессии спе циальную психологию, тем самым сделали на этом пути пер вый, но очень важный шаг.
С детства знакомый каждому из нас античный афоризм « в здоровом теле здоровый дух» предполагает , что в больном теле здорового духа быть не может. Но действительност ь на каж дом шагу опровергает категоричност ь этого положения. И са мым и убедительными аргументами здесь являю тся судьбы многих инвалидов, существование которых оправдано в той же мере, что и жизнь так называемых « нормальных», здоро вых людей. «Все действительное разумно; все разумное дей ствительно» (Гегель). Возможно, высший смысл существова ни я больных в том и состоит, чтобы здоровый человек, прояв ля я к ним милосердие и сострадание , тем самым духовно совершенствовался, избавляясь от предрассудков, которые сам и создавал, привычно деля социальный мир на «мы» (здоро вые) и «они» (инвалиды). В связи с этим хочется вспомнить одну из наиболее цитируемых мыслей Л. С. Выготского о том, что рано или поздно медицина победит заболева ния, приво дящ ие к слепоте, глухоте, умственной отсталости и т. д. Но значительно раньше общество должно преодолет ь эти недуги социально. Заметим, что Л. С. Выготский говорит о социаль ной победе как о деле будущего, ясно понимая, как сложна эта задача. Вряд ли можно утешить инвалида мыслью о том, что когда-нибудь заболевание, от которого он страдает, будет излечимым. Человек вправе жить сегодня, а не когда-то в бу дущ ем, пусть в стесненных болезнью условиях, но жизнью достойной человека.
Высокий гуманистический и социальный смысл специаль ной психологии может, на первый взгляд, контрастироват ь с ее кажущимся скоромным, но отнюдь не простым содержа нием. Такова любая наука, и психология в том числе. Сухая фактология преображается в процессе своего анализа и ин терпретации, обретая тем самым новый особый смысл. Про цесс научного познания — это всегда движение мысли от од ного парадокса к другому, ибо вне его наука не существует.
Специальна я психология
Л. Гинзбург весьма точно однажды заметила, что психология как наука начинается не с интереса к душевной жизни чело века, а с ощущения ее парадоксальности. В этом смысле спе циальная психология представляет собой не коллекцию по ло мо к человеческой психики, а попытку объяснит ь и понят ь удивительную способност ь нашего сознания сохранят ь свою целостност ь в предельно сложных условиях существования, демонстрируя при этом подчас образцы высочайших дости ж ений человеческог о духа.
Говоря о контекстах специальной психологии, которы е определяют ее предметное содержание и формирование от дельных отраслей, занимающихся изучением различных форм дизонтогенеза, мы не должны упустить из виду еще один из них - реабилитационный и весьма близкий к нему по содер ж анию — интеграционный.
Реабилитация — определенным образом организованна я и направленна я система мероприятий — связана не столько с восстановление м каких-т о отдельных ф ункций , хотя это и является одной из ее базисных задач, повышая адаптацион ный потенциал личности, сколько ориентирована на реорга низацию и оптимизацию социально-психологическог о бытия личности, приведение в соответствие возможностей человека с его потребностями, а также с ценностями. Долгое время в нашем обществе доминировала идея, согласно которой умень шение функциональн ых возможностей человека должно ав томатически приводит ь к сужению круга его потребностей. И глазное, в отношении инвалидов речь, как правило, велась об элементарных потребностях, а не о ценностях, определяю щих сущность жизни. Такие понятия, как инвалид и инвалид ность, как правило, содержат перечисление частных неспо- собностен, без всякой ссылки на человеческую личность. Без личног о индивида проще отождествлять с элем ентарн ым и потребностями, чем с ценностями, различие между которы ми состоит в том, что первые толкают человека сзади помимо его воли, а вторые притягивают к себе спереди. И м енн о нали чие ценностей определяет подлинное бытие человека. П омо щ ь
Введение
в удовлетворении элементарных потребностей можно назвать простым обслуживанием, но не реабилитацие й в истинном смысле этого слова. Последняя предполагает создание таких условий, при которых человек с ограниченными возможнос тями имел бы минимальные препятствия в реализации своих личностных ценностей. Кроме того, реабилитация так или иначе должна опираться на активност ь инвалида, поддержи вая и укрепляя ее. Собственное бытие переживается челове ком как нечто полноценное только тогда, кода он осознает, что не должен что-то ждать от жи зни, а это сама жизнь ждет чего-то от него (В. Ф ранки). И ценности, и активност ь лич ности так или иначе направлены на другого индивида. Напри м ер, труд приобретае т статус ценност и только тогда, когда оказывается полезен для кого-то, а не просто является заня тием для человека.
Нечто похожее мы обнаружим и при рассмотрении пробле мы интегрированног о обучения детей с отклонениями в развитии. Еще всего полтора десятилетия назад подобная про блема рассматривалась как экзотическая форма эксперимен тирова ния, не имеющ ая никаких перспектив. Сфера интег рированног о обучения, как и сфера реабилитации, во многом связана с соотношением возможностей и ценностей челове ка. Тем не менее помимо собственных организационных и методических вопросов, эта проблематика имеет и особое пси хологическое содержание, связанное с понятие м «социальная ситуация развития». В данном случае речь идет об уникаль ной ситуации развития в условиях дизонтогенеза. Она в зна чительной степени отличается от традицио нной, характерной для процесса обучения в коррекционных учреждениях. Усло вия интегрированног о обучения, с одной стороны, требуют от ребенка и его ближайшего окружения значительных усилий, но с другой, предоставляют большие возможности в самореа лизации.
Из всего вышесказанног о становится ясно, что предметное содержание специальной психологии, определяемое общ ими контекстами, значительно шире и богаче простой совокупно-
1)
Специальна я психология
сти ее частных отраслей. И м енно поэтому основное содержа ние данног о учебного пособия посвящено анализу некоторых общих вопросов специальной психологии, менее разработан ных в сравнении с отдельными формами дизонтогенеза, пред ставленными в многочисле нных монографиях и учебных по собиях.
Г л а в а 1