Шкала интеллекта Д. Векслера
Методика Дэвидом Векслера «Шкала интеллекта» (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS) вышедшая в свет в 1955 г.
Методика Векслера широко известна за рубежом и в России. При прохождении психометрической проверки данные, полученные с помощью «Шкалы интеллекта», были сопоставлены с результатами различных бланковых и аппаратурных методик, а также с данным, полученными в ходе длительного наблюдения за испытуемыми.
При создании методики Векслер исходил из следующего понимания интеллекта: «Интеллект - это комплексная глобальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой» (цит. по Филимоненко,Тимофеев, 1995).
До Векслера интеллектуальные тесты разрабатывались с ориентацией на детей и школьников, а затем просто дополнялись более сложными «взрослыми» заданиями. При таком подходе тесты не могли быть интересны для взрослых испытуемых, не вызывали у них необходимой мотивации к тестированию. Как писал Векслер, «прося демобилизованного сержанта придумать предложение со словами «мальчик, река, мяч», не следует надеяться, что это вызовет у него интерес и уважение к экспериментатору» (цит. по Филимоненко,Тимофеев, 1995).
В тестах интеллекта, как правило, слишком большой акцент делается на скоростных показателях, что заведомо ставит пожилых испытуемых в невыгодные условия по сравнению с молодыми.
По вполне понятным причинам интеллектуальные тесты, ориентированные на школу, прежде всего, включали в себя вербально - логические задания. Векслер в полном соответствии с принятым им определением интеллекта уравновесил в структуре своей методики вербально - логические и перцептивно - деятельные задания.
Методика «Шкала интеллекта» Д. Векслера состоит из 11 субтестов:
1. Осведомленность: испытуемый должен продемонстрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни.
2. Понятливость: требует от испытуемого понимания некоторых обобщенных закономерностей и правил социального поведения.
3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности.
4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существенные признаки сходства пар понятий.
5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке.
6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяснить смысл ряда слов (дать их определение).
7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каждой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать необходимые символы в строчки случайно расположенных цифр.
8. Недостающие детали: испытуемому предъявляются схематические картинки, в которых он должен указать существенную недостающую деталь.
9. Кубики Косса: испытуемый складывает из кубиков заданные графические фигуры.
10. Последовательные картинки: перед испытуемым ставится задача расположить набор схематических картинок в осмысленную последовательность и рассказать по ней законченный рассказ.
11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей.
Каждый из этих субтестов может рассматриваться как количественный одномерный тест, характеризующий различные стороны мышления, памяти и внимания, сенсомоторные процессы и речь (фактически разные сочетания этих психических функций), а все вместе как многомерный профильный тест, направленный на диагностику интеллекта, общий уровень которого измеряется полной оценкой IQ. Структурные характеристики интеллекта и качественные особенности выполнения заданий имеют психодиагностическое в широком смысле и диагностическое в узком (в плане психопатологии, нозологической диагностики), а также личностное значение.
Субтесты предъявляются испытуемому последовательно с первого по последний: вербальные субтесты зачитываются экспериментатором, он же раскладывает перед испытуемым стимульные материалы невербальных субтестов.
Ряд субтестов выполняется с учетом времени работы: «Арифметический», «Шифровка», «Кубики Косса», «Последовательные картинки», «Складывание фигур». Задания в субтестах предъявляются испытуемому до тех пор, пока он не допустит 2 - 5 ошибок подряд.
«Шкала интеллекта» Д. Векслера существует в двух вариантах:
- для тестирования детей в возрасте от 5 до 15 лет;
- для тестирвания взрослых в возрасте от 16 до 75 лет.