Классификация профессий и профессиография
Следуя определенной нами логике, профессиональные типологии следует предварять типологией профессий (2, 3, 7, 10). Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп:
1. Руководство, управление; научная работа, свободные профессии.
2. Работа конторских и торговых служащих.
3. Работа в сфере обслуживания.
4. Профессии в области сельского хозяйства, лесоводства и родственные им.
5. Профессии, связанные с технологическими процессами производства.
6. Профессии, связанные с механической обработкой материалов.
7. Профессии ручного труда.
8. Строительные профессии.
9. Прочие (смешанная группа).
Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получения данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификационный профиль, в котором необходимые работнику качества определены количественно.
Характеристики профессии, предъявляющие требования к психологическим качествам работника
4-й знак кода | Способ получения данных | 5-й знак кода | Характер общения с людьми | 6-й знак кода | Выполняемые операции |
0 | Синтез | 0 | Руководство | 0 | Наладка |
1 | Согласование | 1 | Ведение переговоров | 1 | Точная обработка |
2 | Анализ | 2 | Проведение инструктажа | 2 | Эксплуатация, контроль |
3 | Сбор материала | 3 | Надзор | 3 | Управление |
4 | Вычисление | 4 | Развлечение | 4 | Ручные операции |
5 | Копирование | 5 | Убеждение | 5 | Наблюдение за работой машин |
6 | Сравнение | 6 | Подача сигналов | 6 | Подача сырья и съем продукции |
7 | Способы получения материала представлены незначительно | 7 | Оказание услуг | 7 | Регулировка |
8 | 8 | Общение с людьми незначительно | 8 | Другие функции |
Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям.
Таблица 20
Качества и способности человека, важные для различных профессий
V | Вербальная способность: способность понимать значение слов, понятий, владение языком |
N | Числовая способность: способность быстро и четко выполнять арифметические действия |
S | Способность представлять предмет в двух или трех измерениях |
P | Способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений |
Q | Способность корректировать слова, цифры, буквы |
K | Моторная координация: способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях |
F | Способность быстро и ловко манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев) |
M | Способность ловко действовать руками (ловкость рук) |
E | Способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами |
C | Способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки |
G | Обучаемость: способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект) |
Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности, как уже отмечалось, определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям ‑ понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент» в концепции В.М. Русалова, обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми.
И, наконец, выделяют группы требований к физическим качествам работников в зависимости от условий их профессиональной деятельности.
Итак, профессиограмма включает в себя способы переработки информации, необходимые способности, особенности социального темперамента человека и содержание профессиональных склонностей (на этом мы остановимся ниже).
К сожалению, задача логического перехода от классификаций профессий к профессиональным типологиям не может считаться выполненной; не всегда понятно, каковы перспективы личного развития человека в рамках той или иной трудовой деятельности. Конструктивным представляется подход американской исследовательницы Э.Ро, которая предложила классификацию профессий, упорядочивающую их не только по группам (восемь групп определяются сферой деятельности), но и по шести уровням, каждый из которых характеризует степень личной ответственности человека, меру его свободы и характер преодолеваемых трудностей (2, 3).
Трудовые ситуации, предъявляющие различные требования к темпераменту работника
1. VARCH 2. REPSC 3. USI 4. DCP 5. DEPL 6. ISOL 7. INELU 8. PUS 9. SIC 0. MVC X. FIF Y. STS | Ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей Ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами Ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений Ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности Ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией Ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей Ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них Ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности Ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений Ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов Ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов Ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах |