Изучение запроса на осуществление консультативной деятельности

На момент моего прохождения практики, психологом были запланированы групповые консультации по вопросам:

- Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения» (запрос №1);

- консультация для родителей подготовительной группы «Скоро в школу».

(запрос №2)

Именно эти темы и были предложены для работы по групповому консультированию.

В течение последующих 3 недель поступили запросы на проведение индивидуальных консультаций:

- агрессивный ребенок (запрос №3);

- консультация воспитателя старшей группы Натальи Александровны по теме: «Профессиональное личностное самоопределение» (запрос №4).

Они стали темой моих индивидуальных консультаций.

1.4 Составление планов, подготовка и сбор материала для консультаций

Для работы по данным запросам мною были составлены планы проведения консультаций.

Запрос №1 «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения».

План работы:

1. Чтение методической литературы, знакомство с диагностическим инструментарием который был использован при первичном исследовании.

2. Составление тезауруса по данной теме .

3. Подбор упражнений и составление ситуаций для практической части семинара - практикума

4. Разработка памятки «Пути разрешения конфликтов»

5. Подготовка мультимедийной презентации.

6. Проведение групповой консультации.

Запрос №2 «Скоро в школу»

План работы:

1. Чтение методической литературы по теме.

2. Анализ литературы

4. Подготовка теста родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?» Автор Серова Н. Н.

5. Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по результатам теста.

6. Проведение групповой консультации на родительском собрании.

Запрос №3 Профессиональное личностное самоопределение.

План работы:

1. Индивидуальная беседа №1: изучение запроса.

2. Проведение опроса «Оценка готовности и адаптированности личности

к педагогической деятельности»

3. Индивидуальная беседа №2: знакомство с результатами исследования.

Запрос №4 Агрессивное поведение.

План работы:

1. Изучение запроса, беседа с родителями.

2. Наблюдение за ребенком в группе.

3. Индивидуальная беседа с родителями. Тест «Уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М

3. Разработка рекомендаций родителям и воспитателям.

1.5 Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.П. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие. М., 2002.

2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Ч .1,Ч.2 -М.:«Генезис» 2001.

3. Истратова О.Н. , Эксакусто Т.В.Психолог в средней школе.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4.Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.

6. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога. Учебное пособие.

Москва, ВЛАДОС, 1999г.

7.Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29

8.Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.

9.Школьный психолог № 15, 2009.

10. Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе». М: Владос,2003

II. Деятельностный этап:

Запрос №1 Запрос №1 «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения».

Запрос был осуществлен старшим воспитателем детского сада, т.к. увеличилось количество конфликтных ситуаций с родителями воспитанников.

Цель:сформировать у педагогов представления о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.

Задачи:

- формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;

-содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Слово педагога-психолога: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.

Сядьте поудобнее, чтобы ничего Вас не отвлекало от работы и не доставляло дискомфорта. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт

(The conflict) Гарри Бардина).

Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)

Психолог: Правильно. Здесь показан конфликт. В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.

Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в сис­теме "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми (родителями воспитанников, в педагогическом коллективе), а тема звучит: «Взаимодействие с участниками образовательного процесса. Правила бесконфликтного общения».

Информационный блок

Психолог:Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение». А как вы думаете, почему может произойти конфликт? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)

(Далее педагоги знакомятся с определением конфликта)

Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, а для этого для нам нужно синонимы к слову «Конфликт». (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, колизия, выяснение отношений).

Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).

Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами.

Итак, мы вместе вывели понятие «конфликта»:

ü Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

ü Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

ü Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Психолог: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

- присутствие двух или более людей;

- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.

Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информиро­ванность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)

Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.

Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.

Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.

Как правило, последствия конфликта делятся на две большие группы:

- нега­тивные: большие эмоциональные за­траты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).

-позитивные: он способствует получению новой инфор­мации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.

Наши рекомендации