Изучение запроса на осуществление консультативной деятельности
На момент моего прохождения практики, психологом были запланированы групповые консультации по вопросам:
- Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения» (запрос №1);
- консультация для родителей подготовительной группы «Скоро в школу».
(запрос №2)
Именно эти темы и были предложены для работы по групповому консультированию.
В течение последующих 3 недель поступили запросы на проведение индивидуальных консультаций:
- агрессивный ребенок (запрос №3);
- консультация воспитателя старшей группы Натальи Александровны по теме: «Профессиональное личностное самоопределение» (запрос №4).
Они стали темой моих индивидуальных консультаций.
1.4 Составление планов, подготовка и сбор материала для консультаций
Для работы по данным запросам мною были составлены планы проведения консультаций.
Запрос №1 «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения».
План работы:
1. Чтение методической литературы, знакомство с диагностическим инструментарием который был использован при первичном исследовании.
2. Составление тезауруса по данной теме .
3. Подбор упражнений и составление ситуаций для практической части семинара - практикума
4. Разработка памятки «Пути разрешения конфликтов»
5. Подготовка мультимедийной презентации.
6. Проведение групповой консультации.
Запрос №2 «Скоро в школу»
План работы:
1. Чтение методической литературы по теме.
2. Анализ литературы
4. Подготовка теста родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?» Автор Серова Н. Н.
5. Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей по результатам теста.
6. Проведение групповой консультации на родительском собрании.
Запрос №3 Профессиональное личностное самоопределение.
План работы:
1. Индивидуальная беседа №1: изучение запроса.
2. Проведение опроса «Оценка готовности и адаптированности личности
к педагогической деятельности»
3. Индивидуальная беседа №2: знакомство с результатами исследования.
Запрос №4 Агрессивное поведение.
План работы:
1. Изучение запроса, беседа с родителями.
2. Наблюдение за ребенком в группе.
3. Индивидуальная беседа с родителями. Тест «Уровень агрессивности ребенка» Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М
3. Разработка рекомендаций родителям и воспитателям.
1.5 Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.П. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие. М., 2002.
2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Ч .1,Ч.2 -М.:«Генезис» 2001.
3. Истратова О.Н. , Эксакусто Т.В.Психолог в средней школе.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.
4.Овчарова Р.В., Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.
6. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога. Учебное пособие.
Москва, ВЛАДОС, 1999г.
7.Стебенева Н. Королева Н. «Путь к успеху»// Школьный психолог – 2003 - № 29
8.Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе». М.:Генезис, 2003.
9.Школьный психолог № 15, 2009.
10. Анцупов А.Я. «Профилактика конфликтов в школьном коллективе». М: Владос,2003
II. Деятельностный этап:
Запрос №1 Запрос №1 «Взаимодействие с участниками образовательного процесса и конфликты. Правила бесконфликтного общения».
Запрос был осуществлен старшим воспитателем детского сада, т.к. увеличилось количество конфликтных ситуаций с родителями воспитанников.
Цель:сформировать у педагогов представления о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования.
Задачи:
- формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
-содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
Слово педагога-психолога: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.
Сядьте поудобнее, чтобы ничего Вас не отвлекало от работы и не доставляло дискомфорта. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Просмотр и обсуждение видео отрывка Конфликт
(The conflict) Гарри Бардина).
Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)
Психолог: Правильно. Здесь показан конфликт. В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако, эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас.
Как вы думаете, могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же, нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы можем конфликтовать дома, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Хотя конфликты в современном обществе возникают постоянно, их можно признать нормой общественной жизни, необходимо правильно регулировать и разрешать конфликтные ситуации. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог — родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми (родителями воспитанников, в педагогическом коллективе), а тема звучит: «Взаимодействие с участниками образовательного процесса. Правила бесконфликтного общения».
Информационный блок
Психолог:Слово «конфликт»(с латинского) означает «столкновение». А как вы думаете, почему может произойти конфликт? (стороны не могут договориться, а отсюда возникает конфликтная ситуация)
(Далее педагоги знакомятся с определением конфликта)
Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, а для этого для нам нужно синонимы к слову «Конфликт». (спор, ссора, столкновение, стычка, разногласие, раздор, размолвка, колизия, выяснение отношений).
Психолог: Как видно из анализа синонимов к слову конфликт – это всегда противоборство сторон. А может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами).
Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами.
Итак, мы вместе вывели понятие «конфликта»:
ü Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
ü Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
ü Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Психолог: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.
Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых, разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон (например: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.)
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избегания аналогичной ситуации в будущем.
Как правило, последствия конфликта делятся на две большие группы:
- негативные: большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников, сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»).
-позитивные: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения, сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, получить новую информацию об оппоненте, диагностика возможностей оппонента.