Особенности переживания утратыдетьми
У детей другие представления о жизни и смерти, чем у взрослых. Считается, что у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти. Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление). В ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом (например, приведением), либо идентифицируют с покойником. Часто дети в этом возрасте (5 – 7 лет) считают собственную смерть маловероятной; эта мысль приходит к ним позже, примерно к 8 годам. Для детей между 6 - 10 годами смерть становится более реальной и окончательной. И если в начале этого возрастного этапа они думают, что разум, умение и ловкость позволят им ее избежать (так как она может быть персонифицирована), то к 10 годам они понимают, что смерть – часть общих интересов и принципов, которые управляют миром. К подростковому возрасту дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако они в большей степени, чем взрослые, склонны верить в бессмертие души.
Дети, узнав о смерти родителя или близкого родственника, проходят через те же стадии. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.
Среди особенностей поведения детей, переживших утрату родителя, можно выделить следующие: ребенок плачет, надеется на возвращение родителя, иногда начинает его искать, иногда описывает яркое ощущение его присутствия, иногда злиться из-за утраты и винит окружающих, иногда обвиняет умершего родителя или боится потерять выжившего.
Обычно родители стараются скрывать от детей свои чувства по поводу утраты. Это объясняется не столько тем, что родители не хотят расстраивать детей, сколько их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций. Однако скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
· энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
· длительное неуправляемое поведение;
· острая чувствительность к разлуке;
· полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
· отсроченное переживание горя (актуализированное, например, каким-либо психотравмирующим или кризисным событием);
· депрессия (у подростков – это гнев, загнанный внутрь).
Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду, поэтому ребенок должен быть включен в переживания всей семьи и его эмоции ни в коем случае не должны быть игнорированы.
В период горевания, особенно острого горя, ребенок должен чувствовать, «что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут». В это время ему нужна поддержка и забота со стороны взрослых (родителя или психолога), их понимание, доверие, а также доступность контакта, чтобы в любое время ребенок мог поговорить о том, что его волнует или просто посидеть рядом и помолчать. Для ребенка важно выразить свои переживания – будь то желание поплакать или отреагировать свой гнев, рассказать грустную или смешную историю об умершем, посмотреть вместе фотоальбом с его фотографиями, сделать ему подарок, нарисовать свои чувства или подержаться в тишине за руки. При создании соответствующих условий работа горя у детей проходит также как и у взрослых.
Благоприятными для детей условиями проживания горя являются следующие:
· хорошие отношения с родителем до его смерти;
· получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
· участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
· хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.
Острые стрессовые реакции
В момент, когда происходит чрезвычайное событие, жизнь человека разделяется на две жизни: до произошедшего события (где все было предсказуемо, сохранялся привычный уклад вещей, и было ощущение надежности и безопасности в завтрашнем дне), и после события (где ничего невозможно предугадать, совершенно неясно, что делать дальше и как продолжать жизнь). Для человеческого организма любое такое травматическое событие – это большой стресс. Организм пытается мобилизоваться, собрать все ресурсы для адаптации в ненормальной ситуации. А потому, поведение людей в такие моменты кажется непредсказуемым и неадекватным. Порой, глядя на поведение человека, может складываться представление о его психическом нездоровье (например, человек мечется, кричит, рвёт на себе волосы и т.п.). Специалистам важно понимать, что значительная часть таких проявлений является нормальной и называются острыми стрессовыми реакциями.
Необходимо учитывать, что переживание чрезвычайной ситуации может стать причиной негативных последствий, охватывающих значительный период жизни человека. Пострадавший не всегда адекватно может оценивать последствия своих действий, что может привести к ухудшению не только психического состояния, но и физического.
Спасателям, встречающимся с острыми стрессовыми реакциями у пострадавших, важно учитывать также и то, что такое состояние может мешать ведению аварийно-спасательных работ. Например, в результате ДТП зажата беременная женщина, спасатели начинают резать верх машины, чтобы осторожно извлечь оттуда женщину. Мужчина (её муж), хватает тяжелый предмет, лежащий неподалеку, и бежит к спасателям с криками: «Не режь мою машину!». Данный пример доказывает необходимость особого обращения с такими пострадавшими, учет и прогнозирование дальнейшего состояния, и выстраивание определенного поведения с такими людьми так, чтобы обезопасить себя, окружающих и самого пострадавшего.
В связи с этим теме «Острые стрессовые реакции» уделяется особое внимание, и она является необходимой в системе подготовки спасателей.