Тема: «Разрешение конфликтных ситуаций с участием третьей стороны».
1. Конфликт. Структура конфликта. Стратегии разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций. Опрос аудитории по ранее пройденным темам «Разрешение конфликтных ситуаций», «Прогнозирование и профилактика межличностных конфликтов».
1.1. Задачи по узнаванию.
1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, понятий.
2. Понятия «медиатор» в конфликте.
a) Разбор в учебной группе понятия «медиатор». Обсуждение: встречается ли это понятие в других сферах жизни, какие функции выполняет медиатор?
1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, понятий.
2.3. Задачи по перечислению и описанию процессов и приемов деятельности.
b) Работа в мини группах. Выявление достоинств и недостатков различных стилей медиаторства. Каждой мини группе раздается карточка со стилем медиаторства. Задача составить письменный перечень достоинств и недостатков.
2.5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
4.2. Задачи по разработке отчетов, докладов.
3. Этапы переговорного процесса. На слайде демонстрируются все этапы ведения переговорного процесса вразброс. Аудитории необходимо восставить правильный порядок этапов.
2.6. Задачи по упорядочивание (категоризация и классификация).
4. Показатели успешности переговоров:
В видеофрагменте демонстрируется переговорный процесс с успешным завершением. Обучающимся необходимо выделить основные критерии успешности переговорного процесса. Аргументировать свой ответ.
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
5. Отработка навыка ведения переговоров.
a) Ролевая игра № 1. Участникам раздаются карточки с описанием ситуации. В карточках прописано поведение участников в данной ситуации вплоть до того момента, когда будет необходимо вмешательство медиатора. Медиатор наблюдает за развитием ситуации со стороны до тех пор, пока конфликт не достигнет своего пика, когда участники уже не могут справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно. Участники не должны видеть карточки друг друга. После разрешения конфликтной ситуации происходит разбор проделанной работы по вопросам:
· Как развивался конфликт? (Описать фазы конфликта).
· Опишите структуру данного конфликта (стороны конфликта, предмет конфликта, мотивы конфликта, образ конфликтной ситуации и т. д.).
· Как вы думаете, как разрешилась бы ситуация без участия медиатора?
· Как вы думаете, удалось ли медиатору разрешить конфликтную ситуацию?
3.6. Задачи по оценке.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
b) Ролевая игра № 2. Участникам раздаются карточки с описанием ситуации и их поведения в ней. Стороны конфликта должны сами принять решение, когда пригласить медиатора. Участники не должны видеть карточки друг друга. После завершения ролевой игры проводится обсуждение по вопросам:
· Как развивался конфликт? (Описать фазы конфликта).
· Опишите структуру данного конфликта (стороны конфликта, предмет конфликта, мотивы конфликта, образ конфликтной ситуации и т. д.).
· В какой момент участники конфликта поняли, что в разрешение их конфликтной ситуации необходим медиатор?
· Как вы думаете, как разрешилась бы ситуация без участия медиатора?
· Как вы думаете, удалось ли медиатору разрешить конфликтную ситуацию?
5.9. Групповые решения сложных проблем с открытой структурой.
6.4. Задачи на построения стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем.
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
Тема «Управление».
1. Определение стилей руководства. Стили руководства (демократический, либеральный, авторитарный).Определить стиль руководства управлением коллективом спасателей в повседневном рабочем времени и в условиях ЧС. Команде даются карточки с описанием ситуации. Необходимо определить какой стиль руководства подойдет для данной ситуации. По каким признакам обучающиеся сделали выбор?
1.1. Задачи по узнаванию.
2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (список, перечень).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
Фазы развития группы.
a) На слайде демонстрируются все этапы развития группы вразброс. Аудитории необходимо восставить правильный порядок этапов развития группы.
1.1. Задачи по узнаванию;
2.6. Задачи по упорядочивание (категоризация и классификация).
b) Команда делится на подгруппы, которым выдаются карточки с описанием той или иной фазы развития группы. Необходимо определить, на какой фазе развития находится группа? По каким признакам сделали выбор?
1.1. Задачи по узнаванию.
2.1. Задачи по выявлению фактов; (измерение, взвешивание, решение простых задач и т.п.).
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3. Алгоритм действий руководителя на разных фазах развития группы.Каждому участнику дается карточка с определенной информацией по группе, задача участника определить какая фаза и какие действия нужно предпринять для перехода на следующую фазу.
2.9. Решение простых заданий, предполагающие поиск неизвестной ранее информации по правилам.
3.6. Задачи по оценке.
4. Приемы и методы управления успешного руководителя. На слайде демонстрируется текст с описанием проблемной ситуации. Обучающимся необходимо проанализировать проблемную ситуацию и смоделировать ее развитие таким образом, что бы проблема была разрешена.После того, как группа предоставит свой вариант ответа, преподаватель фиксирует его на доске. Далее производится обсуждение вопроса:
a. По каким критериям обучающиеся сделали вывод об успешности разрешения проблемной ситуации?
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3.6. Задачи по оценке.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
5. Показатели психологического климата в группе. Обучающимся необходимо в ходе группового обсуждения выделить основные критерии оценки психологического климата в группе. Необходимо аргументировать свой ответ.
2.1. Задачи по выявлению фактов; (измерение, взвешивание, решение простых задач и т.п.).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных (на сенсорной основе).