Основные позиции специалистов, работающих с суицидентом и их коррекция.
a)Ведущий раздает участникам занятия карточки с основными позициями, которые могут занимать специалисты при работе с суицидентами. Обучающиеся определяют, чем могут быть опасны эти позиции, их влияние на эффективность оказания экстренной психологической помощи.
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.).
b)Обучающиеся предлагают свои способы коррекции этих позиций, обсуждают способы, предложенные преподавателем.
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных (на сенсорной основе).
6. Понятие суицидоопасного кризиса.
Обсуждение: что может быть причиной суицидоопасного кризиса; есть ли универсальные события, которые, скорее всего, приведут к суицидоопасному кризису; в чем основная особенность суицидоопасного кризиса от других кризисов.
2.5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.).
7. Особенности состояния суицидента. Группе показываются видеофрагменты с различными аспектами состояния суицидента. Обучающиеся опознают, называют эти особенности состояния суицидента.
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах).
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
8. Виды личностного смысла действий по лишению себя жизни.
После зачитывания карточек с ситуациями суицидальных попыток учащиеся в мини группах пробуют определить личностный смысл действий суицидента, обосновывают свои выводы.
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
9. Суицидальные и антисуицидальные факторы.
a) Ведущий зачитывает примеры кризисных, суицидоопасных ситуаций, обучающиеся ищут в них суицидальные и антисуицидальные факторы.
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.).
b) Обсуждение: как практически можно использовать антисуицидальные факторы при оказании экстренной психологической помощи суициденту?
5.1. Задачи по практическому приложению.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
10. Виды суицидов.
a) Ведущий демонстрирует видеофрагменты с ситуациями суицидальных попыток, подгруппа определяет, какой из видов суицида перед ними, один из участников готовит мини-доклад, обосновывающий их точку зрения.
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
4.2. Задачи по разработке отчетов, докладов.
11. Схема оказания экстренной психологической помощи суициденту.
a) Ведущий предъявляет слайд с заведомо неправильной последовательностью этапов экстренной психологической помощи суициденту. Задача обучающихся восстановить правильную последовательность этапов.
2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (список, перечень).
Этап сбора информации.
Отработка навыка сбора информации при текущем суициде в ролевой игре с заданными условиями: а) навык отрабатывается по одному человеку; б) отрабатывает вся группа, получая общую оценку. Основное условие: группа может задать только пять вопросов.
5.1. Задачи по практическому приложению.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
13. Оценка летальности.
Ведущий зачитывает карточки с ситуациями суицидальных попыток. Обучающиеся оценивают летальный риск в каждом случае сначала индивидуально, затем коллегиально.
2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (список, перечень).
2.9. Решение простых заданий, предполагающие поиск неизвестной ранее информации по правилам.
14. Присоединение и выслушивание суицидента.
Отработка вербального и невербального присоединения:
a) участникам раздаются карточки с описанием различных состояний. Задача обучающихся, не зачитывая свою карточку и не используя слов, постараться передать окружающим свое состояние. Задача остальных участников группы определить состояние человека, обращая внимание на его позу, движения, жесты, мимику. Обсуждение ошибок и трудностей при выполнении этого упражнения.
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах).
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
Освоение навыка задавать открытые вопросы:
b) Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает ситуацию, которую нужно прояснить, задавая открытые вопросы. Участникам необходимо задать как можно больше таких вопросов. Другой вариант: участникам предлагаются закрытые вопросы, а их задача переформулировать вопросы так, чтобы получить открытые. Обсуждение: Всегда ли можно и нужно сформулировать открытый вопрос? Какие трудности были в выполнении данного упражнения?
2.9. Решение простых заданий, предполагающее поиск неизвестной ранее информации по правилам.
15. Поиск и актуализация ресурса.Ведущий предлагает обучающимся различные неприятные ситуации – раздает карточки (степень тяжести ситуаций различна от похода к врачу до потери близкого человека). Задача участников постараться найти ресурс для каждой из ситуаций. Обсуждение: какие трудности были в выполнении данного упражнения?
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
16. Стадия «переворота ситуации». Ассистент ведущего разыгрывает суицидальную попытку. Задача участников присоединиться, повести «суицидента» и совершить «переворот ситуации на 180 º». Обсуждение:Есть ли ситуации, в которых «переворачивать» ситуацию не нужно? Если есть, то какие это ситуации? С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
5.1. Задачи по практическому приложению.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
5.5. Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления.
17. Оказания помощи на этапе завершения ситуации.
Обучающиеся разбиваются на 2 подгруппы. Обеим группам предлагается в ролевой игре ситуация нестандартного состояния суицидента на этапе завершения. Обе группы должны предложить свой вариант работы с суицидентом и обосновать его.
5.4. Задачи на эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных (на сенсорной основе).
5.9. Групповые решения сложных проблем с открытой структурой.
21. Отработка навыка оказания экстренной психологической помощи при попытке самоубийства. Участники разбиваются на мини-группы (например, на тройки). Первый обучающийся – суицидент, второй - специалист, оказывающий помощь, третий – наблюдатель. Все участники группы должны побывать во всех трех ролях. После окончания упражнения проводится групповая дискуссия со всей группой, на которой участники делятся полученным опытом. Обсуждение: Встретилось ли в поведении пострадавшего что-то, что поставило Вас в тупик? Что представило для Вас максимальную трудность? Какие чувства Вы испытывали, находясь в позиции пострадавшего, оказывающего помощь, эксперта? Как Вы считаете, готовы ли Вы лично оказать помощь в такой ситуации?
5.1. Задачи по практическому приложение.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
6.6. Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной проблемной ситуации.
22. Отработка навыка оказания экстренной психологической помощи при попытке самоубийства. Группа делится на 3 подгруппы. Каждая из подгрупп должна оказать суициденту, экстренную психологическую помощь при условии того, что сбор информации невозможен. Суицидента изображает ассистент ведущего.
5.9. Групповые решения сложных проблем с открытой структурой.
6.5. Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
24.Отработка навыка оказания экстренной психологической помощи при попытке самоубийства. Обучающиеся делятся на две подгруппы. Каждой из подгрупп предлагается оказать экстренную психологическую помощь психически нездоровому человеку, которого изображает ассистент ведущего.
5.9. Групповые решения сложных проблем с открытой структурой.
6.4. Задачи на построения стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем.
6.6. Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной проблемной ситуации.