Глава 2. Профессиональная позиция преподавателя
Выше уже отмечалось, что мотивационно-смысловые установки преподавателя во многом предопределяют эффективность процесса обучения спасателей. Закрытость личности, игнорирование профессионального и житейского опыта обучающихся может перечеркнуть все усилия по совершенствованию методики преподавания. С другой стороны, открытость личности преподавателя, установка на сотрудничество со спасателями компенсирует возможные недочеты в преподавании.
Почему же возникают барьеры между преподавателем и аудиторией? Приведем 4 «наихудших сценария», приводящих к неконструктивной позиции преподавателя, адаптированных к преподаванию психологии спасателям:
1. Я им не понравлюсь. Преподаватель не уверен в том, что сможет вызвать уважение к себе, своим знаниям со стороны спасателей, а это в свою очередь серьезно затруднит процесс обучения и поставит под сомнение результат обучения. Готовность к общению на повседневные темы вне рамок занятий: до или после них, во время перерывов, внимание к личности собеседника, к его профессиональному пути поможет преподавателю и обучающимся преодолеть отчужденность, наладить контакт и лучше узнать друг друга. Неизбежно возникнут и вопросы, связанные с обучением.
2. Я потеряю контроль над учебной группой. Безусловно, слишком большое стремление контролировать группу, удержать жесткую дисциплину приведет к сопротивлению, пассивному или активному, со стороны обучающихся. Преодолеть этот барьер можно, если преподаватель, информируя спасателей о содержании курса, учитывает пожелания обучающихся по освещению тех или иных актуальных для них вопросов.
3. Я не буду знать ответа на вопрос спасателя. Действительно, невозможно знать все. В тоже время объединение усилий преподавателя и спасателя, задавшего вопрос, в поиске ответа позволит обогатить опыт обоих, а если эта тема актуальна в учебной группе, то и опыт всех участников группы. Если же вопрос напрямую не относится к теме занятия, то ответ лучше отложить до окончания занятия. Вернуться к обсуждению этого вопроса надо обязательно.
4. У спасателей значительно больше опыта работы в ЧС.Как правило, это действительно так. Однако, только с помощью преподавателя спасатели могут включить этот опыт в систему психологических знаний.
Система целей преподавателя при проведении курса общей психологической подготовки может состоять из множества элементов. Назовем некоторые из них:
1. мотивировать спасателей на сотрудничество с психологами ведомства;
2. способствовать овладению средствами профилактики нарушений профессионального здоровья;
3. способствовать овладению психологическими знаниями и умениями для решения проблем, возникающих при выполнении профессиональных задач на ЧС;
4. способствовать овладению психологическими знаниями и умениями для решения проблем, возникающих при выполнении профессиональных задач на боевом дежурстве;
5. способствовать овладению психологическими знаниями и умениями для решения задач, возникающих во внеслужебной деятельности;
6. подготовить спасателей к успешной сдаче зачета или экзамена.
Очевидно, что при ориентации на цель № 6 отношение большинства спасателей к курсу будет формальным. А преподаватель столкнется с серьезным сопротивлением.
Таким образом, можно сформулировать базовые принципы, которых необходимо придерживаться при проведении курса психологической подготовки:
1. отказ от одного из широко распространенных в настоящее время принципов преподавания психологии на курсах подготовки спасателей – информирования и замены его принципом интеграции системы психологических знаний в профессиональную деятельность, как в повседневных условиях, так и в условиях ЧС;
2. эмпатийное восприятие слушателей, переживших психотравмирующие обстоятельства профессиональной деятельности, полноту и конкретные формы выражения слушателями психотравмирующего опыта и готовность к их психологической поддержке;
3. включение профессиональной деятельности спасателей в максимально широкий социальный контекст;
4. отношение к спасателю как к человеку, обладающему опытом эффективного совладания в экстремальных ситуациях и опытом конструктивного общения с пострадавшими в ЧС;
5. отслеживание влияния негативных последствий профессиональной на усвоение учебного материала.
Одним из важных аспектов в преподавании психологии спасателям с большим стажем работы является учет негативных психологических последствий участия в ликвидации последствий ЧС, условий работы спасателей, что позволит преподавателю найти нужную интонацию и подход для максимально эффективной работы в рамках психологической подготовки.
Учитывая значительную вероятность профессиональных деструкций у обучающихся, профессиональная позиция преподавателя несколько смещается в сторону позиции психолога-консультанта. С одной стороны это позволяет более эффективно выстроить весь учебный процесс и взаимодействие с группой, а с другой стороны усложняет работу психолога. В этом случае психолог должен быть готов оказать психологическую помощь или направить спасателя к другому специалисту. Тем не менее, представляется необходимым сформулировать основные положения профессиональной позиции психолога, необходимой для эффективного обучения спасателей:
1. Безусловное признание ценности и полезности профессионального опыта. В любой психотравмирующей ситуации, пережитой психической травме уметь найти ресурс.
2. Понимание системы ценностей спасателей. Подчас они могут значительно отличаться от общепринятых ценностей и системы ценностей преподавателя-психолога.
3. Понимание, что пережитый психотравмирующий опыт и сформированная система ценностей – не симптомы «болезни», а ресурс, с помощью которого спасатель может выстроить жизненную перспективу более конструктивно и вариативно.
4. Искренний интерес к личности спасателя, к тому, что он пережил и переживает в настоящий момент.
Требования к преподавателю психологии структурно можно представить через единство знаний, навыков и умений, которое во взаимосвязи с личностными качествами позволяет преподавателю успешно решать поставленные задачи. Так в области знаний необходима теоретическая подготовленность и ее постоянное совершенствование; знания в области экстремальной психологии; эрудированность, широкий кругозор; прочные знания в области общей психологии и педагогики.