Часть. Методика преподавания психологии спасателям

«В свете деятельностного подхода... учение — это процесс усвоения … различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий….

Знать — это выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Степень (качество) усвоения знаний определяется многообразием видов деятельности,

в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем — передать знания и сформировать умения и навыки их применения — перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и

обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах».

Н.Ф.Талызина

Введение

На современном этапе развития общества специалист экстремального профиля не может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, не владея необходимыми знаниями в области психологии, не обладая определенным количеством информации о способах, средствах и приемах решения конкретных профессиональных задач. Введение психологических дисциплин в профессиональное образование возможно на основе конкретного содержания, при использовании определенных методов и форм организации учебного процесса и контроля знаний.

Содержание образования и технологии его осуществления, особенно в части психологических дисциплин, необходимо разрабатывать с включением следующих компонентов:

- целеобразование (целеполагание) образовательного процесса;

- структурирование содержания образования;

- разработку системы мониторинга результативности образо­вательного процесса;

- адаптирование образовательной технологии к профессиональному воспроизводству и тиражированию.

Необходимым условием эффективного осуществления образовательного процесса является его реализация на основе единых методических принципов, предполагающих внедрение активных методов обучения.

Каков идеальный результат применения активных методов обучения?

- многократное ускорение (минимум в два раза, а иногда и на порядок) формирования интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;

- индивидуализация процесса обучения, при котором независимо от исходного уровня знаний и умений, каждый обучаемый получает необходимый уровень подготовки;

- создание мотивации на дальнейшее совершенствование навыков по пройденному курсу;

- высокое качество подготовки по ос­ваиваемой деятельности, при котором обучающиеся могут профессионально применять знания и умения сразу после завершения обучения;

- актуализация потребности в саморазвитии;

- коррекция негативных последствий работы в трудных и экстремальных условиях для психического и профессионального здоровья спасателей.

Активные методы обучения предполагают задачную организацию процесса обучения, являющегося одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному и личностному развитию. В процессе задачной организации процесса обучения могут решаться задачи по формированию и развитию ряда профессионально важных качеств спасателей, такие как:

1. формирование мотивации к профессиональной деятельности;

2. формирование способности к принятию самостоятельного решения в условиях недостатка времени или информации;

3. формирование ответственности за принятие решений;

4. развитие коммуникативных способностей

5. развитие рефлексии;

6. обучение способам нестандартного продуктивного мышления.

В связи с вышеизложенным, эта часть методических рекомендаций посвящена рассмотрению методологических и методических вопросов преподавания психологии в рамках профессиональной подготовки.

Глава 1. Общие методологические и методические вопросы психологической подготовки

Вопрос о необходимости психологической подготовки специалистов, чья профессиональная деятельность протекает в особых, сложных условиях на современном этапе не вызывает сомнений. Проблемы, связанные с психологической подготовкой специалистов в военной психологии, спортивной, авиационной, космической психологии разрабатывались достаточно давно. Однако, к настоящему времени сложилось мнение, согласно которому психологическая подготовка исполняет роль дополнительной, обслуживающей части профессиональной подготовки. В то же время, оформилась тенденция требовать от психологов быстрых и реально неосуществимых результатов, как в области психологической подготовки, так и в системе психологического сопровождения деятельности специалистов в целом.

Анализ литературы посвященной специфике психологической подготовки профессионала показал, что вопрос методологических принципов процесса психологической подготовки остается открытым. В тоже время, именно методология призвана выстроить общее представление относительно целей, средств и методов психологической подготовки.

На данный момент нет единства мнений относительно определения психологической подготовки, ее целей и задач. Психологическая подготовка определяется и как способность, и как процесс, и как совокупность психолого-педагогических воздействий, и как система мер. В различных источниках существует значительный разрыв между определением целей и задач психологической подготовки, в ряде случаев наблюдается противоречие между определением психологической подготовки, ее целями и задачами.

Отсутствие единства мнений относительно определения понятия «психологическая подготовка» приводит к разрозненным и размытым представлениям относительно ее целей. Пока не определены цели, невозможно выстроить единую, логичную и структурированную систему средств психологической подготовки. Подбор методов, в такой ситуации, не подчинен общей логической структуре, методы подбираются интуитивно, случайно, могут противоречить друг другу и приводить к непрогнозируемым результатам. Психологическая подготовка направлена на отдельные, «атомарные» структуры психики, сознания или деятельности. Именно в рамках такого «атомарного» подхода были выделены виды психологической подготовки: общая, целевая и специальная с сохранением «атомарного» видения психологического объекта анализа.

Кроме того, на уровне конкретной реализации мероприятий по психологической подготовке нередко можно встретить подход, рассматривающий запоминание и заучивание как цель психологической подготовки. Согласно деятельностному подходу целью психологической подготовки является не накопление знаний, а «формирование умения действовать со знанием дела». П.Я.Гальперин, занимаясь проблемами ускоренного обучения, сформулировал цель обучения, что в полной мере можно отнести и к психологической подготовке, следующим образом: «дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям, в помощь им».

Учитывая неразрешенные методологические вопросы, касающиеся психологической подготовки специалистов экстремального профиля, а также специфику деятельности специалистов МЧС России нами были разработаны: определение психологической подготовки, ее цели и задачи, виды психологической подготовки, методологические и методические принципы, инвариантные разделы.

Рассматривая психологическую подготовку специалистов МЧС России как неотъемлемую часть профессиональной подготовки, мы можем сформулировать следующие методологические принципы: системность, целостность, специфичность, научная обоснованность.

Принцип системности предполагает понимание психологической подготовки как неотъемлемой и необходимой части системы профессиональной подготовки и как одной из основных частей системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России. Соответственно структура и содержание психологической подготовки определяется структурой и содержанием подготовки профессиональной, а методы и средства психологической подготовки подбираются в соответствии со стандартами деятельности психологической службы.

Принцип целостности предполагает единство самостоятельных компонентов психологической подготовки. В соответствии с принципом целостности при разработке и реа­лизации психологической подготовки как системы, необходимо обеспечить органичное единство всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменение других. Рассматривая отдельные компоненты в целост­ной системе психологической подготовки, можно скорректировать качество результа­тов их реализации в соответствии с общей целью, что повышает эффективность конечного результата. Подобный подход позволяет выделить инвариантные разделы психологической подготовки и вариативную ее часть и сформулировать единые критерии оценки эффективности мероприятий по психологической подготовке.

Принцип целостности позволяет выстроить последовательность психологической подготовки от общего к частному и непрерывность процесса психологической подготовки при обеспечении преемственности пре­дыдущих этапов.

Специфичность психологической подготовки отражает направленность психолого-педагогического воздействия на знания, умения, навыки и профессионально важные качества, значимые для выполнения конкретной профессиональной деятельности. Принцип специфичности выражается в конкретизации задач и содержания психологической подготовки, исходя из особенностей профессиональной деятельности различных категорий сотрудников и испытываемых ими психологических трудностей. Соответственно с учетом специфики профессиональной деятельности конкретной категории сотрудников и квалификационного уровня конкретной группы специалистов адаптируются методики, стиль изложения, учебные задания и т.д.

Именно принцип специфичности позволяет обеспечить многоуровневость психологической подготовки при обязательном ориентировании на квалификационные требования к различным категориям специалистов.

Принцип научной обоснованности предполагает постоянное совер­шенствование содержания психологической подготовки, внедрении активных методов обу­чения, в том числе и использованием современных технических средств и модификацию программ психологической подготовки с учетом актуального состояния психологической теории и практики.

Применительно к психологической подготовке специалистов МЧС России, мы можем определить психологическую подготовку как специализированный процесс усвоения психологической составляющей профессиональной деятельности, осуществляемый в единстве с формированием профессионально важных качеств.

Общей целью психологической подготовки специалистов МЧС России является обеспечение условий для эффективного формирования и развития профессионально важных качеств специалистов, сохранения психического и профессионального здоровья, увеличения профессионального долголетия. Эта общая цель реализуется в целой системе подцелей. Кроме того, она вписана в систему более глобальных целей формирования личности специалиста, таких как – формирование определенного мировоззрения, направленности личности на активное участие в продуктивной профессиональной деятельности.

Реализуется психологическая подготовка в рамках целостной системы научно-обоснованных психолого-педагогических мероприятий, направленных на усвоение знаний, навыков и умений в области психологии и формирование профессионально важных качеств сотрудника, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения психического и профессионального здоровья и увеличения профессионального долголетия.

Выделены инвариантные разделы психологической подготовки для всех категорий специалистов МЧС России:

1. профессиональное здоровье, профилактика нарушений профессионального здоровья;

2. особенности психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях, профилактика и коррекция неблагоприятных состояний пострадавших;

3. элементы психологии управления.

Выделены основные виды психологической подготовки, соответствующие структуре профессиональной подготовки специалистов МЧС России:

1. психологическая подготовка в рамках получения специальности и повышения квалификации. Задачами этого вида психологической подготовки являются: формирование и расширение целостной системы знаний, навыков и умений; формирование и развитие профессионально важных качеств; формирование мотивации профессионального развития; профилактика негативных последствий профессионального стресса.

2. психологическая подготовка в рамках служебной в составе дежурных смен. Задачи являются актуализация, детализация, поддержание целостной системы знаний, навыков и умений на уровне квалификационных требований; включение профессионального опыта специалистов в систему психологических знаний; профилактика и коррекция негативных последствий профессионального стресса.

3. психологическая подготовка при проведении учений и подготовке к соревнованиям. Задачами являются совершенствование системы знаний, навыков и умений в области психологии в условиях, максимально приближенных к реальным; профилактика негативных последствий профессионального стресса.

Реализация целостной системы психологической подготовки невозможна без унификации мероприятий психологической подготовки, что предполагает определенные требования к квалификации психологов, осуществляющих мероприятия по психологической подготовке и соответствующей методической оснащенности, которая может обеспечиваться учебно-методическими комплексами. Традиционно в учебно-методические комплексы включаются: квалификационные требования, учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации, системы оценки эффективности мероприятий, сборники учебных задач, компьютерные модели, тренажеры и т.д.

Необходимая для эффективного осуществления мероприятий по психологической подготовки квалификация психологов предполагает не только владение предметом экстремальной психологии, но и знание основ методики преподавания психологии, умелое использование активных методов обучения и зрелую профессиональную позицию психолога.

Методическая и предметная оснащенность психологов в части психологической подготовки позволяет многократно ускорить формирование навыков и умений при высоком качестве подготовки по осваиваемой деятельности, индивидуализировать процесс подготовки, создать мотивацию на дельнейшее совершенствование навыков и умений; осуществить профилактику негативных последствий профессионального стресса; актуализировать потребность в саморазвитии.

Психологическая подготовка специалистов МЧС России

Общей целью психологической подготовки специалистов МЧС России является обеспечение условий для эффективного формирования и развития профессионально важных качеств специалистов, сохранения психического и профессионального здоровья, увеличения профессионального долголетия.

Целями психологической подготовки в рамках повышения квалификации спасателей являются:

- обеспечение условий для эффективного формирования и развития ПВК специалистов;

- сохранения психического и профессионального здоровья, увеличения профессионального долголетия;

- передача знаний, формирование умений и мотивации к формированию навыков в области психологической практики, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности спасателя.

Целеполагание процесса обучения определяет выбор методов и форм обучения, и в конечном итоге эффективность процесса обучения на курсе психологической подготовки. Ускорение процесса подготовки спасателя к деятельности в части психологической подготовки, повышение качества этой подготовки становится первоочередной задачей, учитывая количество часов, выделенных на курс психологической подготовки и объем знаний, умений и навыков, определенных квалификационными требованиями. Кроме того, система обучения, основанная на деятельностном подходе, позволяет создавать модель встраивания знаний и умений в структуру профессиональной деятельности спасателей и мотивировать их на дальнейшую самостоятельную работу с целью формирования навыков.

К задачам курса психологической подготовки традиционно относят овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для эффективного осуществления профессиональной деятельности. Однако, в рамках отведенного времени на психологическую подготовку устойчивые профессиональные навыки (например, навыки психической саморегуляции) сформировать невозможно. Поэтому практическая направленность курса должна быть дополнена созданием условий для формирования мотивации к дальнейшей самостоятельной отработке умений и навыков.

Следовательно, в качестве цели, к которой необходимо стремиться, можно назвать не только передачу теоретических знаний, но формирование единства знания и действия. В связи с этим встает вопрос о выборе образовательных стратегий.

В контексте поставленных задач сравнительный анализ стратегий образования позволяет сделать выбор в пользу инновационной образовательной стратегии. В рамках инновационной стратегии обучения представляется наиболее уместным использование термина «обучающийся», который подчеркивает активную позицию участника процесса обучения, в противовес термину «слушатель», отражающему его пассивную позицию.

В приведенной ниже таблице представлены ключевые параметры стратегий традиционного и инновационного обучения.

Наши рекомендации