Вопросник с ответами множественного выбора для спасателей МЧС России третьего класса

Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каждая тема вопросника состоит из двух блоков. В первом предлагаются вопросы с одним правильным вариантом ответа, во втором – вопросы с несколькими (множеством) правильных вариантов ответа.

Профессиональное здоровье

Выберите один правильный вариант ответа

1. Профессиональный стресс – это стресс, возникающий:

1) в процессе трудовой деятельности человека;

2) во время отдыха;

3) в профессиональной деятельности человека при исключительных (травмирующих) обстоятельствах;

4) не возникающий вообще.

2. Профессионально важные качества – это:

1) качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс профессиональной деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по качеству и надежности;

2) только психофизиологические особенности профессионала, обеспечивающие высокую работоспособность;

3) отсутствие противопоказаний к профессиональной деятельности.

3. Недостаточно развитые профессионально важные качества:

1) являются четким указанием на профессиональную непригодность;

2) могут быть скомпенсированы другими, более развитыми профессионально важными качествами;

3) не оказывают никакого влияния на надежность и эффективность профессиональной деятельности.

4. Этап в динамике психических состояний, характеризующийся наличием психической напряжённости, субъективным замедлением времени, нарушением сна и вегетативными изменениями:

1) подготовительный;

2) стартового психического напряжения;

3) острых психических реакций «входа»;

4) неустойчивого психического напряжения;

5) переадаптации;

6) острых психических реакций «выхода»;

7) реадаптации.

5. Дезадаптивное состояние характеризуется:

1) нарушением восприятия времени и пространства;

2) потерей контроля над собственным поведением;

3) суженным состоянием сознания;

6. Состояние специалиста на этапе острых психических реакций «входа»:

1) эмоциональная лабильность в сочетании с нарушением ритма сна и бодрствования;

2) субъективное замедление времени, психическая напряжённость, вегетативные изменения;

3) аффективные эмоциональные реакции, нарушение координации движений, активация либо торможение отдельных психических процессов.

7. Этап динамики психических состояний, на котором происходит приспособление организма к новым, изменённым условиям:

1) подготовительный этап;

2) стартового психического напряжения;

3) переадаптации;

4) реадаптации.

8. Профессиональное здоровье - это:

7) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма;

8) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия;

9) процесс, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;

10) процесс сохранения физического, психического и эмоционального благополучия;

11) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;

12) процесс обеспечивающий успешную профессиональную деятельность.

9. Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:

7) профессиональное обучение и профессиональная реализация личности;

8) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде;

9) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде;

10) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;

11) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;

12) профессиональное обучение, этап достижения мастерства в профессии.

10. Этап профессионального обучения состоит из:

6) базовой профессиональной подготовкой;

7) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;

8) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;

9) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;

10) самостоятельного решения основных профессиональных задач.

11. Человек, находящийся на стадии, когда он может успешно решать любые профессиональные задачи в своей индивидуальной манере считает, что профессиональное развитие закончено. Это:

6) конечная стадия профессионального становления;

7) стереотип;

8) деструктивная установка;

9) конструктивная установка;

10) другой вариант.

12. Специалист теряет интерес к работе, действует стереотипно и шаблонно. Такие признаки указывают на:

4) остановку профессионального развития;

5) типичное поведение человека после трех лет работы;

6) наступление профессиональных деструкций.

13. Профессиональная пригодность человека – это:

7) врожденные особенности человека;

8) индивидуально-психологические свойства личности;

9) совокупность знаний, умений и навыков;

10) коммуникативные качества человека;

11) наличие физической подготовки;

12) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения эффективной работы, при наличии специальных знаний, умений и навыков.

14. Профессиональные деструкции – это:

6) возникновение психологических барьеров при освоении новой профессии;

7) нарушение деятельности, разрушение профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологического барьера;

8) нарушение социальной адаптации;

9) потеря интереса к работе;

10) профессиональное выгорание.

15. Проявление профессиональных деструкций:

5) постоянная психическая напряженность, психологический дискомфорт, конфликты;

6) приподнятое настроение;

7) крайне неадекватное поведение;

8) другой вариант.

16. Предвестником и запускающим механизмом в развитии синдрома эмоционального выгорания служит:

5) выход на работу после отпуска;

6) благоприятная обстановка на работе;

7) хорошие отношения с коллегами;

8) нервное напряжение.

17. Ситуация, когда профессионал пытается сократить или уменьшить свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, относится к симптому:

5) «неадекватного избирательного реагирования»;

6) «эмоционально-нравственной дезориентации;

7) «расширения сферы экономии эмоций»;

8) «редукции профессиональных обязанностей».

18. Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы, относятся к фазе:

5) резистенции;

6) истощения;

7) наступления;

8) другой вариант.

19. Ситуация, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, относится к симптому:

5) «эмоционального дефицита»;

6) «эмоциональной отстраненности»;

7) «личностной отстраненности или деперсонализации»;

8) «психосоматических и психовегетативных нарушений».

20. Симптом, который провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, называется симптомом:

5) «эмоционального дефицита»;

6) «эмоциональной отстраненности»;

7) «личностной отстраненности или деперсонализации»;

8) «психосоматических и психовегетативных нарушений».

21. Психическое состояние – это:

6) врожденное свойство организма;

7) результат тяжелой работы;

8) настроение;

9) убеждения и установки человека, воздействующие на него в течение всей жизни;

10) характеристика психической деятельности человека на определённом промежутке времени.

22. Психическое состояние может изменяться при:

4) хорошем настроении;

5) изменении условий;

6) психическое состояние не изменяется.

23. Адаптация – это:

4) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;

5) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения;

6) процесс, возникающий после шокового состояния.

Выберите несколько правильных вариантов ответа

24. Симптомы эмоционального выгорания:

1) ограничение общения с близкими и друзьями;

2) регулярное нежелание контактировать с пострадавшими (в рамках ЧС), даже если это необходимо;

3) регулярное нежелание идти на работу, желание взять больничный;

4) разочарование в выбранной профессии;

5) формальное выполнение служебных обязанностей;

6) ощущение того, что пропала способность эмоционально помочь пострадавшим;

7) более частое употребление алкоголя / увеличение дозы.

25. Развитию синдрома «выгорания» способствует:

1) недостаточная оплата труда, низкий социальный статус профессии;

2) хронически эмоционально напряженная профессиональная деятельность;

3) психологически сложный контингент;

4) негативное освящение деятельности в СМИ профессиональной деятельности;

5) конфликты в коллективе.

26. Расположите в порядке развития этапы и стадии профессионального становления личности:

1) стадия «вхождения в профессию»;

2) этап формирования профессиональных намерений;

3) стадия адаптации специалиста в профессиональной среде;

4) стадия наставника;

5) этап профессионального обучения;

6) стадия авторитета;

7) стадия мастерства.

27. Причины возникновения профессиональных деструкций:

1) нервное истощение, болезни или возрастные изменения;

2) неуверенность в собственных силах;

3) проблемы в семье;

4) конфликты на работе.

28. Отметьте симптомы эмоционального выгорания на работе:

1) увеличение мотивации в профессиональной деятельности;

2) напряженное состояние, потеря интереса к труду;

3) чувство тревоги;

4) чувство раздражения;

5) пассивное отношение к работе.

Саморегуляция

Выберите один правильный вариант ответа

29. При необходимости взбодриться после монотонной работы, снять усталость, используется дыхание:

1) брюшное, с максимальной частотой через рот;

2) ключичное, с максимальной частотой через нос;

3) брюшное, с максимальной частотой через нос;

4) ключичное, с максимальной частотой через рот;

5) другой вариант.

30. Активная нервно-мышечная релаксация проводится:

1) с головы – до ног;

2) с ног – до головы;

3) с ног – до середины тела, а затем с головы.

31. Пассивная нервно-мышечная релаксация проводится:

1) с головы – до ног;

2) с ног – до головы;

3) с ног – до середины тела, а затем с головы.

32. Биологически активные точки (БАТ):

1) воздействуют на функции различных органов и систем;

2) регулируют вегетативные функции;

3) регулируют обменные и восстановительные процессы;

4) стимулируют рост волос.

33. Правильность нахождения БАТ определяется:

1) абсолютной безболезненностью данной точки;

2) ощущениями легкой ломоты и распирания;

3) резкой болью;

4) другими показателями.

34. Для преодоления излишнего волнения, снижения тревоги и раздражительности, максимального расслабления для быстрого и эффективного отдыха используется дыхание:

1) брюшное, где вдох короче выдоха;

2) брюшное, где вдох длиннее выдоха;

3) ключичное, где вдох короче выдоха;

4) ключичное, где вдох длиннее выдоха;

5) другой вид дыхания.

Общение с пострадавшими

Выберите один правильный вариант ответа

35. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Я услышал…», «На слуху…», «Это похоже на шум листвы…», «Лучше бы я этого не слышал…»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

36. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Давай посмотрим…», «Мне надо увидеть…», «Увидишь и поймешь…», «Глаза мои бы это не видели…», «Покажи…»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

37. Ведущая модальность человека, употребляющие в разговоре фразы такого типа как «Я чувствую…», «Когда это произошло, кожа покрылась мурашками…», «Пока не потрогаю, не поверю»:

1) кинестетическая;

2) виртуальная;

3) аудиальная;

4) визуальная.

38. Перефразирование:

4) точное повторение уже сказанного вашим собеседником;

5) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;

6) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;

4) другой вариант.

39. Резюмирование:

5) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;

6) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;

7) подытоживание основных идей вашего собеседника;

8) другой вариант.

40. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда:

4) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;

5) вам необходимо узнать как можно больше информации;

6) другой вариант.

41. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда:

4) вам необходимо узнать как можно больше информации;

5) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;

6) другой вариант.

42. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:

1) открытыми;

2) не раскрытыми;

3) закрытыми;

4) перекрытыми.

43. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:

1) открытыми;

2) не раскрытыми;

3) закрытыми;

4) перекрытыми.

44. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:

1) Не переживайте, вы ведь нашли…;

2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете……;

3) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети…..;

4) другой вариант.

45. Общение с изолированным пострадавшим после его извлечения направленно на то, что:

1) наконец, все окончено, и можно расслабиться;

2) человеку больше не надо прилагать собственных усилий – за него сейчас все сделают медики;

4) другой вариант.

46. Человек, на глазах которого произошел взрыв бытового газа в жилом доме, относится к группе пострадавших:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

47. Специалисты экстремального профиля, участвующие в ликвидации последствий ЧС, относятся к пострадавшей категории:

1) да;

2) нет;

3) да, но не редко.

48. Группа людей, собравшихся просто посмотреть на пожар, относится к группе пострадавших:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

49. Группа людей, эвакуированных в пункт временного размещения (ПВР) после землетрясения, относится к группе пострадавших:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

50. Человек, находящийся под завалом, относится к группе пострадавших:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

51. Женщина, просмотревшая все репортажи о захвате заложников в школе №1 города Беслан и после этого не выпускающая своего ребенка из квартиры одного, относится к группе пострадавших:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

52. Люди, стоящие у морга и ждущие информации о начале опознания родственников, относятся к группе:

1) обездоленные;

2) наблюдатели (зеваки);

3) жертвы;

4) несчастные;

5) специалисты экстремального профиля;

6) телезрители;

7) очевидцы (свидетели);

8) пострадавшие.

Острые стрессовые реакции

Выберите один правильный вариант ответа

53. Острые стрессовые реакции возникают:

1) в течение нескольких месяцев после произошедшего события;

2) в течение нескольких лет после события;

4) в момент события, длительностью до нескольких дней.

54. Симптомы: насыщенная, быстрая речь, рыдания, крики, чрезмерное возбуждение, театральные позы, множество движений, относятся к реакции:

1) плач;

2) истерика;

3) двигательное возбуждение;

4) другая реакция.

55. Симптомы: сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль за собственным поведением, напряжение мышц (особенно лицевых); данное состояние способно побудить человека к бегству, относятся к реакции:

1) агрессия;

2) истерика;

3) нервная дрожь;

4) другая реакция.

56. Симптомы: непреодолимая усталость, равнодушие, безразличие, отсутствие сил даже на эмоции, относятся к реакции:

1) ступор;

2) апатия;

3) нервная дрожь;

4) другая реакция.

57. Симптомы: человек готов разрыдаться, подрагивают губы, наблюдается ощущение подавленности, возбуждение в поведении отсутствует, относятся к реакции:

1) плач;

2) ступор;

3) страх;

4) другая реакция.

58. Сильная неконтролируемая дрожь наблюдается при:

1) апатии;

2) страхе;

3) двигательном возбуждении;

4) нервной дрожи.

59. Симптомы: временное непонимание происходящего, человек находится в движении. Движений много – как простых, так и сложных, при этом движения не являются целесообразными действиями, относятся к реакции:

1) двигательное возбуждение;

2) агрессия;

3) истероидная реакция;

4) другая реакция.

60. Симптомы: проявление злобы, гнева, не всегда имеющие объективную основу, относятся к реакции:

1) страх;

2) агрессия;

3) двигательное возбуждение;

4) другой вариант.

61. Симптомы: человек находится в одной позе, долгое время неподвижен, ни на что не реагирует, контакт практически невозможен, относятся к реакции:

1) апатия;

2) истероидная реакция;

3) ступор;

4) другой вариант.

62. Экстренная психологическая помощь при попытке суицида:

1) не оказывается;

2) оказывается;

3) необходим психиатр.

Выберите несколько правильных вариантов ответа

63. Виды личностных кризисов:

1) индивидуальный;

2) травматический;

3) социальный;

4) временный;

5) психологический;

6) возрастной;

7) актуальный;

64. Основными последствиями кризиса в личностной сфере могут быть:

1) зависимое поведение;

2) агрессивное поведение;

3) соматические заболевания;

4) психосоматические заболевания;

5) депрессии;

6) нервно – психические расстройства;

7) суицидальное поведение;

8) конфликтное поведение;

9) асоциальное поведение.

65. Смыслами обращения через суицид, являются:

1) протест, месть;

2) призыв к помощи, поиск сочувствия или признания;

3) избегание (наказания, страданий от болей…);

4) самонаказание;

5) отказ от существования.

66. Виды суицида:

1) истинный;

2) ложный;

3) хладнокровный;

4) аффективный;

5) демонстративный;

6) сглаженный.

Стресс

Выберите один правильный вариант ответа

67. Механизмы адаптации к стрессу, которые являются осознанными, целенаправленными и гибкими:

1) защитные механизмы;

2) копинг-механизмы;

3) эмоциональные блоки;

4) другой вариант.

68. Защитные механизмы – это:

1) активные, сознательные усилия человека, направленные на овладение им ситуацией или проблемой;

2) неосознанные действия, направленные на защиту от опасностей со стороны внешнего мира;

3) такие механизмы, которые позволяют защититься, не важно, осознанно они проходят или неосознанно.

69. В случае использования копинг-механизмов в стрессовой ситуации человек:

1) принимает помощь со стороны других;

2) не принимает помощь со стороны;

3) принимает помощь, стремясь всё возложить на помогающего, самоустранившись от решения проблем.

70. Сотрудника отдела лёгкой промышленности Капустникова О.Л. увольняют из-за многократного опоздания на работу. Он активно протестует, заявляя, что начальство специально ищет причину его увольнения, так как, по слухам, оно хочет поставить на его место другого сотрудника – родственника заместителя. Какую из стратегий совладания со стрессовой ситуацией выбрал Капустников?:

1) использовал защитный механизм;

2) использовал копинг-механизм;

3) использовал механизм агрессии;

4) что-то другое.

Психологическая составляющая деятельности спасателя

Выберите один правильный вариант ответа

71. Личностные особенности спасателя влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности:

1) да;

2) нет;

3) да, но не значимо.

Выберите несколько правильных вариантов ответа

72. Проявления, возможные у специалистов-спасателей в ходе нарушения профессиональной деятельности:

1) снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности;

2) увеличение количества ошибок, в том числе приводящих к авариям;

3) нарушения профессионального здоровья;

4) снижение профессионального долголетия;

5) профессиональное долголетие;

6) уменьшение количества ошибок;

7) улучшение мыслительной деятельности.

73. Особенности, характеризующие состояние пострадавших в результате ЧС:

1) снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности;

2) нарушение способности к планированию собственных действий;

3) сужение временной перспективы;

4) высокая вероятность эмоционального заражения.

74. Особенности, влияющие на состояние пострадавших в результате ЧС:

1) соматическое здоровье;

2) возраст, пол пострадавших;

3) подготовленность к ЧС;

4) индивидуально-психологические особенности;

5) личностный смысл трагического события;

6) коллективное поведение.

75. Отметьте группу факторов риска для пострадавших:

1) группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

2) группа факторов, характеризующих ЧС;

3) группа факторов, характеризующая местность;

4) группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

76. Выделите группу факторов, характеризующих ЧС:

1) интенсивность;

2) масштабность;

3) личность виновника происшествия;

4) внезапность возникновения;

5) длительность;

6) деятельность;

7) этап развития.

77. Выделите группу факторов, которая характеризует особенности организации помощи:

1) организация аварийно-спасательных работ;

2) особенности информационного обеспечения;

3) увеселительные программы;

4) характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ;

5) отношение различных социальных институтов к пострадавшим;

6) демографические, этнические, социально-экономические особенности региона.

Наши рекомендации