Вопросник с ответами множественного выбора для спасателей МЧС России третьего класса
Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каждая тема вопросника состоит из двух блоков. В первом предлагаются вопросы с одним правильным вариантом ответа, во втором – вопросы с несколькими (множеством) правильных вариантов ответа.
Профессиональное здоровье
Выберите один правильный вариант ответа
1. Профессиональный стресс – это стресс, возникающий:
1) в процессе трудовой деятельности человека;
2) во время отдыха;
3) в профессиональной деятельности человека при исключительных (травмирующих) обстоятельствах;
4) не возникающий вообще.
2. Профессионально важные качества – это:
1) качества субъекта (как индивидуально-психологические свойства, так и отношения личности), включенные в процесс профессиональной деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по качеству и надежности;
2) только психофизиологические особенности профессионала, обеспечивающие высокую работоспособность;
3) отсутствие противопоказаний к профессиональной деятельности.
3. Недостаточно развитые профессионально важные качества:
1) являются четким указанием на профессиональную непригодность;
2) могут быть скомпенсированы другими, более развитыми профессионально важными качествами;
3) не оказывают никакого влияния на надежность и эффективность профессиональной деятельности.
4. Этап в динамике психических состояний, характеризующийся наличием психической напряжённости, субъективным замедлением времени, нарушением сна и вегетативными изменениями:
1) подготовительный;
2) стартового психического напряжения;
3) острых психических реакций «входа»;
4) неустойчивого психического напряжения;
5) переадаптации;
6) острых психических реакций «выхода»;
7) реадаптации.
5. Дезадаптивное состояние характеризуется:
1) нарушением восприятия времени и пространства;
2) потерей контроля над собственным поведением;
3) суженным состоянием сознания;
6. Состояние специалиста на этапе острых психических реакций «входа»:
1) эмоциональная лабильность в сочетании с нарушением ритма сна и бодрствования;
2) субъективное замедление времени, психическая напряжённость, вегетативные изменения;
3) аффективные эмоциональные реакции, нарушение координации движений, активация либо торможение отдельных психических процессов.
7. Этап динамики психических состояний, на котором происходит приспособление организма к новым, изменённым условиям:
1) подготовительный этап;
2) стартового психического напряжения;
3) переадаптации;
4) реадаптации.
8. Профессиональное здоровье - это:
7) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма;
8) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия;
9) процесс, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;
10) процесс сохранения физического, психического и эмоционального благополучия;
11) процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни;
12) процесс обеспечивающий успешную профессиональную деятельность.
9. Укажите верный порядок ступеней профессионального становления:
7) профессиональное обучение и профессиональная реализация личности;
8) формирование профессиональных намерений, этап профессионального обучения, реализация личности в профессиональном труде;
9) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде;
10) формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;
11) профессиональное обучение, профессиональная адаптация, реализация личности в профессиональном труде, этап достижения мастерства в профессии;
12) профессиональное обучение, этап достижения мастерства в профессии.
10. Этап профессионального обучения состоит из:
6) базовой профессиональной подготовкой;
7) построения планов относительно будущей профессии, осознанной подготовки к будущей карьере в выбранной профессии;
8) овладения специальными знаниями и навыками, необходимыми для успешного профессионального становления;
9) формирования определенного поведения человека, необходимого в данной профессии;
10) самостоятельного решения основных профессиональных задач.
11. Человек, находящийся на стадии, когда он может успешно решать любые профессиональные задачи в своей индивидуальной манере считает, что профессиональное развитие закончено. Это:
6) конечная стадия профессионального становления;
7) стереотип;
8) деструктивная установка;
9) конструктивная установка;
10) другой вариант.
12. Специалист теряет интерес к работе, действует стереотипно и шаблонно. Такие признаки указывают на:
4) остановку профессионального развития;
5) типичное поведение человека после трех лет работы;
6) наступление профессиональных деструкций.
13. Профессиональная пригодность человека – это:
7) врожденные особенности человека;
8) индивидуально-психологические свойства личности;
9) совокупность знаний, умений и навыков;
10) коммуникативные качества человека;
11) наличие физической подготовки;
12) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения эффективной работы, при наличии специальных знаний, умений и навыков.
14. Профессиональные деструкции – это:
6) возникновение психологических барьеров при освоении новой профессии;
7) нарушение деятельности, разрушение профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологического барьера;
8) нарушение социальной адаптации;
9) потеря интереса к работе;
10) профессиональное выгорание.
15. Проявление профессиональных деструкций:
5) постоянная психическая напряженность, психологический дискомфорт, конфликты;
6) приподнятое настроение;
7) крайне неадекватное поведение;
8) другой вариант.
16. Предвестником и запускающим механизмом в развитии синдрома эмоционального выгорания служит:
5) выход на работу после отпуска;
6) благоприятная обстановка на работе;
7) хорошие отношения с коллегами;
8) нервное напряжение.
17. Ситуация, когда профессионал пытается сократить или уменьшить свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат, относится к симптому:
5) «неадекватного избирательного реагирования»;
6) «эмоционально-нравственной дезориентации;
7) «расширения сферы экономии эмоций»;
8) «редукции профессиональных обязанностей».
18. Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы, относятся к фазе:
5) резистенции;
6) истощения;
7) наступления;
8) другой вариант.
19. Ситуация, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, относится к симптому:
5) «эмоционального дефицита»;
6) «эмоциональной отстраненности»;
7) «личностной отстраненности или деперсонализации»;
8) «психосоматических и психовегетативных нарушений».
20. Симптом, который провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, называется симптомом:
5) «эмоционального дефицита»;
6) «эмоциональной отстраненности»;
7) «личностной отстраненности или деперсонализации»;
8) «психосоматических и психовегетативных нарушений».
21. Психическое состояние – это:
6) врожденное свойство организма;
7) результат тяжелой работы;
8) настроение;
9) убеждения и установки человека, воздействующие на него в течение всей жизни;
10) характеристика психической деятельности человека на определённом промежутке времени.
22. Психическое состояние может изменяться при:
4) хорошем настроении;
5) изменении условий;
6) психическое состояние не изменяется.
23. Адаптация – это:
4) процесс приспособления организма к новым условиям окружающей среды;
5) процесс дезорганизации психической деятельности и поведения;
6) процесс, возникающий после шокового состояния.
Выберите несколько правильных вариантов ответа
24. Симптомы эмоционального выгорания:
1) ограничение общения с близкими и друзьями;
2) регулярное нежелание контактировать с пострадавшими (в рамках ЧС), даже если это необходимо;
3) регулярное нежелание идти на работу, желание взять больничный;
4) разочарование в выбранной профессии;
5) формальное выполнение служебных обязанностей;
6) ощущение того, что пропала способность эмоционально помочь пострадавшим;
7) более частое употребление алкоголя / увеличение дозы.
25. Развитию синдрома «выгорания» способствует:
1) недостаточная оплата труда, низкий социальный статус профессии;
2) хронически эмоционально напряженная профессиональная деятельность;
3) психологически сложный контингент;
4) негативное освящение деятельности в СМИ профессиональной деятельности;
5) конфликты в коллективе.
26. Расположите в порядке развития этапы и стадии профессионального становления личности:
1) стадия «вхождения в профессию»;
2) этап формирования профессиональных намерений;
3) стадия адаптации специалиста в профессиональной среде;
4) стадия наставника;
5) этап профессионального обучения;
6) стадия авторитета;
7) стадия мастерства.
27. Причины возникновения профессиональных деструкций:
1) нервное истощение, болезни или возрастные изменения;
2) неуверенность в собственных силах;
3) проблемы в семье;
4) конфликты на работе.
28. Отметьте симптомы эмоционального выгорания на работе:
1) увеличение мотивации в профессиональной деятельности;
2) напряженное состояние, потеря интереса к труду;
3) чувство тревоги;
4) чувство раздражения;
5) пассивное отношение к работе.
Саморегуляция
Выберите один правильный вариант ответа
29. При необходимости взбодриться после монотонной работы, снять усталость, используется дыхание:
1) брюшное, с максимальной частотой через рот;
2) ключичное, с максимальной частотой через нос;
3) брюшное, с максимальной частотой через нос;
4) ключичное, с максимальной частотой через рот;
5) другой вариант.
30. Активная нервно-мышечная релаксация проводится:
1) с головы – до ног;
2) с ног – до головы;
3) с ног – до середины тела, а затем с головы.
31. Пассивная нервно-мышечная релаксация проводится:
1) с головы – до ног;
2) с ног – до головы;
3) с ног – до середины тела, а затем с головы.
32. Биологически активные точки (БАТ):
1) воздействуют на функции различных органов и систем;
2) регулируют вегетативные функции;
3) регулируют обменные и восстановительные процессы;
4) стимулируют рост волос.
33. Правильность нахождения БАТ определяется:
1) абсолютной безболезненностью данной точки;
2) ощущениями легкой ломоты и распирания;
3) резкой болью;
4) другими показателями.
34. Для преодоления излишнего волнения, снижения тревоги и раздражительности, максимального расслабления для быстрого и эффективного отдыха используется дыхание:
1) брюшное, где вдох короче выдоха;
2) брюшное, где вдох длиннее выдоха;
3) ключичное, где вдох короче выдоха;
4) ключичное, где вдох длиннее выдоха;
5) другой вид дыхания.
Общение с пострадавшими
Выберите один правильный вариант ответа
35. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Я услышал…», «На слуху…», «Это похоже на шум листвы…», «Лучше бы я этого не слышал…»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
36. Ведущая модальность человека, употребляющего в разговоре фразы такого типа как «Давай посмотрим…», «Мне надо увидеть…», «Увидишь и поймешь…», «Глаза мои бы это не видели…», «Покажи…»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
37. Ведущая модальность человека, употребляющие в разговоре фразы такого типа как «Я чувствую…», «Когда это произошло, кожа покрылась мурашками…», «Пока не потрогаю, не поверю»:
1) кинестетическая;
2) виртуальная;
3) аудиальная;
4) визуальная.
38. Перефразирование:
4) точное повторение уже сказанного вашим собеседником;
5) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;
6) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;
4) другой вариант.
39. Резюмирование:
5) формулирование той же мысли вашего собеседника, но иными словами;
6) категоричное опровержение высказанной мысли вашего собеседника;
7) подытоживание основных идей вашего собеседника;
8) другой вариант.
40. Вопросы закрытого типа уместны в тех случаях, когда:
4) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;
5) вам необходимо узнать как можно больше информации;
6) другой вариант.
41. Вопросы открытого типа уместны в тех случаях, когда:
4) вам необходимо узнать как можно больше информации;
5) необходимо ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности;
6) другой вариант.
42. Вопросы: «Ты меня видишь?», «Спать хочешь?», «Ты цел?», являются:
1) открытыми;
2) не раскрытыми;
3) закрытыми;
4) перекрытыми.
43. Вопросы: «Когда это произошло?», «Где ты сейчас находишься?», «Как ты себя чувствуешь?», являются:
1) открытыми;
2) не раскрытыми;
3) закрытыми;
4) перекрытыми.
44. Женщина выходит из морга, она опознала своего сына. Начать с ней разговор можно с фразы:
1) Не переживайте, вы ведь нашли…;
2) Послушайте меня, пожалуйста, успокойтесь, я хочу вам помочь, может быть, вы меня выслушаете……;
3) Сядьте и успокойтесь, сколько можно плакать, у вас есть еще дети…..;
4) другой вариант.
45. Общение с изолированным пострадавшим после его извлечения направленно на то, что:
1) наконец, все окончено, и можно расслабиться;
2) человеку больше не надо прилагать собственных усилий – за него сейчас все сделают медики;
4) другой вариант.
46. Человек, на глазах которого произошел взрыв бытового газа в жилом доме, относится к группе пострадавших:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
47. Специалисты экстремального профиля, участвующие в ликвидации последствий ЧС, относятся к пострадавшей категории:
1) да;
2) нет;
3) да, но не редко.
48. Группа людей, собравшихся просто посмотреть на пожар, относится к группе пострадавших:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
49. Группа людей, эвакуированных в пункт временного размещения (ПВР) после землетрясения, относится к группе пострадавших:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
50. Человек, находящийся под завалом, относится к группе пострадавших:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
51. Женщина, просмотревшая все репортажи о захвате заложников в школе №1 города Беслан и после этого не выпускающая своего ребенка из квартиры одного, относится к группе пострадавших:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
52. Люди, стоящие у морга и ждущие информации о начале опознания родственников, относятся к группе:
1) обездоленные;
2) наблюдатели (зеваки);
3) жертвы;
4) несчастные;
5) специалисты экстремального профиля;
6) телезрители;
7) очевидцы (свидетели);
8) пострадавшие.
Острые стрессовые реакции
Выберите один правильный вариант ответа
53. Острые стрессовые реакции возникают:
1) в течение нескольких месяцев после произошедшего события;
2) в течение нескольких лет после события;
4) в момент события, длительностью до нескольких дней.
54. Симптомы: насыщенная, быстрая речь, рыдания, крики, чрезмерное возбуждение, театральные позы, множество движений, относятся к реакции:
1) плач;
2) истерика;
3) двигательное возбуждение;
4) другая реакция.
55. Симптомы: сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль за собственным поведением, напряжение мышц (особенно лицевых); данное состояние способно побудить человека к бегству, относятся к реакции:
1) агрессия;
2) истерика;
3) нервная дрожь;
4) другая реакция.
56. Симптомы: непреодолимая усталость, равнодушие, безразличие, отсутствие сил даже на эмоции, относятся к реакции:
1) ступор;
2) апатия;
3) нервная дрожь;
4) другая реакция.
57. Симптомы: человек готов разрыдаться, подрагивают губы, наблюдается ощущение подавленности, возбуждение в поведении отсутствует, относятся к реакции:
1) плач;
2) ступор;
3) страх;
4) другая реакция.
58. Сильная неконтролируемая дрожь наблюдается при:
1) апатии;
2) страхе;
3) двигательном возбуждении;
4) нервной дрожи.
59. Симптомы: временное непонимание происходящего, человек находится в движении. Движений много – как простых, так и сложных, при этом движения не являются целесообразными действиями, относятся к реакции:
1) двигательное возбуждение;
2) агрессия;
3) истероидная реакция;
4) другая реакция.
60. Симптомы: проявление злобы, гнева, не всегда имеющие объективную основу, относятся к реакции:
1) страх;
2) агрессия;
3) двигательное возбуждение;
4) другой вариант.
61. Симптомы: человек находится в одной позе, долгое время неподвижен, ни на что не реагирует, контакт практически невозможен, относятся к реакции:
1) апатия;
2) истероидная реакция;
3) ступор;
4) другой вариант.
62. Экстренная психологическая помощь при попытке суицида:
1) не оказывается;
2) оказывается;
3) необходим психиатр.
Выберите несколько правильных вариантов ответа
63. Виды личностных кризисов:
1) индивидуальный;
2) травматический;
3) социальный;
4) временный;
5) психологический;
6) возрастной;
7) актуальный;
64. Основными последствиями кризиса в личностной сфере могут быть:
1) зависимое поведение;
2) агрессивное поведение;
3) соматические заболевания;
4) психосоматические заболевания;
5) депрессии;
6) нервно – психические расстройства;
7) суицидальное поведение;
8) конфликтное поведение;
9) асоциальное поведение.
65. Смыслами обращения через суицид, являются:
1) протест, месть;
2) призыв к помощи, поиск сочувствия или признания;
3) избегание (наказания, страданий от болей…);
4) самонаказание;
5) отказ от существования.
66. Виды суицида:
1) истинный;
2) ложный;
3) хладнокровный;
4) аффективный;
5) демонстративный;
6) сглаженный.
Стресс
Выберите один правильный вариант ответа
67. Механизмы адаптации к стрессу, которые являются осознанными, целенаправленными и гибкими:
1) защитные механизмы;
2) копинг-механизмы;
3) эмоциональные блоки;
4) другой вариант.
68. Защитные механизмы – это:
1) активные, сознательные усилия человека, направленные на овладение им ситуацией или проблемой;
2) неосознанные действия, направленные на защиту от опасностей со стороны внешнего мира;
3) такие механизмы, которые позволяют защититься, не важно, осознанно они проходят или неосознанно.
69. В случае использования копинг-механизмов в стрессовой ситуации человек:
1) принимает помощь со стороны других;
2) не принимает помощь со стороны;
3) принимает помощь, стремясь всё возложить на помогающего, самоустранившись от решения проблем.
70. Сотрудника отдела лёгкой промышленности Капустникова О.Л. увольняют из-за многократного опоздания на работу. Он активно протестует, заявляя, что начальство специально ищет причину его увольнения, так как, по слухам, оно хочет поставить на его место другого сотрудника – родственника заместителя. Какую из стратегий совладания со стрессовой ситуацией выбрал Капустников?:
1) использовал защитный механизм;
2) использовал копинг-механизм;
3) использовал механизм агрессии;
4) что-то другое.
Психологическая составляющая деятельности спасателя
Выберите один правильный вариант ответа
71. Личностные особенности спасателя влияют на успешное выполнение профессиональной деятельности:
1) да;
2) нет;
3) да, но не значимо.
Выберите несколько правильных вариантов ответа
72. Проявления, возможные у специалистов-спасателей в ходе нарушения профессиональной деятельности:
1) снижение эффективности и надежности профессиональной деятельности;
2) увеличение количества ошибок, в том числе приводящих к авариям;
3) нарушения профессионального здоровья;
4) снижение профессионального долголетия;
5) профессиональное долголетие;
6) уменьшение количества ошибок;
7) улучшение мыслительной деятельности.
73. Особенности, характеризующие состояние пострадавших в результате ЧС:
1) снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности;
2) нарушение способности к планированию собственных действий;
3) сужение временной перспективы;
4) высокая вероятность эмоционального заражения.
74. Особенности, влияющие на состояние пострадавших в результате ЧС:
1) соматическое здоровье;
2) возраст, пол пострадавших;
3) подготовленность к ЧС;
4) индивидуально-психологические особенности;
5) личностный смысл трагического события;
6) коллективное поведение.
75. Отметьте группу факторов риска для пострадавших:
1) группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;
2) группа факторов, характеризующих ЧС;
3) группа факторов, характеризующая местность;
4) группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.
76. Выделите группу факторов, характеризующих ЧС:
1) интенсивность;
2) масштабность;
3) личность виновника происшествия;
4) внезапность возникновения;
5) длительность;
6) деятельность;
7) этап развития.
77. Выделите группу факторов, которая характеризует особенности организации помощи:
1) организация аварийно-спасательных работ;
2) особенности информационного обеспечения;
3) увеселительные программы;
4) характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ;
5) отношение различных социальных институтов к пострадавшим;
6) демографические, этнические, социально-экономические особенности региона.