Раздел I. Профессиональное здоровье.

Тема №1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя.

Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС.

Тема № 1.2.Профессионально важные качества спасателей.

Профессионально важные качества спасателей. Профессиограмма (психологические особенности выполнения профессиональных задач). Психограмма (психологические требования предъявляемые к спасателям). Понятие профессиональной пригодности.

Роль психодиагностических мероприятий в психологическом сопровождении деятельности спасателей

Тема №1.3. Стресс в профессиональной деятельности спасателя.

Виды стресса. Механизмы адаптации в профессиональной деятельности спасателя.

Профессиональный стресс. Механизмы развития профессионального стресса. Факторы риска развития профессионального стресса.

Механизмы совладания в стрессовых ситуациях (копинг-механизмы). Виды: поведенческие, когнитивные, эмоциональные копинги. Адаптивные, неадаптивные. Виды психологических защит.

Последствия профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.

Тема № 1.4. Негативные последствия профессионального стресса.

Профессиональные деформации и деструкции. Накопленный профессиональный стресс. Эмоциональное выгорание как профессиональная деформация. Фазы эмоционального выгорания.

Принципы профилактики эмоционального выгорания. Концепция «заботы о себе».

Тема №1.5.Дезадаптивные психические состояния как фактор конфликтогенности среды.

Конфликт. Уровни проявления и типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структура, функции, динамика конфликтов. Конфликт в коллективе. Стратегии разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в ЧС.

Тема № 1.6.Методы и приемы саморегуляции.

Приемы и методы саморегуляции. Самовнушение и визуализация. Методы снятия болевых ощущений.

Раздел II. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧП и ЧС

Тема №2.1.Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС.

Общение пострадавшими в ЧС: цель и задачи. Общие принципы общения. Компоненты общения: вербальное и невербальное общение. Приемы активного слушания. Понятие личностного ресурса. Приемы эффективной коммуникации с пострадавшими.

Общение с жертвой изолированной в очаге ЧС.Этапы работы. Общение с «жертвой» при ведении аварийно-спасательных работ. Общение с «жертвой» после извлечения.

Тема № 2.2. Острые реакции на стресс в ЧС.

Острые реакции на стресс: определение, типы, динамика. Основные принципы оказания помощи при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии.

Тема №2.3. Кризисные состояния, их последствия. Суицид как форма кризисного поведения.

Определения понятия «кризис». Кризисы развития и кризисы жизни. Кризисы становления. Травматические кризисы. Последствия кризисов. Факторы способствующие преодолению кризисов и усугубляющие кризис. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.

Суицид. Мифы о суициде. Виды суицидов. Суицидальные и антисуицидальные факторы.

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий для спасателей МЧС России второго класса

Наименования разделов и тем Всего учебных часов В том числе, учебных занятий с преподавателем Лекции Практические занятия
Раздел I. Профессиональное здоровье спасателя
Тема №1.1. Вводная лекция. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя.  
Тема №1.2.Профессиональное здоровье спасателя.  
Тема №1.3. Психологическая подготовка спасателей как профилактика профессионального стресса.  
Тема №1.4. Профессиональное выгорание.  
Тема №1.5. Методы и приемы саморегуляции.  
Раздел II. Экстренная психологическая помощь
Тема №2.1.Экстренная психологическая помощь в зоне ЧС.
Тема №2.2. Особенности общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату.  
Тема №2.3. Острые реакции на стресс. Техники работы с различными реакциями на стрессовую ситуацию.  
Тема №2.4. Суицидальное поведение. Экстренная психологическая помощь при суицидальной попытке.  
Тема №2.5. Психология толпы в условиях ЧС.  
Раздел III. Элементы психологии управления  
Тема №3.1. Практика разрешения конфликтных ситуаций.  
Зачет        
Всего по программе    

Содержание разделов и тем.



Наши рекомендации