Лекция как традиционная форма обучения в вузе
В вузовском обучении лекция является основной формой учебных занятий, поскольку лекция способствует творческому поиску студента при выборе индивидуального способа и формы познания. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым: профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.
Лекция может быть рассматриваема как форма организации учебного процесса, а также как способ объяснения учебного материала, на учебных занятиях. Поэтому требования к лекции – фактически это требования ко всем способам объяснения.
В Средние века, когда возникла лекция, это был почти единственный способ образования знаний, т. к. в те времена книга была величайшей редкостью. Но и в настоящее время, несмотря на массовое издание книг, журналов, брошюр, на наличие кино, телевидения, технических средств, лекция остается кульминационным пунктом всего преподавания.
Лекция была и остается самой трудной формой преподавания, поскольку на лекции преподаватель выступает в нескольких ролях:
• ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующего их;
• педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность, отношение к делу и пользующегося современными методами преподавания;
• оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей;
• психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.
Лекция служит основным механизмом, включающим в работу мыслительную деятельность студента и направляющим ее в нужное русло, а также и источником его познавательной активности.
Таким образом, лекция (от лат. lectio – чтение) – одна из основных форм учебного процесса и один из основных методов преподавания в вузе. Это систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого‑либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки. Это специальные приемы, которыми преподаватель активизирует мыслительную деятельность студентов, побуждает их размышлять вместе с собой.
По мнению ведущих специалистов, лекция призвана:
• Формировать у студентов представление об изучаемой науке, определяя ее место в общей системе подготовки специалиста.
• Развивать и укреплять интерес студентов к изучаемой теме, раскрывая значимость применяемых научно‑практических методов.
• Быть важнейшим способом передачи студентам новейшей научной и необходимой учебной информации.
• Способствовать формированию профессионального и научного мышления студентов, т. к. развернутая мыслительная деятельность преподавателя служит для учащихся своеобразным эталоном мышления.
• Воспитывать у студентов необходимые свойства личности специалиста.
Лекционный курс дает возможность за небольшой промежуток времени изложить большой массив информации в определенной системе и логике. При этом на каждом лекционном занятии неизменно реализуются следующие дидактические цели:
• Обучающие, характеризующиеся направленностью на содержание учебного материала;
• Развивающие определяют ориентацию на формирование качеств, свойств гармонично развитой личности, способов познания и др.
• Воспитывающие направлены на формирование нравственных качеств и свойств личности в русле гуманистических ценностей.
Основные задачи лекции:
• формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учебного материала по данной теме;
• воспитание необходимых свойств личности специалиста;
• формирование и укрепление интереса к науке;
• формирование профессионального и научного мышления.
В соответствии с целями и задачами конкретной лекции реализуется своеобразный набор функций.
Организующая функция позволяет реализовать управление организацией изучения темы через деление содержания на отработку во всех организационных формах.
Ориентирующая функция управляет профессионально‑мотивационной направленностью, через обзор основных источников содержания, анализ различных научных школ и теорий, как отечественных, так и зарубежных; лектор ориентирует студентов в научной литературе посредством ссылок на книги и на их авторов, а также показом генезиса теорий, идей. Список рекомендуемой лектором литературы тоже относится к ориентирующей функции лекции. Это более деятельная ориентировка в самой конкретной проблеме и в касающейся ее научной литературе, а также ознакомление с авторами теорий, учеными‑психологами.
Стимулирующая функция побуждает интерес к теме. Призывает изучать другие источники. Помимо сообщения важной и нужной для студентов научной информации, должна увлечь, заинтересовать, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. То есть лекция должна быть интересной и увлекательной, но не развлекательной, хотя не исключается занимательность, юмор, шутка. Самое ценное, что может увлечь и заинтересовать в лекции, – это глубина мысли, раскрывающей сокровенные тайны научных идей.
Убеждающая функция – она осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора. Провозглашение даже самых очевидных истин с подчеркиванием их «необходимости», «важности», даже «чрезвычайной важности» в лучшем случае запоминается или берется студентами на веру из уст авторитетного для них человека – лектора, специалиста в данной науке. Студенты верят сказанному, но это еще не значит, что они убеждаются.
Методологическая функция руководит научным мышлением студентов, через раскрытие методов исследования, сравнение и сопоставление принципов, предпосылок, подходов и приемов научного поиска. Разъясняя и объясняя основные научные понятия, составляющие стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Разъясняя и объясняя квинтэссенцию теории, необходимо добиваться адекватного понимания студентами научного содержания понятий. Это способствует раскрытию смысла терминов и формирование понятий в сознании студента. Данная функция делает сложные для студента научные положения понятными и доходчивыми.
Управляющая функция проявляется в педагогическом руководстве процессом познания, активизацией мыслительной деятельности студентов.
Развивающая функция осуществляет постановку познавательных задач и их осознанное поэтапное решение, что способствует интеллектуальному становлению личности студента, развивает способность оценки изучаемым явлениям, вырабатывает профессиональное мышление.
Воспитывающая функция возбуждает у студентов эмоционально‑оценочное отношение к предмету изучения, формирует глубокую внутреннюю мотивацию на познание предъявляемого объема научных сведений во взаимодействии с лектором.
Информационная функция знакомит студентов с логично структурированным основным содержанием учебной темы, через раскрытие научных фактов и явлений основных положений и выводов, законов и закономерностей в их последовательной доказательности. Информационная функция служит делу общей ориентировки в научных проблемах и настраивает студента на самостоятельное изучение литературы.
Виды лекций:
1. По дидактическому назначению различают:
• вводные лекции, пробуждающие или усиливающие интерес, мотивы познания; способствующие ориентации в изучаемой проблеме и ориентирующие в содержании самостоятельной работы студентов;
• тематические или текущие лекции содержат факты, их анализ, выводы, доказательства конкретных научных положений по изучаемой теме;
• заключительные лекции обобщают материалы темы, раздела, изучаемой дисциплины;
• обзорные лекции способствуют систематизации учебного курса;
• лекции‑консультации систематически освещают ряд проблем, с опорой на вопросы слушателей.
2. По общим целям:
• учебные, способствующие усвоению знаний, умений, навыков;
• агитационные, способствующие агитации по привлечению внимания людей к изучению и применению актуальных знаний;
• пропагандистские, способствующие пропаганде популярных сведений и достижений науки.
3. По способу воздействия на слушателей:
• на уровне эмоций,
• на уровне понимания,
• на уровне убеждений.
4. По содержанию:
• академические, читаемые в образовательных учреждениях, с целью глубокого изучения дисциплин,
• научно‑популярные, способствующие психологическому просвещению народных масс.
5. По степени познавательной активности студентов и способу подачи информации лекции бывают:
♦ Информационные, описательные, объяснительные лекции читаются в тех случаях, когда:
• материал разбросан по разным источникам информации и студенту трудно его собрать;
• материал в доступных студенту источниках представляется лектору неудовлетворительным;
• материал новый, не успевший войти в учебники и пособия;
• материал особенно труден для понимания и усвоения.
Эти лекции читаются объяснительно‑иллюстративным методом.
♦ Проблемные лекции читаются при условиях:
• свободного владения материалом преподавателем;
• достаточной подготовленности аудитории;
• наличия соответствующей материально‑технической базы.
В процессе проблемной лекции студенты вовлекаются в осознанное решение учебных проблем, четко определяя свое знание о незнании той или иной научной информации. Они устанавливают объем этой информации, формируют ее ключевые понятия, определяют суть информации и т. д. Затем они относительно самостоятельно, формулируют гипотезу изучения, вычленяют этапы последовательного познания истины, конструируют методы изучения и, пройдя этот путь, делают научно обоснованные выводы.
♦ Контекстные лекции по психологии читаются преимущественно с использованием проблемных методов и современных технологий:
• лекция вдвоем – динамизация проблемного содержания лекции в живом диалогическом общении двух преподавателей, которые моделируют реальную профессиональную ситуацию обсуждения теоретических вопросов с разных позиций;
• лекция‑визуализация – связное, развернутое комментирование преподавателем визуальных материалов;
• лекция с заранее запланированными ошибками – развитие у будущих специалистов умений оперативно выявлять неверную, неточную информацию;
• лекция‑пресс‑конференция – в процессе раскрытия объявленной темы преподаватель стремится дать ответы на заданные студентом вопросы.
Лекция – многогранное явление. Нужно учитывать композицию, отбор содержания, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.
Лекция для студента – это источник адаптированной к нему информации, которая преподносится заинтересованным ученым и преподавателем, это основа для расширенного и углубленного изучения услышанного и воспринятого, это источник познавательной активности студента.
Лекция допускает импровизацию – это оживляет лекцию, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес. Как актер вживается в роль, так и лектор вживается в лекцию, отыскивает наиболее рациональные способы передачи научной информации слушателям.
Структура лекции
Вводная часть: организационный момент, включающий приветствие и мотивацию студентов на изучение материала; обозначение и фиксация студентами темы; формулирование задач; краткая характеристика проблемы; установление связи с предыдущими занятиями. Существует мнение, что лекция удается или проваливается в течение первых 10 минут. Поэтому опытные лекторы начинают вводную часть с ярких, понятных фактов, связанных с содержанием предмета и способных пробудить интерес к своей личности и читаемой дисциплине.
Изложение материала лекции: приведение необходимых фактов, анализ известной информации, анализ сложившегося опыта изучения данной темы, исторические справки, определение собственной позиции, перспективы развития данной темы. Здесь необходимо максимально использовать первые 15–20 минут, период «глубокого» внимания слушателей. Снижение работоспособности студентов отмечается к 40‑й минуте лекции, для преодоления этого критического периода необходимо использовать приемы психологической разгрузки: юмор, практические случаи, исторические справки, а далее приемы активизации познания. Загрузка мышления студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание. Оно подвержено колебаниям каждые 2–3 минуты. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность информации. Важно помнить, что внимание студента неоднозначно, оно направлено на познавательную активность и на конспектирование, преподавателю необходимо акцентировать внимание на первом. Это достигается с помощью:
• включения всех теоретических суждений в систему конкретных примеров и понятий, иллюстрирующих связь теории и практики;
• обращения к междупредметным связям;
• многократного возвращения лектора к стержневой идее занятия;
• определения роли изучаемой дисциплины в системе научного знания;
• обращения к интересам аудитории и др.
Для успешного понимания учебного материала необходимо использовать правила построения лекционного материала: «правило цепочки» – последовательное изложение учебного материала, построение опорных связей с ранее изученным материалом и пролонгирование основ изучения нового, последующего за сегодняшним; «правило рамки» – словесное обрамление определенной части материала в соответствующие постановочные вопросы в начале и логично объясненные ответы‑выводы в конце определенного отрезка лекции.
Заключение: формулировка основных выводов, указание к самостоятельной работе, ответы на вопросы, рекомендуемая литература к лекции. По окончании лекции преподавателю необходимо подвести итоги и оценить вклад наиболее активных слушателей в данное занятие:
• Определить перспективы изучения данной темы.
• Ответить на вопросы.
• Охарактеризовать задания к следующему занятию.
• Осуществить рефлексивный анализ.
Основной целью данного этапа является ориентация студентов на самостоятельную работу, а также получение обратной связи о проведенном занятии. Этому способствуют ответы на вопросы и анкетирование студентов, где студенты характеризуют занятие, оценивая его по пятибалльной шкале, по следующей схеме: научность, доступность, связь с практикой, манера чтения, активность аудитории; а также замечания и пожелания лектору.
Методика подготовки лекции включает: организационные вопросы, подготовку содержания, определение методических основ проведения лекции.
Организационные вопросы: решение вопроса о количестве часов по теме, изучение программы и учебно‑методических пособий по данной теме.
Подготовка содержания лекции, которая осуществляется в три этапа.
1. Отбор материала для лекции, который подразумевает ряд задач:
• знакомство с содержанием темы в базовой учебной литературе;
• выявление наиболее актуальных проблем для изучения;
• выявление аспектов изучаемой проблемы, которые хорошо изложены в учебных пособиях;
• выбор аспектов, нуждающихся в научно‑практическом анализе и корректировке;
• обоснование своей точки зрения и необходимости новых обобщений и выводов по определенным пунктам.