Педагогическая практика В ШКОЛЕ

Педагогическая практика В ШКОЛЕ

Учебно-методическое пособие

ВОРОНЕЖ

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 17.06.2010 г.

Рецензент кандидат психологических наук Волкова Т.И.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов факультетов педагогического профиля всех форм обучения.

Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская, О.С. Лапкова. – Воронеж, 2010. – 64 с.

В учебно-методическом пособии представлены теоретические основы и практический материал по организации и содержанию педагогической практики студентов в школе, изучению личности школьника, динамики детского коллектива и профессиональной деятельности учителя. Пособие предназначено для сопровождения практической деятельности будущих педагогов в школе, организации их самостоятельной и исследовательской работы, повышения психолого-педагогической культуры студентов.

Введение

Уважаемые старшекурсники, опыт организации и проведения педагогической практики в школе показал, что существует потребность в подобном издании. Авторы надеются, что в данной работе Вы найдете максимум информации по интересующим Вас вопросам. Данное учебно-методическое пособие содержит Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника университета для дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приказ Министерства образования РФ от 30 августа 2000 г. № 2400).

Педагогическая практика является завершающим звеном в системе подготовки преподавателя. Она позволяет проверить и углубить в практической деятельности знания, которые были получены из теоретических курсов. Практика способствует формированию и развитию педагогических умений и навыков, необходимых для педагога. Это касается, прежде всего, умений и навыков общения с детьми, установления индивидуальных контактов, умений работать с классным коллективом и многих других. Практика развивает педагогическое сознание, профессиональную педагогическую культуру, способствует развитию творческого мышления, организаторских способностей студента. Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал для себя сферу деятельности. К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книг или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой.

Необходимым и решающим условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на учебную деятельность, методическую оснащенность образовательного процесса, научно-исследовательскую деятельность и овладение ее методикой.

Практика помогает реально формировать педагогическую рефлексию, когда для будущего учителя предметом его размышлений становятся методы и средства собственной педагогической (и учебной, и воспитательной) деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности, проводимый под руководством преподавателя-методиста, совместно с другими студентами, помогает практиканту осознать трудности, возникающие в работе, и найти пути их преодоления, педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы будущий учитель научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умения активизировать учащихся, организовывать самостоятельную работу на уроке, рационально рассчитывать время, выбирать темп и методы урока, адекватные поставленным задачам и возможностям учащихся и т.п.), а какие обусловлены личностными качествами студента (излишняя эмоциональность, неумение четко выразить свою мысль, недостаточно ясная дикция и т.д.).

В результате педагогической практики у студента должна появиться потребность в педагогическом самообразовании и дальнейшем профессиональном самосовершенствовании. Будущему учителю необходимо составить для себя собственный план профессионального роста и развития необходимых, профессионально значимых качеств.

О педагогической практике

студента курса факультета

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в __________________________ с ____________ по ____________ 200__ г.

(место и время прохождения практики)

Анализ учебной работы.

Количество посещенных и проанализированных уроков или учебных занятий (у педагогов-методистов и сокурсников-практикантов). Количество самостоятельно проведенных учебных занятий. Их типы и тематика. Степень самостоятельности в подготовке к учебным занятиям. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период практики. Что вызвало затруднения и почему.

Общие выводы по практике.

Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога. Какие знания, умения, навыки приобретены в процессе практики? Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания на будущее. Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению педагогической практики? Предложения и пожелания по совершенствованию организации и содержания педагогической практики, учебного процесса в целом в ВГУ.

Советы И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студенту-практиканту ПО ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИИ УРОКА

При подготовке к уроку

1. Прочитайте раздел программы, который надо изучить на уроке.

2. Изучите материал этого раздела (темы, вопроса).

3. Проанализируйте учебный материал.

4. Сформулируйте цели урока, ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока и определите конкретные задачи урока.

5. Продумайте структуру урока, его ход. Напишите конспект урока.

6. Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, используя искусство перевоплощения, постарайтесь наметить путь по выполнению задач урока.

7. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

8. Сопоставьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

9. Проверьте себя:

а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какие умения формируются на данном уроке;

в) какие мировоззренческие понятия, нравственные или эстетические оценки необходимо выработать на данном уроке;

г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

10. Подготовьте наглядные и учебные пособия.

Практические рекомендации

ü Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедись, все ли готовы к уроку, красиво ли расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО.

ü Добейтесь, чтобы все учащиеся приветствовали тебя организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами с каждым ребенком.

ü Не тратьте время на поиски страницы своего предмета в классном журнале. Ее можно найти на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

ü Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучает к мысли, что невыполнение урока – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

ü Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогай слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке посторонним делом.

ü Удерживайтесь от лишних замечаний. Не допускайте конфликта с целым классом или с его значительной частью, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя (не говоря уже о случаях, когда его вина бесспорна), конфликт должен быть разрешен в пользу ученика.

ü Объективно оценивайте знания ученика. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учеников. Пусть ученики почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда на уроке.

ü Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

ФОРМА ПРОТОКОЛА АНАЛИЗА УРОКА

Предмет ____________________________ Класс ___________ Дата ______

Фамилия, имя, отчество учителя _____________________________

Всего учеников в классе ____ Выставлено оценок «5» ____

Присутствовало на уроке ____ «4» ____

Опрошено на уроке ____ «3» ____

«2» ____

Схема работы с классом:

1 ряд 2 ряд 3 ряд

   
   
   
   
   

Цель посещения урока ____________________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Фотография урока

Ход урока Время Замечания по ходу урока
Положительные Отрицательные
       

Выводы и предложения:

Подпись посетившего урок ___________ Подпись учителя _____________

ПРИМЕРНАЯ КАРТА-СХЕМА

АНАЛИЗА УРОКА

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. Тип урока: Комбинированный Изучение нового материала; Закрепление знаний, умений, навыков; Повторительно - обобщающий.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. 1. Образовательные задачи (усвоение понятий, законов, закономерностей, теорий; формирование общеучебных и специальных умений и навыков); 2. Воспитательные задачи (воспитание у учащихся ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т.д.); 3. Развивающие задачи (формирование умений выделить главное и существенное, сравнивать, обобщать; развитие познавательных интересов и способностей детей).
3. Выбор формы проведения типового урока и его структурных элементов. Лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная (практическая) работа, урок коррекции знаний, консультация, пресс-конференция, зачет, контрольная работа и другие варианты. Целенаправленность выбранной структуры урока.
4. Краткая характеристика класса, учет индивидуальных особенностей развития школьников. Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки; учебно-познавательная деятельность, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности (возможные) в работе с данным классом.
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОЩАЮЩИЙ УРОК
5. Начало урока. Мобилизация внимания учащихся, их готовность. 5. Начало урока. Мобилизация внимания учащихся, их готовность.
6. Организация целенаправленного повторения ранее изученного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний. Способы проверки домашних заданий; их эффективность. 6. а) Способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий. б) Характеристика вопросов и задач при проверке домашнего задания. Выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке учеников-консультантов. Проблемные вопросы и задания, вопросы на сопоставление и сравнение, обобщение на понятийном уровне.
7. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Формулирование проблемных вопросов и заданий; установка на глубокое изучение и прочное запоминание учебного материала. 7. Организация на уроке сопутствующего повторения материала, логически связанного с приобретенными накануне новыми знаниями, и материала, который по своему содержанию и структурным особенностям тесно связан с рассмотренным на предыдущих уроках материалом. Тематическая группировка материала, сравнение, сопоставление и противопоставление материала.
8.Способы изучения новых знаний. 1. Методы и приемы ознакомления учащихся с новым материалом. 2. Работа над новыми понятиями, правилами, законами и закономерностями. 3. Систематичность, последовательность, правильность протекания мыслительных операций школьников: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации. 4. Характер вопросов, задаваемых на уроке (соблюдение принципа научности, требований логики и психологии). 8. Осуществление обобщения и систематизация теоретического материала и практических умений и навыков. Использование тематических групп, их сопоставления, сравнения и противопоставления, формирование обобщенных умений и навыков, умений планировать и самостоятельно организовывать учебную деятельность (составление алгоритмов учебной деятельности).
9.Способы закрепления материала. 1. Выполнение заданий в устной форме. 2. Предупредительные работы. 3. Выполнение заданий творческого характера. 4. Другие виды заданий и их целесообразность. 9. Наращивание трудности и степени самостоятельности учащихся в работе. Выполнение разного рода тренировочных заданий практического характера. Рациональное соотнесение различных видов тренировочных упражнений (количественные, качественные, графические, эксперименталь-ные, аналитические и др.).
10. Степень и пути дифференциации обучения. Самостоятельная работа на уроке. Характер заданий по их содержанию и степени трудности, способы предъявления заданий учащимся: по вариантам, по группам, индивидуальные задания, выбор заданий учащимися и др.
11. Использование на уроке различных средств обучения. ТСО, информационные, дидактический материал, наглядный материал и т.п.
12. Формы и методы контроля за уровнем знаний, умений, навыков учащихся. Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль устный и письменный, лабораторный, программированный, машинный и безмашинный.
13. Оценка результативности урока. Уровень теоретических и практических умений и навыков учащихся: первый уровень – репродуктивный (воспроизведение); второй уровень – продуктивный (применение по образцу); третий уровень – творческое применение. Что удалось на уроке и возможные направления совершенствования последующей деятельности. Не было ли на уроке перегрузки учебными заданиями, недооценки сил учащихся (использование заданий облегченного характера).
14. Методика выдачи домашнего задания. Объем, инструктаж, своевременность, дифференцированность (при необходимости). Как предлагались задания (анализировались ли некоторые задания, велась ли беседа о наиболее рациональных способах выполнения или только лишь назывались номера соответствующих заданий).

Карта-схема

для самоанализа урока

Школа __________________ Класс ______________ Предмет ________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОАНАЛИЗА
1. Место данного урока в системе уроков по теме. Тип урока. Типы урока: · усвоения новых знаний; · формирования умений и навыков; · применения знаний, умений и навыков; · повторения; · комбинированный; · контрольный.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. Образовательные задачи – усвоение понятий, законов, теорий, идей, формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Воспитательные задачи – воспитание ответственности, самостоятельности в учебе, чувства прекрасного и т. д. Развивающие задачи - развитие мышления и речи (умение выделять главное, сравнивать, обобщать), воли (целеустремленность, уверенность, выдержка, самообладание), эмоций (отзывчивость, сопереживание, негодование), познавательных интересов и способностей школьников.
3. Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учащихся. Отношение к учебе, активность, работоспособность, учебные навыки, учебно-познавательная деятельность, общеучебные и специальные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.
4. Выбор структуры урока. Обоснование ее оптимальности. Этапы урока: 1. Организация учащихся. 2. Тема, цель урока. 3. Опрос. 4. Изучение нового материала. 5. Обобщение и систематизация. 6. Первичное закрепление. 7. Проверка усвоения нового материала. 8. Домашнее задание. 9. Итоги и окончание урока. (Укажите выбранные вами этапы урока, их последовательность и дозировку времени. Объясните выбор.)
5. Оценка содержания каждого этапа урока. Выделение главного, существенного, необходимого для решения намеченных задач урока. Соответствие содержания урока требованиям программы. Реализация в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.
6. Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения, их педагогическая целесообразность. Формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока.
7. Характер взаимодействия учащихся на различных этапах урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Опрос. Устный опрос, формулирование вопросов. Задание учащимся. Слушание, составление плана ответа. Формулировка вопросов отвечающим. Рецензирование ответов.
Изучение нового материала. Лекция. Конспектирование. Формулировка выводов, выделение главных идей.
Домашнее задание. Инструктаж о характере, объеме и дифференцированности задания. Слушание, запись, выполнение пробных упражнений.
8. Оценка результативности урока. Какие задачи и как были решены на уроке? Какие условия и на каком уровне были соблюдены (учебно-материальные, школьно - гигиеничес- кие, морально-психологические)? (Первый уровень – воспроизведение в готовом виде; второй уровень – применение по образцу; третий уровень – творческое применение знаний). Степень выраженности интереса, активности, организованности учащихся. Что удалось на данном уроке и каковы направления совершенствования Вашей последующей педагогической деятельности?

Советы студенту-практиканту

при подготовке ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Изучить перспективный план воспитательной работы школы и классного руководителя.

2. На основе плана воспитательной работы классного руководителя составить план работы на период прохождения практики (см. табл. 1)

Таблица 1

Примерная форма плана классного руководителя

Основные направления и задачи Содержание работы (по разделам) Формы и методы Сроки проведения Испол нители Отметка о выполнении
           
           
           

3. Общим правилом планирования воспитательной работы с классом является план лишь тех дел и мероприятий, которые могут быть тщательно подготовлены и качественно проведены, которые будут выполнены и принесут коллективу класса моральное удовлетворение, переживание радости успеха.

4.Помните, что устойчивый воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся.

5. Целесообразно использовать опыт организации коллективных творческих дел по методике И.П. Иванова (см. приложение 1).

6. Посетите воспитательное мероприятие, проводимое классным руководителем и путем наблюдения изучить качество его подготовки и проведения, эффективность воспитательного влияния на учащихся. Для наблюдения рекомендуется использовать карту посещения воспитательного мероприятия (см. табл.2).

Таблица 2

Бланк анкеты и ключ к ней

Вопросы Возможные ответы Балл
1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младшего школьника, несколько часов подряд для подростка и т. д.)?   2. Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?     3. Много ли читает школьник дополнительной литературы?   4. Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?     5. Часто ли задает вопросы? а) Часто б) Иногда в) Очень редко     а) Помучиться, но самому найти ответ б) Когда как в) Получить готовый ответ от других   а) Постоянно, много б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает в) Мало или совсем ничего не читает   а) Очень эмоционально б) Когда как в) Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность школьника)   а) Часто б) Иногда в) Очень редко                    

Обработка полученных данных

Сумму баллов, полученных учеником на все вопросы, следует разделить на 5 (число вопросов). Получим показатель интенсивности познавательной потребности I.

Если 3,5 < I < 5, то можно считать, что у данного ученика сильно выражена познавательная потребность; если 2,5 < I < 3,5, то она выражена умеренно, а если I < 2,5, то познавательная потребность выражена слабо.

МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОЦЕНКУ»

Цель: выявить наличие у учащихся направленности на оценку («отметочной мотивации»).

Материал: бланк методики «Направленность на оценку» и бланк ответов.

Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей клетке знаки «+» («да») или «–» («нет»)».

Бланк методики

№ п/п Вопросы Да Нет
1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?    
2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников?    
3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?    
4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?    
5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день будет плохое настроение?    
6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?    
7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?    
8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?    
9. Тревожит ли тебя ожидание вопроса?    
10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?    
11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку все равно не поставят?    
12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?    
         

Обработка данных

Начисляется по одному баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: выявить структуру мотивации учебной деятельности школьника.

Материал: бланк анкеты.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».

Обработка данных

1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:

1) широкие социальные мотивы – 4, 5;

2) мотивация благополучия – 1, 11;

3) престижная мотивация – 6, 12;

4) мотивация содержания – 7, 10;

5) мотивация «прессом» – 2, 9;

6) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:

- богатство и разнообразие мотивов;

- социальная ценность мотивов;

- присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. КАЛИНИНА

Цель:изучить с помощью анкетной методики мотивацию учебной деятельности.Анкета, состоящая из 50 вопросов, направлена на выявление доминирующих мотивов учебной деятельности и дает возможность получить количественную характеристику 5 побуждений:

1) потребности в достижении цели;

2) потребности в соревновательном характере учебной деятельности;

3) потребности в самосовершенствовании;

4) потребности в общении и коллективной деятельности;

5) потребности в приобретении новых знаний вне процесса учебной деятельности.

Материал: бланк анкеты.

Инструкция испытуемому: «Каждый вопрос предлагаемой тебе анкеты отражает определенное состояние, которое сопровождает деятельность человека вообще, в том числе и учебную деятельность. Предлагается 4 варианта ответа, из которых выбери один и поставь его рядом с номером соответствующего вопроса: а) очень часто; б) часто; в) иногда; г) очень редко».

Анкета

1. Желание достичь поставленной цели.

2. Чувство уверенности в достижении цели.

3. Чувство соперничества в процессе выполнения учебных поручений.

4. Жажда острых ощущений.

5. Стремление выработать у себя сильный характер.

6. Желание познать сущность самого процесса учебной деятельности.

7. Желание общаться, делиться мыслями, переживаниями, найти им отклик.

8. Чувство принадлежности к коллективу, классу.

9. Удовольствие, когда полученное поощрение соответствует личным достижениям.

10. Чувство самоуважения при получении заслуженных поощрений и отличных оценок.

11. Стремление довести до конца начатую работу.

12. Приятное сознание, что дело делается, что время не проходит зря.

13. Чувство азарта в процессе решения мыслительных задач.

14. Чувство эмоционально-волевого напряжения, мобилизации своих физических и духовных сил.

15. Стремление понять условия роста в процессе обучения.

16. Желание научиться максимально использовать свои возможности для достижения успеха.

17. Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.

18. Чувство уважения к кому-либо из числа членов своей учебной группы (класса).

19. Стремление коллекционировать книги, журналы по соответствующей тематике.

20. Стремление собирать значки, открытки, монеты и т.д.

21. Увлеченность процессом учебных занятий.

22. Надежда на достижение хороших результатов.

23. Чувство удовлетворения от преодоления трудностей.

24. Стремление быть всегда первым, завоевать уважение в учебной группе (классе).

25. Стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести их в систему.

26. Желание разрешить свои учебные, научные проблемы.

27. Чувство беспокойства за успехи всей учебной группы (всего класса).

28. Забота о ком-либо из членов своей учебной группы (класса).

29. Приятное чувство при осознании того, что приобрел новые знания.

30. Радость по случаю приобретения новых книг, журналов или других каких-либо покупок.

31. Надежда на достижение высоких результатов в процессе учебной деятельности.

32. Приятная усталость после учебных занятий.

33. Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш.

34. Чувство превосходства над другими.

35. Радость в приобретении новых знаний, умений и навыков.

36. Стремление к гармоничности в самовоспитании личности.

37. Чувство признательности, благодарности.

38. Чувство симпатии, расположения к кому-либо.

39. Стремление сохранить на память фотографии, афиши, программы школьных вечеров, концертов.

40. Приятное воспоминание о своих успехах в конкурсах, олимпиадах, на экзаменах.

41. Радость достижения успеха.

42. Желание заслужить похвалу.

43. Чувство гордости.

44. Чувство удовлетворенности тем, что как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности.

45. Чувство удовлетворения тем, что повышаешь уровень развития своих интеллектуальных способностей.

46. Приятное удовлетворение, что умеешь выдержать трудный экзамен.

47. Сопереживание удачи и радости другого.

48. Желание приносить другому радость.

49. Приподнятое настроение, когда приобретенная книга соответствует твоим интересам.

50. Повышенный интерес к конкурсам, олимпиадам, на которых разыгрываются ценные призы.

Ключ

Ответы на пункты 1, 2, 11, 12, 21, 22, 31, 32, 41, 42 – соответствуют мотивации достижения цели.

Ответы на пункты 3, 4, 13, 14, 23, 24, 33, 34, 43, 44 – соответствуют мотивации соревновательного характера в процессе учебной деятельности.

Ответы на пункты 5, 6, 15, 16, 25, 26, 35, 36, 45, 46 – соответствуют мотивации самосовершенствования.

Ответы на пункты 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48 - соответствуют мотивации общения и коллективной деятельности.

Ответы на пункты 9, 10, 19, 20, 29, 30, 39, 40, 49, 50 – соответствуют мотивации приобретения новых знаний вне процесса обучения.

Обработка данных

Ответ а) оценивается в 4 балла, б) – в 3 балла, в) – в 2 балла, г) – в один балл. Далее по каждому виду мотивов баллы суммируются.

Максимальное количество баллов по каждому виду мотива составляет 40 баллов, минимальное – 10 баллов. При делении полученных показателей на 4 результаты исследования переводятся в 10-балльную систему и соотносятся с критериями.

Критерии оценки полученных результатов

Оценка в 1-3 балла указывает на низкую выраженность мотива.

Оценка в 4-6 баллов указывает на среднюю выраженность мотива.

Оценка в 7-8 баллов указывает на высокую выраженность мотива.

Оценка в 9-10 баллов указывает на очень высокую выраженность мотива.

2. Изучение позиции школьника в классном коллективе

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА ГРУППЫ ОДНОКЛАССНИКОВ

Цель:определить оценку школьником привлекательности для него классного коллектива, в котором он учится.

Материал: бланк опросника.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий твое мнение».

Опросник

I. Как ты оцениваешь свою принадлежность классу?

1. Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)

2. Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня. (4)

3. Участвую примерно в половине дел класса. (3)

4. Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко.(2)

5. Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотел бы ты перейти в другой класс, если бы предоставилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)

2. Скорее всего, перешел бы, чем остался. (2)

3. Не вижу никакой разницы. (3)

4. Скорее всего, остался бы в своем классе. (4)

5. Очень хотел бы остаться в своем классе. (5)

III. Взаимоотношения учащихся в твоем классе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

IV. Взаимоотношения учеников твоего класса с учителями.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такие же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

V. Отношение одноклассников к учебе.

1. Лучше, чем в других классах. (3)

2. Такое же, как в других классах. (2)

3. Хуже, чем в других классах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

Обработка результатов

Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 – самая неблагоприятная – до 18 баллов – самая высо­кая оценка привлекательности класса.

Провести качественный анализ ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА (КОС-2)

Цель:определить уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей школьника.

Материал: бланк ответов КОС-2.

Инструкция испытуемому: «Отвечая на вопросы анкеты, ставь рядом с номером каждого вопроса «+», если твой ответ на него положителен (ты согласен). Если же твой ответ отрицателен (ты не согласен), поставь «–». Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечай быстро».

Опросник

1. Есть ли у тебя стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли тебе заниматься общественной работой?

3. Долго ли тебя беспокоит чувство обиды, причиненной тебе кем-либо из твоих товарищей?

4. Всегда ли тебе трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?

6. Часто ли тебе удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими твоего мнения?

7. Верно ли, что тебе приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении твоих намерений, легко ли тебе отказаться от своих намерений?

9. Легко ли ты устанавливаешь контакты с людьми, которые старше тебя по возрасту?

10. Любишь ли ты придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли тебе включаться в новые для тебя компании (коллективы)?

12. Часто ли ты откладываешь на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли тебе удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремишься ли ты добиться того, чтобы твои товарищи действовали в соответствии с твоим мнением?

15. Трудно ли ты осваиваешься в новом коллективе?

16. Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел ты принимаешь инициативу на себя?

19. Раздражают ли тебя окружающие люди и хочется ли тебе побыть одному?

20. Правда ли, что ты плохо ориентируешься в незнакомой для тебя обстановке?

21. Нравится ли тебе постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у тебя раздражение, если тебе не удается закончить начатое дело?

23. Испытываешь ли ты затруднение, если приходится проявить инициативу, чтоб

Наши рекомендации