Понятие большой группы в психологии

Говоря о больших группах, Г.М. Андреева отмечает, что большие в количественном отношении образования людей разделяются, как минимум, на два вида:

· случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика (сам термин «группа» по отношению к ним весьма условен);

· организованные, длительно существующие группы (в точном значении слова социальная группа). Сюда относятся социальные классы, различные этнические группы, нации, профессиональные и возрастные группы.

Для всех больших социальных групп характерны некоторые общие признаки:

1) в больших группах существуют специфические регуляторы пове-дения (нравы, обычаи и традиции) и характерная для них общественная практика;

2) образ жизни группы, где особое значение приобретают интересы, ценности, потребности;

3) наличие специфического языка, жаргона (например, свойст-венного профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодёжь).

Большие группы существуют на протяжении длительного периода времени. Поэтому при их исследовании обязательно учитывать такие характеристики времени, как синхрония (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахрония (анализ процессов в их временной протяжённости).

Одним из примеров больших социальных групп являются различные этнические группы. Традиция исследования психологии этнических групп в социальной психологии восходит к работам В. Вундта по «психологии народов». «Народ» интерпретировался им как некоторая этническая общность. В. Вундт считал, что методом исследования этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка. Эти образования составляют структуру психологии этнических групп. Наиболее распространённым понятием этнической психологии является понятие «национальный характер». Но единства в толковании содержания национального характера нет. Одни авторы подразумевают прежде всего темперамент, другие обращают внимание на личностные черты, третьи – на ценностные ориентации, отношение к власти, к труду и т.д. В настоящее время в качестве синонима используется и термин «ментальность».

Гендерные и возрастные группы – это группы, которые выделяются по демографическим характеристикам: гендерные – по принципу пола (мужчины и женщины), возрастные – по принципу возраста (молодёжь, лица среднего возраста, пожилые). Понятие гендер (gender) используется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (sex), связанных с особенностями мужской и женской анатомии. Гендер изучается на трёх уровнях:

- индивидуальном (субъективное отнесение человеком себя к группе мужчины-женщины);

- структурном (исследуется положение мужчин и женщин в структуре общественных институтов);

- символическом (исследуются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу и публику.

Толпа– это человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Она образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, поимки правонарушителя и т. п. Её цели, соответственно могут быть различными: просто поглазеть или заявить о своих требованиях, протестовать против чего-то. Если индивид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, нетерпима, но нуждается в поддержке вождя. «Это социальное животное, сорвавшееся с цепи» (Московиси).

Масса – это более стабильное образование с довольно нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема. Эти люди достаточно осознанно собираются ради какой-то акции.

Публика всегда собирается ради общей и определённой цели, поэтому она более управляема. Так, публика в большей степени соблюдает нормы. Но в то же время она остаётся массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. И здесь достаточно какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, когда болельщики на стадионах устраивают побоища (иногда со смертельным исходом).

Способы воздействия в стихийных группах:

· заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определённым психическим состояниям (передача определённого «психического настроя»;

· внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу;

· подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Наши рекомендации