Категория общения в психологии
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Потребность в общении опредмечивается в стремлении достижения разноплановой общности: общего плана деятельности, построения единой стратегии взаимодействия (деловой мотив общения), общего плана личностных отношений (личностный мотив), общего плана отражения действительности (познавательный мотив).
В социальной психологии общение рассматривают с трех сторон: 1) общение как коммуникация, обмен информацией (коммуникативная сторона), 2) общение как восприятие и познание людьми друг друга (перцептивная), 3) общение как взаимодействие, взаимовлияние (интерактивная).
Коммуникативная сторона общения.Коммуникация осущест-вляется посредством знаковых систем: вербальной (речевые средства общения) и невербальной (неречевые средства).
Средства коммуникации
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Невербальная коммуникация.Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:
· оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом, оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тел;
· паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность;
· экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами;
· организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации;
· визуальный контакт – контакт глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.
Нарушение речевой общности приводит к возникновению соответствующих вербальных барьеров: фонетико-лингвистический барьер общения связан с непониманием звучания слова (иностранный язык, нечеткое произношение); стилистический барьер – с непониманием значения слова (термины, жаргонизмы, диалектизмы); семантический барьер – с непониманием смысла, вкладываемого в слова при понимании их значения.
Перцептивная сторона общения.Социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка человеком других людей, групп и себя как социального объекта, что обеспечивает эмоциональную, ценностно-мотивационную общность между людьми.
В основе социальной перцепции лежат общепсихологические механизмы идентификации и рефлексии, приобретающие в социальной психологии специфическое содержание. Так, идентификация понимается как отождествление 1) себя с другим человеком и уподобление тем или иным его характеристикам и 2) другого с собой, проекция своих характеристик на него; и рефлексия как самопознание в процессе общения – «я, мои представления и отношения глазами других».
Социальной перцепции характерны следующие феномены:
Стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания различий между ними.
Атрибуция – приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия, «достраивание информации». Каузальная атрибуция – интерпретация поступков, чувств и мыслей другого человека, приписывание им определенных причин и мотив на основе своего прошлого опыта.
Аттракция – процесс возникновения эмоциональной привлекатель-ности одного субъекта для другого.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, «эмоциональная идентификация», разделение его эмоционального состояния.
Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации).
Эффект «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» срабатывает в отношении незнакомых людей. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.
Интерактивная сторона общения. Общение определяет построение тех или иных стратегий взаимодействия, существование некоторых позиций в общении и пр.
Стратегии взаимодействия – совокупность преобладающих особен-ностей поведения человека в отношениях с другими людьми в конкретной ситуации. Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас выделяют пять основных страте-гий взаимодействия:
1) соперничество заключается в стремлении человека добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Данная стратегия часто ведёт к конфликту, т. к. соперничающие субъекты стремятся добиться любой ценой, настойчиво защищая свою точку зрения;
2) компромисс– стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учётом интересов противоположной стороны. Так как субъекты уступают друг другу, они не могут реализовать свои интересы полностью. Поэтому компромисс предполагает выделение основных и второстепенных потребностей. Основные потребности должны обязательно реализоваться в процессе взаимодействия;
3) сотрудничество– такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнёрам придти к альтернативе, полностью удовлет-воряющей интересы обеих сторон. Эта стратегия – довольно редкая, так как необходимо много усилий для её реализации.
Перечисленные стратегии относятся к активным стратегиям. Они свойственны инициативным, уверенным в себе людям. Индивиды с менее активной социальной позицией и сниженной самооценкой скорее всего выберут следующие стратегии:
4) приспособление – жертвование собственными интересами ради интересов другого человека;
5) избегание – стратегия взаимодействия, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого чело-века, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Социальные нормы – выработанные обществом правила и предпи-сания функционирования человека в нем, регулирующие поведение человека и взаимодействие с другими людьми. Социальная роль – это социальная функция личности, соответствующий нормам способ поведения и статус субъекта в системе межличностных отношений, та или иная роль задает соответствующие ожидания (экспектации) со стороны общества. По широте общественных отношений выделяют собственно социальные роли, внутригрупповые, межличностные, внутриличностные.
Отношения в межличностном пространстве определяются не только социальными нормами, но и личностными позициями, установками субъекта на стратегию взаимодействия с другими людьми. Одна из теорий взаимодействия – трансактный анализ Э. Берна выделяет называет пози-ции «родителя», «взрослого», «дитя».