Тема 11. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.
Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой — регулирует ее.
Психика выступает как регулятор действий и движений на различных уровнях психического отражения. Так, на уровне ощущений и восприятий происходит мускульная дозировка силы и характера движений; решение же мыслительных задач регулируется второй сигнальной системой.
Личность в процессе деятельности побуждается определенными мотивами и стремится к достижению конкретных целей. В процессе деятельности большое значение имеет и уровень притязаний: при высоком уровне притязаний и ограниченных возможностях может возникнуть конфликт личности с окружающими людьми.
У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам деятельности и т. д. В связи с этим возникает ряд недостатков и особенностей в структуре и протекании деятельности.
Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и др.
В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочнение условнорефлекторных связей.
Проторение нервных путей и их закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах.
В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.
Во-первых, слабость замыкательной функции коры головного мозга, приводящая к слабой дифференцировке уже выработанных условнорефлекторных связей. При формировании условнорефлекторных связей у умственно отсталых требуется большое количество повторений. Уже сформированные связи без длительного подкрепления имеют тенденцию быстро утрачиваться. Этот недостаток приводит к тому, что у умственно отсталых формирование любого навыка требует специально организованной длительной работы.
Во-вторых, слабость протекания нервных процессов, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Это затрудняет локализацию процесса возбуждения при формировании навыка. Разлитое торможение осложняет его концентрацию.
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма у учеников вспомогательной школы. Например, при формировании этого навыка обнаруживаются следующие недостатки:
¾ недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения;
¾ неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.),
¾ недостаточная дифференцированность восприятий и представлений;
¾ нарушение фонематического слуха;
¾ недоразвитие аналитико-синтетической деятельности;
¾ грубое (у определенных групп) нарушение моторики, некоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого навык письма формируется на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормальных школьников.
У умственно отсталых школьников затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др.
Теперь мы рассмотрим вопрос об особенностях включения умственно отсталых детей в различные виды деятельности.
Ведущим видом деятельности в дошкольном периоде является игра. У умственно отсталых игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный, но и в школьный период развития и обучения.
Игра — это отражение ребенком мира взрослых, это путь познания окружающей действительности. В первые два года ребенок овладевает движениями. На этом этапе возникают так называемые функциональные игры. Их сменяют более сложные конструктивные и сюжетные игры, способствующие осмыслению значения предметов и отношений между людьми.
Недоразвитие психики вызывает у умственно отсталых детей нарушения игровой деятельности. В младшем дошкольном возрасте умственно отсталые дети по своей инициативе редко участвуют в игре, они не понимают назначения игрушек. Детей привлекает яркая окраска. Однако их действия с игрушками носят неосмысленный манипулятивный характер. Даже у умственно отсталых в возрасте 4—5 лет можно наблюдать наличие функциональных игр. Если специально не учить умственно отсталого дошкольника игре, то вплоть до школы у него отсутствуют конструктивные игры.
Умственно отсталые дошкольники не понимают смысла сюжетных игр. Под руководством взрослого или нормального ребенка умственно отсталый в возрасте 5—6 лет может принять участие в сюжетной игре, выполняя определенную роль, которой его научили. Но сам он не может быть организатором или активным участником сюжетной игры, так как не понимает ее содержания в целом. Игровую деятельность умственно отсталого дошкольника отличает низкая речевая активность: он не участвует в игровых диалогах, не оречевляет действий, не поясняет хода игры и т. д. Кроме того, умственно отсталый не проявляет к играм соответствующего интереса.
В процессе игровой деятельности он мало активен, безынициативен и часто, не понимая содержания игры, отказывается вообще в ней участвовать.
В процессе школьного обучения умственно отсталые под руководством взрослых и при соответствующей коррекции включаются в игровую деятельность. Их обучают коллективным играм, знакомят с различными сюжетными, спортивными, подвижными и другими играми. Активное включение умственно отсталых в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, умственными действиями под руководством учителя. Одна из важнейших целей учения — подготовить школьника к самостоятельной трудовой деятельности после окончания вспомогательной школы.
Учение носит воспитывающий и развивающий характер. Во вспомогательной школе осуществляется комплекс мероприятий, имеющих целью создание адекватных структуре дефекта условий обучения и воспитания для каждого ребенка.
В процессе учения большое место отводится трудовой деятельности. Во вспомогательной школе представлены различные виды труда, направленные на формирование специальных умений и навыков, необходимых умственно отсталому для будущей жизни. В частности, это пропедевтический, бытовой, общественно полезный труд и работа в производственных мастерских. Участие в различных видах трудовой деятельности обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности умственно отсталого школьника, подготавливает его к профессиональному труду.
При изучении дальнейших тем курса олигофренопсихологии необходимо возвращаться к рассматриваемой в этой главе теме с целью более углубленного понимания недостатков умственно отсталых школьников.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЙ