Тема семинарского занятия: Понятие направленности личности умственно отсталого
1. Направленность как важнейшая структурная единица личности.
2. Особенности развития потребностей умственно отсталых школьников.
3. Особенности мотивов деятельности и поведения умственно отсталых школьников.
4. Место интересов в системе направленности и особенности формирования познавательных интересов у умственно отсталых школьников.
5. Особенности мировоззрения и идеалов умственно отсталых школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
Морозова II. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева и др. - М., 1981.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
Тема лабораторного занятия: Изучение направленности личности умственно отсталого школьника
Задание 1
Определите особенности направленности личности умственно отсталого школьника, предложив ему следующий рассказ:
«Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидали, как дворник убирает снег во дворе.
Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!» Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках.
«Ты чего смотришь?» — кричали ребята. «Жду когда очистят каток,— ответил Миша,— нам же никто не велел убирать снег».
Вопросы:
1. Как бы в этом случае поступил ты? Почему?
2. Кто поступил правильно?
3. Оцени поступок Миши.
4. В чем его ошибка?
Задание 2
Произведите анализ мотивов отношения к учебной деятельности умственно отсталых школьников какого-либо класса по результатам ответов на вопросы.
Вопросы:
1. Любишь ли ты свою школу? Почему?
2. Что тебе нравится в школе?
3. Что тебе не нравится в школе?
4. Где лучше, дома или в школе?
5. Какие уроки ты больше всего любишь? Почему?
6. Есть ли уроки, которые ты не любишь? Если есть, то почему?
7. Зачем дети ходят в школу?
8. Для чего нужно быть грамотным?
9. Какое твое самое любимое занятие в школе? Чем оно тебе нравится?
10. Чем ты не любишь заниматься на уроках? Почему?
Задание 3
Определите наличие социально значимых нравственных мотивов у умственно отсталого школьника, используя рассказ:
«Весной ребята сажали деревья в школьном дворе. «Теперь у нас будет красиво!» — радовались они.
Наступили теплые дни. Деревья покрылись листвой. В школьном дворе стало прохладно и уютно.
Однажды, когда все вышли играть во двор, то увидели, как Саша, ухватившись за ветку дерева, раскачивается из стороны в сторону. Вдруг ветка сломалась. Ребята молча смотрели на Сашу.
«Ну и что! — крикнул он.— Я сам сажал это дерево, оно мое!»
Вопросы:
1. Что бы ты ответил Саше? Почему?
2. Оцени поступок Саши.
Задание 4
Определите интересы умственно отсталого школьника по вопросам.
Вопросы:
1. Что ты любишь делать в свободное время?
2. Любишь ли ты читать книги?
3. О чем ты любишь читать больше всего?
4. Смотришь ли ты фильмы?
5. О чем ты любишь смотреть фильмы?
6. Собираешь ли ты какую-нибудь коллекцию?
7. Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Что тебе там нравится?
8. В какие игры ты больше всего любишь играть?
9. Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.
2. Особенности " умственного развития учеников вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ. ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности направленности личности умственно отсталых школьников.
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Р. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965.
Пинский Б. И. О влиянии мотивов деятельности на выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников. \\ Специальная школа. – 1964. - № 3.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
2. Особенности развития познавательных интересов умственно отсталых школьников.
Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969.
3. Особенности мотивов деятельности и поведения умственно отсталых школьников.
Коломинский Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев, 1978.
Мерлин В. С. Отношения личности. - В кн.: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Вып. 5. - Пермь, 1968.
Общая психология. /Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. - М., 1981. - Гл. 8.
Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых детей. - М., 1962.
Ушакова И. П. Особенности отношений к учебной деятельности учеников младших классов вспомогательной школы. - Л., 1979.