Практические упражнения к разделу iii
1.Определите, каким из видов психологического консультирования Вам хотелось бы заниматься более всего. Обоснуйте свой ответ.
2.Проведите консультирование между собой, в парах «клиент-консультант», по следующим общим запросам клиентов:
· Клиент недоволен самим собой.
· У девушки 20-ти лет не складываются отношения с родителями.
· У клиентки не складываются отношения с родителями мужа.
· Женщина 32-х лет недовольна своей профессией бухгалтера, – она хочет получить другую профессию.
· Проконсультируйте мать ребёнка, который плохо учится в начальной школе.
3.Напишите консультационные психологические письма клиентам со следующими запросами (проблемами):
· Мужчина жалуется на свою жизнь. С семьёй не живёт, дочке 8-мь лет.
· Бабушка воспитывает внука 9-ти лет одна. Он ей «истрепал нервы».
· Холостой мужчина любит замужнюю женщину. Она ему отвечает взаимностью, но из семьи не уходит.
· Молодая преуспевающая женщина 29-ти лет не может выйти замуж. Мужчины у неё есть, но нет с ними длительных отношений.
· Красивая девочка 13-ти лет «страдает» от своей красоты.
· Мальчику 12-ть лет, его родители разводятся.
· Подросток 15-ти лет ненавидит людей.
4.Вспомните, случались ли в Вашей жизни заметные неудачи. Удалось ли Вам их преодолеть и как вы это сделали?
5.Клиент жалуется на безразличие ко всему и вся. Какие шаги должен предпринять психолог-консультант? Составьте программу работы над этой проблемой.
6.Составьте план консультирования и проконсультируйте человека, который жалуется на то, что:
· Он очень страдает от одиночества.
· Каждый раз, общаясь с разными людьми, испытывает чувство неудовлетворения от общения.
· Он боится незнакомых людей.
· Он не коммуникабельный.
7.Упражнение в парах. Снова разделитесь на пары. Скажите своему партнёру как можно больше комплиментов. Поменяйтесь ролями. Какие трудности Вы испытывали в ходе данного упражнения? Что было проще: сказать комплимент или принять его? Как надо правильно принимать комплименты? Составьте программу (план) обучения клиента принятию (адекватной реакции) и произношению («деланию») комплиментов.
8.Проанализируйте свои типичные эмоциональные реакции на разнообразные жизненные ситуации. Когда они были адекватны ситуации (условиям), а когда – нет?
9.Проведите консультирование клиента (реального клиента, или эту роль на себя возьмёт другой студент или слушатель курсов повышения квалификации), который не умеет контролировать свои эмоции.
10.Составьте программу психодиагностического обследования человека (клиента), который хочет сменить свою профессию (например, профессию инженера) на другую профессию, например, на профессию психолога. Составьте план профессиональной консультации такого клиента.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Примерная форма листа регистрационного журнала
№ п/п | Ф.И.О. клиента | Дата проведения консультации | Время проведения консультации | Ф.И.О. психолога | Примечания |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Примерная форма
Индивидуальной регистрационной карточки клиента
1.Ф.И.О. клиента.
2.Возраст.
3.Профессия.
4.Причина обращения к психологу (проблема клиента в его интерпретации).
5.Кто и когда проводил консультирование в прошлом.
6.Замечания психолога о проблеме клиента.
7.Рекомендации, данные клиенту.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Форма карты психологического приёма клиента
1.Фамилия, имя, отчество клиента.
2.Год рождения.
3.Пол.
4.Образование.
5.Профессия (род занятий).
6.Семейное положение.
7.Состав семьи (муж, жена, дети и совместно проживающие родственники).
8.Дата первичного приёма.
9.Ф.И.О. психолога-консультанта, проводившего первичный приём.
10.Краткое содержание жалобы клиента в интерпретации психолога-консультанта (что и когда случилось, с кем произошло, в какой ситуации и при каких условиях были определённые события т.п.).
11.Общее впечатление о клиенте.
12.Субъектный локус жалобы (на кого жалуется клиент).
13.Объектный локус жалобы (на что жалуется клиент).
14.Проблема клиента (суть запроса клиента) в понимании психолога-консультанта.
15.Самодиагноз клиента (как объясняет клиент причины своих затруднений).
16.Краткое содержание запроса клиента в его изложении (какой помощи клиент ждёт от психолога-консультанта).
17.Эмоционально-ценностное отношение клиента к лицу, фигурирующему в субъектном локусе жалобы (в терминах психолога-консультанта).
18.Отношение клиента к консультации и к психологу-консультанту (деловое, рентное, игровое, смешанное).
19.Характер консультации (нужное подчеркнуть и отметить):
а) общая эмоциональная поддержка;
б) поддержка принятого решения;
в) анализ и обсуждение жизненной ситуации и жизненной альтернативы;
г) информирование – направление в другие учреждения (не психиатрические);
д) мотивирование на поиск психиатрической помощи;
е) информирование о супружеских отношениях;
ё) информация о сексуальных отношениях;
ж) информирование о возрастных особенностях детей;
з) рекомендации в области семейных отношений;
и) прочие рекомендации (уточнить);
й) другие формы консультации (указать).
20.Удовлетворённость клиента консультацией (нужное подчеркнуть):
а) абсолютно удовлетворён; б) скорее удовлетворён; в) трудно сказать; г) скорее неудовлетворён; д) неудовлетворён.
21.Случай относится к разряду острых, требующих незамедлительной помощи: да, нет (нужное подчеркнуть).
22.Случай несёт суицидальную опасность: да, нет (нужное подчеркнуть).
23.Случай требует дополнительных встреч: да, нет (нужное подчеркнуть).
24.Случай требует передачи (направления) клиента другому консультанту (психотерапевту, психиатру): да, нет (нужное подчеркнуть). Если да, то рекомендуемые формы, способы и сроки работы (указать).
25.Случай требует психиатрической диагностики: да, нет (нужное подчеркнуть).
26.Случай требует других видов диагностики (указать, каких именно).
27.Необходимость запросов в медицинские учреждения: есть, нет (указать).
28.Необходимость запросов в учреждения социальной помощи и защиты: есть, нет (указать).
29.Проведена ли психодиагностика клиента? Да; Нет (подчеркнуть). Если да, то указать, какая именно психодиагностика проведена и с каким результатом.
30.Примечания (например, нуждается ли клиент в психологической коррекции и т.п.).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Карта первичной индивидуально-психологической
профессиональной (профориентационной) консультации
Ф.И.О.
Возраст
Школа, класс
Дата обследования
I. Состояние здоровья:
а) здоров; б) функциональные отклонения; в) хроническое заболевание.
Заключение подросткового врача.
II. Информированность о мире профессий:
а) полная; б) недостаточная; в) отсутствует.
III. Наличие профессионального плана:
Профессия___________ Учебное заведение_______________
IV. Сформированность профессионального плана (профессиональных представлений, предпочтений, планов профессионального обучения и освоения):
а) сформирован; б) частично сформирован; в) не сформирован.
V. Осознанность выбора профессии.
VI. Ведущие мотивы.
VII. Прочие сведения:
Любимые занятия______________ Предпочитаемые профессии__________
Успешность обучения по дисциплинам:
Естественным______ Точным_______ Гуманитарным_______ Труду______
VIII. Интересы и склонности.
ДДО___________________________________________
Карта интересов_________________________________
IX. Коммуникативные и организаторские склонности.
X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.
XI. Особенности поведения.
XII. Заключение профконсультанта:
а) оптант не нуждается в углублённой профконсультации (профплан обоснован, профплан сформирован в процессе консультации)______________________________
б) оптант нуждается в углублённой профконсультации__________________________
Рекомендации профконсультанта:
Область деятельности, профессия____________________________________________
Пути профессионализации__________________________________________________
Запасной вариант профессионального выбора__________________________________
«Домашнее задание»_______________________________________________________
Противопоказанные сферы деятельности______________________________________
Замечания профконсультанта_______________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ЭМПАТИЯ
С целью более глубокого понимания эмпатии, – важнейшего для психологического консультирования феномена, проанализируем в деталях.
ЭМПАТИЯ(от греч. empatheia - сопереживание). Есть несколько аспектов эмпатии. 1.Внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей («вчувствование»). Способность к эмпатии – необходимое условие развития у практического психолога (консультанта, психотерапевта) такого профессионального качества как проницательность. 2. Эстетическая эмпатия – «вчувствование» в какой-либо художественный или природный объект, как в источник эстетического наслаждения и вдохновения. 3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого человека, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (условнорефлекторных) и в высших личностных формах (в качестве сочувствия, сопереживания, сострадания, сорадования, «сопечаливания» и т.д.). В основе эмпатии как социального познания и в основе высших форм эмпатиикак эмоционального отклика, лежит психологический механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать (переживать) широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатиивыражается отношение человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия). Сопереживая,человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым им эмоциям другого человека (или эмоции, почти идентичные тем, которые испытывает тот, кому человек сейчас переживает). Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и к воображаемым эмоциям другого человека. Так же сопереживание может быть по отношению к воображаемым переживаниям (чувствам) персонажей (героев) каких-либо художественных произведений: кино, театра, литературы, живописи, скульптуры, музыки. Это – эстетическое сопереживание. Здесь происходит психологическая идентификациячеловека с каким-то вымыслом, с художественным персонажем. При сочувствии человек переживает нечто психологически иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому человеку. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя им, помогает. Эмпатия часто является причиной возникновения симпатии, как тёплого, доброжелательного отношения человека к окружающим людям.[139]
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6