Практические упражнения к разделу ii
1.Представьте себе то, что Вы создаёте психологический консультативный центр и Вам необходимо практически организовать его работу. С чего Вы начнёте? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых Вами шагов (действий).
2.Расчертите лист по форме регистрационного журнала. Впишите в него данные о двух-трёх потенциальных клиентах (см. Приложение № 1).
3.Подготовьте и заполните две-три индивидуальные карточки клиента. Внесите в них данные о потенциальных клиентах (см. Приложения №№ 2,3).
4.С помощью какого-либо психологического психодиагностического теста (а ещё лучше – батареи тестов) продиагностируйте хотя бы одного человека (клиента). Полученные данные запишите (зарегистрируйте) по следующей далее форме. 1. ФИО. 2. Возраст. 3. Дата. 4. Время проведения тестирования. 5. Условия тестирования. 6. Самочувствие тестируемого. 7. Название тестовой методики. 8. Цель методики. 9. Материалы и оборудование (если есть). 10. Инструкция обследуемому (респонденту). 11. Ход обследования (психодиагностического тестирования). 12. Результаты тестирования. 13. Анализ и интерпретация результатов. 14. Психологические выводы.
5.Проведите обследование одного клиента по следующему плану: познавательная сфера, личностная сфера, коммуникативная сфера, темперамент, интересы. Какие психодиагностические тестовые методики Вы будете применять? (Смотрите (используйте, применяйте) психодиагностическую литературу, представленную (указанную) в данном пособии в тексте и в списке рекомендуемой литературы в конце пособия)).
6.Если у Вас уже есть первоначальный опыт работы психологом-консультантом, то вспомните свою первую консультацию. Как вы добились (если добились) позитивного результата?
7.Что Вы можете сделать (уже сделали) для того, чтобы Ваше первое психологическое консультирование оказалось положительно результативным?
8.Кто из участников процесса психологического консультирования может и должен: сопротивляться давлению другого человека; прояснять свою точку зрения до логического конца; очень внимательно слушать другого человека; обязательно учитывать чувства другого человека; вовремя сориентироваться в изменившейся ситуации?
9.Проведите (осуществите) первый, подготовительный этап психологического консультирования. Какие трудности Вы испытывали? Как их можно преодолеть?
10.Проведите второй этап психологического консультирования. Продемонстрируйте на практике (например, «в парах») процедуру эмпатического слушания.
11.С помощью каких психотерапевтических приёмов можно: активизировать исповедь клиента; снять психологическое напряжение клиента; настроить клиента на положительно продуктивный лад?
12.Проведите третий этап психологического консультирования. Как Вы объясните суть своей гипотезы клиенту?
13.Произведите четвертый этап консультирования. Продемонстрируйте в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения.
14.На каком(их) этапе(ах) консультирования у психолога могут возникнуть такие переживания и мысли: Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…; Он (она) меня ещё учит жить…; Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?
15.Какое(ие) из следующих ниже высказываний клиентов отражает(ют) эффективное психотерапевтическое интервью, – с точки зрения клиента?
· Раз в жизни я выговорился(ась)!;
· Знал(а) бы я, что …;
· Психология – вредная вещь;
· Что-то я, кажется, ничего не понял(а)!;
· Я – то всё понял(а), а вот он (она)…может и должен(а) …;
· Что я наговорил(а)!;
· Всю душу вымотал(ала)!.
16. Покажите (содержательно объясните, обоснуйте) завершение психологического консультирования (профессиональные действия консультанта) в следующих ситуациях:
· Клиент не решается уйти, боится остаться без поддержки;
· Клиент не хочет уходить, просит эмоционального подкрепления;
· Клиент заявляет, что через час он придет вновь (или через полчаса перезвонит и т.п.).
17. Работа «в парах»: один слушатель выполняет роль психолога-консультанта, другой – клиента: тревожного; неуверенного в себе; недовольного результатами консультирования; возражающего психологу; чрезмерно активного; агрессивного и пр. Два слушателя «в паре», попеременно сменяют друг друга в разных (клиент/консультант) ролях. Данное упражнение рекомендуется проводить в различных парах (менять состав пар).
18. Проведите психологическое консультирование одного клиента (и/или тщательно проанализируйте какой-либо «клиентский случай», описанный в психотерапевтической литературе). Результаты анализа запишите в нижеследующую стандартизированную таблицу:
Таблица анализа психологической консультации
Этап консульти-рованияи обобщённое содержание конкретной психологическойконсультации | Ход (процесс) беседы (ключевые фразы, действия, выразитель-ные эмоции клиента | Профес-сиональныеметодыи приёмы, которые использовал психолог-консультант | Трудности, которые испытывал психолог приконсульти-ровании | Путииформы преодоления консульта-ционных трудностей психологом |
РАЗДЕЛ III. ВИДОВАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III
Психологическое консультирование, как область профессиональной деятельности, имеет свою видовую специфику (содержательные видовые особенности).
Психологическое консультирование, какого бы вида оно ни было, может проводиться в индивидуальной и групповой (например – семейной) формах. Рассмотрим принципиально базовые ФОРМЫ проведения психологического консультирования.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Индивидуальное психологическое консультирование как основополагающая форма психологического консультирования
Индивидуальное психологическое консультирование – это наиболее традиционная и распространённая форма проведения психологической консультации, осуществляемая психологом с глазу на глаз с клиентом, в рамках индивидуально-личностно психологически ориентированной беседы (консультативной встречи), в контексте специальной психотерапевтической сессии (психологической консультации).
Существенным преимуществом индивидуального психологического консультирования является то, что клиенту полностью принадлежит всё внимание консультанта, и, насколько возможно более полно, консультантом обеспечивается и гарантируется психологическая безопасность клиента, – в связи с индивидуально направленной психологической работой и конфиденциальностью встреч.
Для многих клиентов индивидуальная форма консультирования оказывается наиболее предпочтительной и ценимой (именно за счёт её индивидуальной нацеленности и конфиденциальности). Наряду с этим, клиент как бы несколько психологически «изымается» из своей жизненной среды, семейного окружения, социального контекста. Для клиента консультантом создается специальная, рассчитанная именно на него, психологическая «микросреда», и другие люди привлекаются консультантом к психологической работе лишь в редчайших случаях, почти всегда являясь лишь «фоном», «контекстом» анализа проблемы клиента. Фокус консультирования в этих случаях сосредоточен именно на самом клиенте, на его видении проблемы, на его способностях и возможностях справляться с жизненными трудностями и на его собственных психологических ресурсах. Соответственно, консультант, в выборе средств взаимодействия и коррекции, существенно больше обращается к самосознанию личности, к осознанию и принятию личностью своих возможностей, эмоций, мотивов, целей, ценностей и пр.
Индивидуальное психологическое консультирование – это та форма консультирования, которая очень глубоко затрагивает человека как личность, вызывает у него «наружу» сильные эмоционально-чувственные переживания, обычно тщательно скрываемые им от окружающих его людей. В содержательном контексте данной формы консультирования, чаще всего встречаются такие проблемы, как психологические и поведенческие недостатки, от которых человек сам хотел бы избавиться, проблемы, связанные с межличностными взаимоотношениями со значимыми людьми, проблематика страхов, тревог и неудач, проблемы психосоматических заболеваний, вопросы глубокого недовольства человека самим собой, проблемы интимных отношений.
Индивидуальное психологическое консультирование напоминает исповедь человека священнослужителю и требует доверительных отношений клиента и консультанта, предполагает большую психологическую преднастройку на него с их стороны. «Де факто» и «де юре», общим процессом индивидуального консультирования содержательно является длительный и непростой разговор (или, в подавляющем большинстве случаев, – цикл психотерапевтических встреч-бесед) психолога-консультанта с клиентом.
Индивидуальное консультирование требует, как правило, достаточно долгого временного периода решения серьёзных психологических проблем клиента. Индивидуальная психологическая работа с клиентом включает в себя пять этапов, нами тщательно проработанных по всему содержанию и значению в Разделе № II.
Одна сессия (консультативная встреча), в общем и целом процессе тщательной психологической индивидуальной работы с клиентом, приблизительно составляет 1,5-2 часа. Оптимальное количество сессий (психотерапевтических бесед) в неделю – 1-2. Общая усреднённая продолжительность индивидуального психологического консультирования – 2-4 месяца, а, в некоторых случаях, и полгода. По своему смысловому содержанию, индивидуальное психологическое консультирование (как одна из двух основополагающих форм психологического консультирования) наиболее сходно с интимно-личностным психологическим консультированием (как наиболее индивидуализированным видом психологического консультирования).
Групповое психологическое консультирование
Групповое психологическое консультирование непосредственно состоит в психологической работе с группой людей, и связано с работой психологов с супружескими парами, семьями с детьми, рабочими группами, разнообразными малыми сообществами и т.д. Принципиальная специфика психологического группового консультирования отражена в том, что весь процесс сконцентрирован на какой-либо общей для всех проблематике. Генеральная особенность группового психологического консультирования в том, что внимание консультанта и всех участников акцентируется не столько на личности конкретного члена группы, сколько на природе и характере отношений между личностями (зависимых или независимых, близких или отчуждённых, кооперативных или соревновательных, поддерживающих или разобщающих), например, в ходе семейной системной психотерапии. Самым сложным в групповом консультировании является психологическая коррекция.
В качестве основных механизмов психологического коррекционного воздействия на группу, известный иностранный автор Ирвин Ялом выделяет:[71]
1. Сообщение информации.Имеет место получение клиентом в ходе групповой психокоррекции разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликта, нервно-психического здоровья и т.д. Имеется выяснение причин возникновения и развития разнообразных нарушений, информация о сущности психокоррекции и ходе психокоррекционного процесса, информационный обмен между участниками группы.
2. Внушение надежды.Появление надежды на успех решения проблемы под влиянием улучшения состояния других клиентов и собственных достижений. Успешная продвинутая психокоррекция клиента служит остальным в качестве позитивной модели, открывает им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психокоррекционных группах.
3. Универсальность страданий,переживаний и понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции, появлению чувства общности и солидарности с другими, повышению самооценки.
4. Альтруизм– возможность в процессе групповой психокоррекции помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, клиент становится более уверен в себе. Он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.
5. Корригирующие рекапитуляции первичной семейной группы.Клиенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе даёт возможность их проработки, исходя из актуальной ситуации, когда психолог выступает в роли отца или матери для клиента, а другие участники – в роли братьев, сестёр и других членов семьи.
6. Развитие техники межличностного общения.Клиент имеет возможность за счёт обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть своё неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые нормы, более конструктивные способы поведения и общения.
7. Имитационное поведение.Клиент может обучиться более конструктивным способам поведения за счёт подражания психологу и другим успешным членам группы. Ирвином Яломом подчёркивается, что многие психологи явно недооценивают роль этого фактора.
8. Интерперсональное влияние.Получение новой информации о себе за счёт обратной связи, что приводит к изменению и расширению Образа «Я». Здесь открывается возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми клиент ранее не мог справиться, осуществляется их вычленение, анализ и проработка.
9. Групповая сплочённость.Тут «работает»привлекательность группы для её членов, желание оставаться в группе, чувство принадлежности группе, доверие, принятие группой, взаимное принятие друг друга, чувство «Мы» группы. Групповая сплочённость рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психолог-клиент» в индивидуальной психокоррекции.
10. Катарсис.Это, – эмоционально-чувственное отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств, – чаще всего эффективно протекающее именно в группе.
Условная средняя длительность существования консультативной группы составляет 8–16 недель (2-4 месяца), а в определённых случаях – 24 недели (6 месяцев). Примерное среднее количество человек в группе, – 8-16 человек. Групповые сессии, как правило, проходят 1 раз в неделю за 2,5-3 астрономических часа, или 1 раз в две недели – «погружение» приблизительно на 5-6 астрономических часов. Группа может быть гомогенная (только мужчины или только женщины). Плюс этого варианта: сравнительно большая сплочённость. Группа может быть гетерогенная (мужчины и женщины). Плюс такого варианта: более реалистичная модель общества. Возрастной параметр не имеет в групповом консультировании решающего значения, намного более важно объединение участников общей проблемой.