Формирование и проверка консультативных гипотез
Построение и оценивание консультативных гипотез, – это, по сути, профессиональное осмысление психологом ВСЕГО того, что говорит, демонстрирует, и в целом вольно или невольно внешне проявляет его клиент. Такое осмысление имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза – это предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений и процессов. Благодаря консультативным гипотезам, психолог внятно может для себя сформулировать тот ряд психологических проблем, с которыми пришёл к нему клиент.
Формулировка психологической проблемы клиента, по сути, заключается в «переводе» запроса клиента на психологический научно-практический язык, на основе изучения всей информации о личности клиента и о его социальной ситуации. Оформленный в виде психологической проблемы запрос клиента и будет выступать в качестве зависимой переменной будущей консультативной гипотезы. После этого психологу-консультанту необходимо найти независимую переменную, то есть выявить в его психике и в социальном окружении именно то (явление, феномен, условие), что определяет собою нежелательные для клиента психологические проявления и социальные события (ситуацию, обстоятельства). Зависимая переменная (проблемный запрос клиента) предопределяется независимой переменной (психосоциальнной выраженностью определённого фрустрирующего фактора)
Каждая гипотеза – это некое психотерапевтическое «измерение», «в котором» (в рамках которого) психолог-консультант определённым образом вникает в жизненную ситуацию клиента, понимает личность клиента. Каждая консультативная гипотеза предполагает варианты более конструктивных позиций и действий в имеющейся ситуации, определяет вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта в ходе анализа ситуации жизни и свойств личности клиента, тем более консультант в дальнейшем будет профессионально оснащён, тем легче ему будет дальше работать с этим клиентом.
Вербально выраженная (словесно высказанная) психологом-консультантом гипотеза, для клиента, «де факто», является интерпретацией его проблемы.
На этапе «исповеди» психолог-консультант старается изначально занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, как бы без участия воли психолога) рассказу. Одновременно, психолог старается осмысливать услышанное и формулировать консультативные гипотезы. Когда консультант сформирует для себя несколько предположений, то у него возникает естественное профессиональное желание занять более активную, «деятельностную» позицию, – задавать клиенту конкретные вопросы, направленные на проверку гипотез, или предпринять какие-либо другие психотерапевтичекие действия для их проверки. Этому, как правило, полностью соответствует и желание клиента услышать что-либо вразумительное от консультанта в ответ на свои «излияния», так как клиент, к этому моменту, уже, скорее всего, высказал почти всё, что мог и хотел сказать на данный момент.
На этом уровне развития консультационного процесса, со стороны психолога как специалиста, уже начинает постепенно происходить психотерапевтическая смычка со следующим этапом психологического консультирования, – этапом анализа и интерпретации выявленной проблемы клиента. Профессиональный переход психолога-консультанта из несколько пассивного состояния (внешне – это спокойное эмпатическое слушание) в активное состояние (имеется ввиду начало конкретных психотерапевтических действий), – должен быть связан именно с проверкой возникших у психолога-консультанта консультативных гипотез.
Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два разнообразных по стилю, но схожих по общему смысловому содержанию, алгоритма психологического консультирования (на данном этапе):
I. Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей, мнений и т.п.;
II. Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию проблемы клиента) и спросить клиента, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу консультанта и согласился с ней. Обычно завязывается довольно продуктивный диалог, в результате которого гипотеза корректируется, «обрастает» множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е., – консультативная гипотеза максимально индивидуализируется согласно социально-психологическим характеристикам личности клиента (!).
Но и в том и в другом варианте, для того, чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо подробно обсудить с клиентом, как минимум, две-три конкретные и типичные (!) жизненные ситуации клиента, которые должны быть:
а) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;
б) весьма типичны для жизни клиента;
в) содержательно развёрнуты (информативно насыщены и раскрыты) таким образом, чтобы они, по возможности, наиболее полно отражали негативные, позитивные и нейтральные характеристики социальных отношений клиента.
Психологическая работа с конкретными жизненными ситуациями клиента важна потому, что чем более подробно говорит (описывает ситуацию) человек, тем меньше в его рассказе отпечатков субъективности, односторонности, тем больше возможностей для консультанта понять те психосоциальные аспекты психосоциальной реальности, которые не замечаются рассказчиком.
На всём протяжении второго этапа психологического консультирования нужно психологически стимулировать клиента на описание собственных чувств и воспринимаемых клиентом чувств других людей. Чувства глубоко отражают действительность, много говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и внутренних конфликтах, зачастую лежащих в основе проблем.
Так же, на данном этапе консультационной работы, психолог начинает осуществлять предварительное профессиональное психологическое консультативное заключение, делает проекционный психологический диагноз (формулирует для себя т.н. пилотажное консультативное заключение).
«Построение» психологом-консультантом профессионального психосоциального консультационного заключения («выведение» т.н. психологического консультативного диагноза) по личностной социально-психологической проблематике клиента, начинается с профессионального анализа консультантом такого основополагающего параметра как жалоба клиента, которая, в подавляющем большинстве случаев, обладает определённой структурой.