Виды тренинговых и коррекционных групп и их характеристика.
1. Тренинг-группы (Т-группы).
(Т-группы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В известном смысле Т-группа — это душа всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к - 4 основным:
1) акцент на взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации “здесь и теперь”;
2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу, выступающих в качестве материала для анализа;
3) атмосфера раскованности и свободы обшения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать “обратнуюсвязь”в ответ на это от других членов группы;
4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивался индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.
Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении". Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.
2. Группы обучения (Study-groups,S-группы).
Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели и тех и других общие — изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”. Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы — это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях, существующих в американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Т-группы. Например, он должен действовать в демократической манере — в качестве образца поведения “хорошего члена” группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория Левина с ее акцентом на взаимозависимости. С момента своего появления Т-группы эффективно используются при подготовке менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп, в S-группах одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров Т-групп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тавистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.
3. Группы встреч (Encounter-groups, E-группы).
Группы встреч(encounter-groups) наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Имеющаяся литература не способствует точному определению каких-либо существенных отличий, а практический опыт еще более разноречив. Термин “encounter” первоначально был введенК.РоджерсомЕ-группы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60х гг. Е-группы часто именовались “группами тренинга сенситивности” (sensitivity training groups). Несколько позднее Роджерс дал им новое название — basic encounter. Однако термин “basic” не удержался, остался лишь “encounter”. Хотя четкие границы не были определены и многие исследователи смешивают Т и Е-группы между собой, некоторые отличия все же существуют. Так, за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов, касающихся человеческого существования (как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства), их концепция более экзистенциально направлена. Часто под Е-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Т-групп. Хотя некоторые авторы склонны идентифицировать Е-группы только с теорией гуманистической психологии, М. Либерман, И. Ялом и др. выделяют до 10 известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием “инкаунтер-группы”. Это Т-группы, гештальттерапия,группы трансактного анализа,эзален эклектик (esalen eclectic), группы личностного роста, синанон (synanon)группы, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер -тейпс.
-Гештальттерапия.
Гештальттерапия (Gestalt-therapy)- довольно распространенное и популярное в США научно-практическое движение с главными центрами в Нью-Йорке, Калифорнии и Кливленде. Гештальт подчеркивает целостность психической организации личности. Изменения рассматриваются как детерминированные субинтеллектуальными, подсознательными процессами, которые являются связующим звеном между сознанием и “примитивной мудростью” тела человека. Когда основатель гештальттерапии Фриц(Фредерик) Перлс(з) перенес принципы своей теории в групповые условия, сама группа и ее динамика использовались мало. Существовал пустой стул (“горячее место”), который участники группы занимали по очереди для индивидуальной работы с психотерапевтом. В гештальт-ориентированной энкаунтер-группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам наше тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными автономными скелетно-мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи и поддержания этого “диалога” между частями целостной психической организации человека. Участие и вовлеченность других членов группы в процесс являются минимальными; часто их основной функцией и основным вкладом в процесс является простое подтверждение этих устанавливаемых при интеракции терапевта и клиента представлений, подобно тому как это делает хор в древнегреческой трагедии.
-Транзанктный анализ.
Транзактный анализ (Transactional analysis) - первым ввел этот термин и особый стиль руководства, основанный на этом методе, Эрик Берн. Подобно гештальт-группам, работа и здесь проводится лидером с каждым членом группы по очереди. Берн чаще говорит о терапии в группе, а не с группой. Понятие “транзактивный анализ” предусматривает скорее исследование транзакции, отношений между состояниями “Я” (Эго), как и при психоанализе, нежели транзакцией между индивидами. Выделяются и анализируются три состояния этого “Я” как интернализованные следствия индивидуального социального опыта, обозначенные Берне как “родитель” - “ребенок” - “взрослый”. Родитель репрезентует авторитарные тенденции человека относительно самого себя и других людей. Человек в позиции “ребенок”, как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе отношений равноправного партнерства. Обсуждению и изучению доминирующих тенденций в рамках обозначенных трех субъективных позиций посвящен процесс транзактного анализа.
-Группы «эзален эклектик».
Метод “эзален эклектик” (Esalen Eclectic) разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового, и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает концептуальная модель трехкомпонентной структуры человеческих межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении, потребности в контроле (власти) и потребности в близости и любви. Эти потребности, с точки зрения У. Шутца, одновременно являются и этапами, стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных процедур и техник на невербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений; люди учатся испытывать разнообразные, более полные ощущения своего тела, правильно и всесторонне воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется и на индивидуальные проблемы участников, и на межличностные отношения внутри группы. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться кому-либо из членов группы от сдерживающих его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации. Упор в данном методе делается на действии и экспериментировании. Вопросы о причинах этих ограничений и сопротивляемости изменениям менее важны
-Группы личностного роста.
Группы личностного роста впервые возникли на базе Национальной лаборатории группового обучения (National Training Laboratory Institute - НТЛ). Руководители групп личностного роста основываются на подходе в русле группового тренинга сенситивности в контексте концептуальных позиций НТЛ, но со смещением акцента от группового анализа к роджеровской концепции личности. Наибольшее внимание лидера группы сконцентрировано на межличностной и внутриличностной динамике, он редко фокусируется на проблемах группы. Он использует модель свободно развивающейся, самоактуализирующейся личности. К. Роджерс не возражает против приложения концепции групповой психотерапии к работе не только в клинике, но и с нормальными людьми. Таким образом, большинство лидеров, придерживающихся взглядов этой школы, видят небольшое различие между методом “личностного роста” и психотерапией.
-Синанон.
Синанон (Synanon). Данный вид групп существенно отличается от всех других групп. В синанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение происходит в игровой форме, где каждого члена поочередно “раскладывают по косточкам” другие члены группы, “ударяя” зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывают тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.
-Психодрама или ролевая игра.
Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли. Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:
· разминка (фаза разогрева);
· фаза психодраматического действия;
· фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.
В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем. В психодраматическом действии участвуют режиссёр, протагонист (человек, опыт которого лежит в основе инсценировки), «вспомогательные Я» (или ЭГО) – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии). Свой метод Морено назвал глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные переживания испытывают и зрители: в группе происходит как бы обмен чувствами – «вчувствование людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения.
-Марафон или «сконцентрированная во времени группа».
Марафон, или “сконцентрированная во времени” группа, впервые введенная в практику группового обучения Джорджем Бахом, стала обыденным понятием в технологии энкаунтер-групп. Участники марафонских групп непрерывно взаимодействуют в течение довольно длительного промежутка времени: двенадцать, двадцать четыре и даже сорок восемь часов подряд. Отдельные члены групп могут иметь короткий перерыв для сна, но вообще обучение группы будет продолжаться. Длительный “лицом к лицу” психический контакт в совокупности с полнейшим физическим истощением будет работать на интенсификацию темпов интеракции и спонтанность взаимных реакций друг на друга между участниками группы. Приверженцы этого метода утверждают, что силы, сгенерированные этой гиперболизированной пространственно-временной непрерывностью, обладают способностью в течение единственного “уик-энда” привести к большим личностным и межличностным изменениям, нежели месяцы и даже годы “разбавленных” во времени, менее интенсивных встреч
-Психоаналитически ориентированные группы.
Психоаналитически ориентированные группы. Обучение здесь проводят, как правило, представители ортодоксального психоанализа. Предмет исследования - движущие силы развития индивида в группе в контексте перспектив его личностного генетического развития. Этот вид групп менее эмоционально нагружен, более рационально организован, с резким акцентом на интеллектуальном сознании лежащих в основе процесса механизмов групповой динамики, а также на понимании как интерперсональных, так и интраперсональных сил, действующих в группе. В большинстве случаев в данном виде группового обучения участвуют студенты для лучшего овладения профессией психолога или психотерапевта. В отличие от S-групп данный вид группового обучения концептуально и институционально более эклектичен
-Инкаунтер-тейпс.
Инкаунтер-тейпс (энкаунтер-тайпс) (Encounter-tуpes). Отличительной особенностью данного вида групп является отсутствие на занятиях официального руководителя, они самоуправляемы; лидеры (неофициальные) выдвигаются из состава самих участников группы. Программа такого обучения представляется в виде структурированных магнитофонных записей, известных под названием “Инкаунтер-тейпс”. Элизабет Берсон, основательница этого метода, специально изучала некоторые приемы увеличения эффективности никем не руководимых групп посредством использования искусственных средств. Для этого она вначале попыталась установить точные принципы и характер вкладов лидеров в организацию группы и смоделировать их с помощью записанных на пленку структурированных упражнений. Эти программы предписывают участникам воспроизводить различные ситуации взаимодействия (групповые и парные), а также изредка отдельные размышления и толкования одного человека для того, чтобы добиться установления связи между членами групп, атмосферы теплоты и безопасности. Участники групп обучаются посредством выполнения определенных действий, а также через интерпретацию этих действий, направленную на подчеркивание конкретной специфики отношений, обеспечение обратной связи и межличностного взаимопознания.
Все перечисленные подходы к организации группового социального обучения являются отнюдь не взаимоисключающими. Общей для них является преимущественно личностная (а не групповая или организационная) направленность. Вместе с тем они могут иметь и существенные отличия как по формальным, так и по содержательным признакам. Например, гештальттерапевтическая модель строится по иным принципам, нежели Т-группа, хотя анализируемые в этих и других видах групп проблемы могут быть очень похожими. Однако решаются они различными способами и методами. Группы транзактного анализа избирают, по-видимому, иные пути для диагностики и анализа межличностных конфликтов по сравнению с синанон-группами. Широко варьируется роль лидера - от значительной, например, в гештальт-группе до безлидерской организации группового обучения в инкаунтер-тейпс. Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает и руководит групповым процессом, т.е. лидера группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет весь процесс работы с группой. Следовательно, если какие-то люди в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта, как делают многие, они могут наблюдать и испытать частичное совпадение отдельных элементов обучения в разных видах групп. А участники одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный тренерами с различными стилями. С самого начала группового движения поднимался вопрос: не является ли происходящее в группе обучение замаскированной формой групповой психотерапии? И далее, если это все-таки терапия, то кем являются лица, руководящие тренингом, - практикующими медиками без квалификации или субъектами, выдающими себя за целителей? Важным доводом в пользу разграничения и объяснения проблем тренинга и терапии является особенность их исторического развития как активных методов психологического воздействия. Так, исходные основания для первоначального становления технологии сенситивного тренинга лежали в области социальной психологии и проблемы обучения взрослых. Интерес сторонников этого движения вначале сфокусировался на групповой динамике и развитии поведенческих навыков, потенциалов самопроникновения и осознания себя. Однако, вследствие того, что групповой подход к социальному обучению получил довольно широкое признание, им заинтересовались и профессионалы, сфера интересов которых распространялась либо на область клинической психологии, либо на область психиатрии.