Аутотренинг в работе педагога

Аутогенная тренировка, или — кратко — аутотренинг, пред­ставляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физи­ческих состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельно­сти, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, и том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмо­ционально-волевой саморегуляции. Использование приемов ауто­тренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настро­ение и самочувствие, положительно сказывается на его работо­способности и состоянии здоровья. Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседнев­ной жизни, а в нужные моменты предельно их мобилизовать.

Аутотренинг основан на сознательном применении челове­ком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релакса­ции или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначен­ные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутрен­них органов. Активную роль при этом играют словесное само­внушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти средства психологического воздействия человека на собственный организм в аутотренинге используют­ся комплексно, в определенной последовательности: релакса­ция, представление, самовнушение. Практическая отработка тех­ники аутотренинга проводится в той же последовательности.

Аутотренинг включает упражнения, направленные на управ­ление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц и управление ритмикой дыхания. Система управ­ления вниманием предполагает выработку способности концент­рироваться и длительно удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, событии, факте. Способность оперировать чувственными образами вырабатывается через специальные уп­ражнения, направленные на перевод внимания с внешнего мира на внутренний и далее — на ощущения и чувственные образы.

От сравнительно простых и привычных представлений в аутотренинге постепенно переходят к более сложным, напри­мер к представлениям силы тяжести, тепла, распространяюще­гося от одной части тела к другой, картин природы и т.д. При помощи специальных слов и выражений, произносимых с раз­ной громкостью, в плане внешней речи и речи про себя отраба­тываются навыки словесного самовнушения. Такое самовнуше­ние, если оно используется человеком умело, ускоряет наступ­ление у него нужного психологического или физиологического состояния. Словесные самовнушения в аутотренинге сочетают­ся с определенной ритмикой дыхания. Управление ритмикой дыхания достигается за счет упражнений, учащающих или за­медляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или увеличиваю­щих амплитуду дыхания. Все эти упражнения отрабатываются в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя.

Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышеч­ного тонуса, также отрабатываются в определенной системе и последовательности. Сначала люди учатся расслаблять и напря­гать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), затем переходят к мышцам, которыми труднее произ­вольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, на­конец, обращаются к специальным упражнениям, направлен­ным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов.

Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирова­ние состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их рас­ширение с целью достижения состояния релаксации и успоко­ения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма. В этих упражнениях используются естественное тепло ладони руки человека и образные представления тепла или хо­лода волевым путем.

Описанная система аутогенной тренировки полезна педаго­гам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами, касающимися их психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья. Учитель или воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, мо­жет больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состоя­ние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем са­мым увеличивает и его педагогическую отдачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами ауто­генной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятель­но, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессиональ­но подготовленных психологов.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Организация психологического самообразования педагога

1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога.

2. Основные отрасли психологической науки, содержащие в себе сведения, полезные для педагога.

3. Научные и популярные издания, включающие психологическую инфор­мацию, полезную для психологического самообразования педагога.

Наши рекомендации