Общие и специальные способности педагога

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, пе­дагог должен иметь незаурядные общие и специальные способ­ности. В число общих способностей входят те, которые опреде­ляют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. На общих способностях мы останавливаться не будем, так как они связаны не только с педагогической деятельностью, а специ­альные способности рассмотрим подробнее. К ним можно от­нести:

— способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

— способность самостоятельно подбирать учебный матери­ал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

— способность по-разному излагать, доступным образом объ­яснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспе­чить его понимание и усвоение всеми учащимися;

— способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими зна­ний, умений и навыков;

— способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного ин­теллектуального и нравственного развития всех учащихся;

— способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

— способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

— способность к самообучению, включая поиск и творче­скую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятель­ности;

— способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Все эти специальные способности касаются трех взаимосвя­занных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков; обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врож­денным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.

В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педаго­гических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной сторо­ны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педа­гогических способностей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагоги­ческой профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.

Особый класс специальных педагогических способностей со­ставляют способности к воспитанию детей. Среди них в качест­ве главных можно выделить следующие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к змпатии).

2. Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.

3. Способность вызывать у ребенка благородные чувства, же­лание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

4. Способность приспосабливать воспитательные воздейст­вия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

5. Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

6. Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

7. Способность вызывать к себе уважение со стороны воспи­тываемого, пользоваться неформальным признанием с его сто­роны, иметь авторитет среди детей.

О процессе формирования и развития способностей педаго­га как воспитателя можно сказать то же самое, что утвержда­лось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хоро­шим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны челове­ку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.

В среде педагогов немало таких, кто является хорошим учите­лем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справ­ляется с ролью учителя. Это обстоятельство не является осно­ванием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их пе­дагогического мастерства может быть различной: или преиму­щественно учительской, или главным образом воспитательской.

Среди специальных педагогических способностей есть и спо­собность особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к деятельности учителя, ни к работе воспитателя, так как она оди­наково необходима им обоим. Это способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много за­нимался исследованием этой способности, писал, что педагоги­ческий труд насчитывает в своей структуре более 200 компонен­тов*. Общение является одной из самых сложных его сторон, так Как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важ­ных качеств педагога является умение организовывать длитель­ное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педаго­га. Владение профессионально-педагогическим общением — важ­нейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, кото­рый касается межличностных взаимоотношений.

* Кан-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. М., 1987.

Какова структура коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с уча­щимися?

Прежде всего заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере пе­дагогического взаимодействия, связанного с обучением и вос­питанием детей. Из этого можно сделать по меньшей мере два полезных вывода:

1. Разговор о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуника­тивных способностей, проявляемых во всех сферах человече­ского общения.

2. Когда речь идет о способностях к педагогическому обще­нию, то ограничиваться разговорамиоб общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуни­кативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, ко­торыми должен владеть педагог и которые не являются необхо­димыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное вос­приятие и оценивание ситуаций общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые челове­ком в отношении самого себя.

Рассмотрим каждую из выделенных групп коммуникативных способностей более детально и одновременно наметим те про­блемы, которые могут возникать в процессе педагогического общения из-за недостаточного развития этих способностей.

Познание человека человеком включает общую оценку челове­ка как личности, которая обычно складывается на основе пер­вого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого по­ведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимает­ся со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Умение правильно оценить ситуацию общения — это способ­ность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информа­тивные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и по­рождают больше разнообразных проблем на практике так на­зываемые невербальные формы педагогического общения. Связан­ные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреж­дать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку про­явить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

Способности, проявляемые в действиях человека по отно­шению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установле­ния нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.

Коммуникативные способности педагога поддаются разви­тию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказа­ний. Они стимулируют успехи ученика, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педаго­гической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые ха­рактеристики эффективных и неэффективных с педагогической точки зрения поощрений.


Эффективное поощрение   1. Осуществляется системати­чески. 2. Сопровождается объясне­нием учителя того, что имен­но в действиях ученика заслу­живает поощрения. 3. Связано с личной заинте­ресованностью учителя в ус­пехах ученика. 4. Соотносится с достижени­ем учеником определенных результатов. 5. Предполагает информиро­вание учащегося о значимо­сти достигнутых им резуль­татов. 6. Развивает у учащегося уме­ние организовывать свою ра­боту с расчетом на достиже­ние хороших результатов. 7. Сравнивает прошлые и на­стоящие достижения учаще­гося. 8. Соразмерно затраченным учеником усилиям. 9. Сопоставляет достигнутое учащимся с приложенными с его стороны усилиями, пока­зывая, что при желании уче­ник может достигать успехов и в будущем. 10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние сти­мулы: интерес, цели самораз­вития, удовлетворенность от учения и др. 11. Концентрирует внимание учащегося на том, что его ус­пех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей. 12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние за­дания уже выполнены.   Неэффективное поощрение   1. Осуществляется время от вре­мени. 2. Делается в общем, без спе­циальных разъяснений. 3. Связано с формальным от­ношением к поощрению, при котором учитель не интересу­ется успехами ученика. 4. Отмечается лишь общее уча­стие ученика в работе. 5. Информирует ученика о его результатах, не подчеркивая их значимости. 6. Ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с итогами работы других учени­ков, на конкуренцию с ними. 7. Сравнивает достижения дан­ного ученика с достижениями других учащихся. 8. Не соответствует затрачен­ным учащимся усилиям. 9. Сравнивает достигнутый уча­щимся результат только с на­личием у него способностей или показывает, что результат до­стигнут благодаря удачному сте­чению обстоятельств. 10. Опирается на внешние сти­мулы: похвалу, расчет на побе­ду в соревновании, получение награды и пр. 11. Обращает внимание учаще­гося на то, что его прогресс в учебе зависит от усилий, при­лагаемых учителем или кем-ли­бо еще из посторонних людей. 12. Мешает работе учащегося, отвлекая его, вводит новые за­дания еще до того, как будут за­вершены предыдущие.

Учитель может положительно влиять на многие стороны по­ведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внима­ние на допущенные ими ошибки.

Наши рекомендации