Предмет психологии воспитания и обучения

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс органи­зованного и целенаправленного воздействия на личность и по­ведение ребенка, а обучение — процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны еди­ной педагогической деятельности, и обе они в действительно­сти практически всегда реализуются совместно, так что отде­лить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и вос­питываем.

Тем не менее оба процесса в аналитических целях в педаго­гической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реа­лизующей их активности различны. Воспитание осуществляется в основном через межличностное Общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера лич­ности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как обучение, реализуясь через различные виды пред­метной теоретической и практической деятельности, ориенти­ровано в конечном счете на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет дело с познавательными процес­сами ребенка, а воспитание — с чувствами и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы пере­дачи знаний от одного человека к другому, а также формирова­ние у обучаемого умений и навыков, в то время как методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и соци­альных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании чело­веком предметного мира, материальной культуры, а методы вос­питания — на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Воспитание и обучение человека в той или иной степени являются предметом исследования в разных науках: филосо­фии, социологии, истории, педагогике, психологии. В фило­софской литературе вопросы воспитания рассматриваются под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные и обу­чающие функции и являются частью системы образования. Ис­торическая проблематика образования охватывает становление и преобразование учебно-воспитательных институтов, целей, со­держания и методов обучения и воспитания а различные исто­рические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Пе­дагогика традиционно рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализа­ции на практике. Предметом педагогических исследований яв­ляется также общее актуальное содержание образования.

Что же касается личности ученика, индивидуальных психо­логических особенностей учителя, взаимоотношений между учи­телем, воспитателем и ребенком, то в педагогике они редко ста­новятся предметом специального внимательного и детального изучения. Личность учащегося, межличностные аспекты образо­вания скорее входят в сферу интересов педагогических психо­логов, имеющих дело с психологическими аспектами обучения и воспитания детей. В психологических аспектах образования заключены восприятие и принятие детьми разного возраста учеб­но-воспитательных воздействий, соответствие этих воздействий законам развития интеллекта и личности ребенка, установле­ние оптимальных взаимоотношений между воспитателями и вос­питанниками, учителями и учащимися.

Особое внимание при изучении процессов обучения и вос­питания психологи обращают на содержание учебных предметов и цели воспитательных воздействий с точки зрения эффектив­ности и возможностей их достижения. Психологов интересует развивающий эффект любого обучения и воспитания. Опира­ясь на данные своей науки, психолог устанавливает, что, как и в какой последовательности необходимо передавать детям, чтобы максимизировать развивающий учебно-воспитательный резуль­тат. Эту задачу решают, в частности, психологические теории и концепции научения, с которыми мы сможем подробно озна­комиться в следующих разделах учебника.

Важным психолого-педагогическим аспектом обучения и вос­питания является правильная оценка его результатов, опреде­ление того, что и насколько действительно изменилось у ребен­ка под влиянием применяемых методов, содержания и средств обучения и воспитания. Это связано с той областью психолого-педагогических исследований, которая касается психодиаг­ностики.

В жизни воспитание должно иметь приоритет или по край­ней мере идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у ребенка складываются те черты личности, мотивы, интересы, потребности, без которых успешное обучение невозможно. Это, например, ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из проблем, с которыми сталкивается школа в обуче­нии детей, связаны с недостаточной личностной развитостью детей, т.е. их неполной воспитанностью. Те дети, которые пло­хо учатся, часто являются личностно-психологически не подго­товленными к сознательному обучению, но не страдают отсут­ствием необходимых интеллектуально-познавательных задатков или способностей. Одной из важнейших задач педагогической психологии становится задача определения тех качеств лично­сти ребенка, от наличия которых непосредственно зависят ус­пехи в обучении, и разработка средств и методов их воспитания через опережающее личностное развитие.

Анализ возрастных личностных и когнитивных особенностей детей, представленный в предыдущем разделе, показывает, что в каждом возрасте обучение и воспитание детей имеет свои осо­бенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не вполне годится для дошколь­ников и детей младшего школьного возраста. То, что может дать неплохой эффект в дошкольном и в младшем школьном возрасте, по-видимому, не будет иметь того же результата в сред­них и старших классах школы. Поэтому следующая задача пе­дагогической психологии состоит в том, чтобы выработать на­учно обоснованные рекомендации по учету возрастных особен­ностей детей при определении целей, содержания и методов обучения и воспитания с расчетом на то, чтобы обеспечить мак­симально быстрое продвижение детей разного возраста в пси­хологическом развитии.

Большую помощь школе в решении всех перечисленных вы­ше психолого-педагогических задач может оказать психологиче­ская служба в системе образования, начало созданию которой в нашей стране было положено во второй половине 90-х годов текущего столетия. Психологическая служба — это особая струк­тура, состоящая в основном из профессиональных психологов-практиков и охватывающая всю систему образования от детских садов до высших учебных заведений и всех ее участников: детей и родителей, учителей и воспитателей, руководящих ра­ботников системы образования. Психологи, работающие в пси­хологической службе, осуществляют психодиагностику, прово­дят психологическое консультирование и решают психокоррекционные задачи. Психологическое консультирование включает дачу в устной или письменной форме советов и рекомендаций психолого-педагогического плана всем участникам образователь­ного процесса по вопросам обучения и воспитания. Психокор­рекция предполагает прямое воздействие практического психо­лога на детей, учителей, родителей с целью изменения их пове­дения и психологии таким образом, чтобы лучше развивать детей, эффективно реализовывать учебно-воспитательные цели. Задачи и структура психологической службы, средства и методы пси­ходиагностики, психологического консультирования и психо­коррекции также входят в предмет педагогической психологии, если они применяются в сфере образования.

Особую область исследований в педагогической психологии составляет психология учителя. Здесь речь идет о том, какими общими и специфическими профессиональными качествами должны обладать педагоги для того, чтобы хорошо обучать детей и чтобы на их личном примере могли развиваться как личности дети. Специальную тему внутри этой проблематики составляют содержание и методы психологической подготовки педагогов в высших учебных заведениях, а также родителей и руководите­лей образования в системе психолого-педагогического всеобу­ча. Частный, но важный вопрос — профессиональный отбор кандидатов на должность учителя или воспитателя, определе­ние тех индивидуальных качеств личности, которые должны спо­собствовать успешности педагогической деятельности или, на­против, препятствовать ей, служить противопоказанием к заня­тиям педагогической работой. Здесь речь идет о построении профессиограммы учителя и воспитателя, что также входит в сферу интересов педагогических психологов.

Еще одна задача этой области знаний состоит в том, чтобы разрабатывать научные основы повышения квалификации и пе­реподготовки педагогических кадров по наиболее перспектив­ным направлениям науки и практики. Педагогическое учебное заведение обычно дает знания, умения и навыки, соответст­вующие современному уровню развития общества. В настоящее время в связи с чрезвычайно быстрыми темпами научно-техни­ческого прогресса они устаревают примерно через каждые пять лет и требуют обновления. Это касается и психолого-педагоги­ческих знаний.

Учитель должен уметь правильно оценивать достижения де­тей, реагировать на их успехи и неудачи таким образом, чтобы стимулировать ребенка к психологическому развитию, к дости­жению дальнейших успехов и избеганию возможных неудач. Соот­ветствующие знания, умения и навыки объединяются понятием «педагогическая оценка», разработка психологических основ ко­торой также включается в сферу педагогической психологии. Здесь, в частности, рассматриваются такие вопросы, как разница между отметкой и оценкой, а также возрастные и ситуативно-специфи­ческие способы педагогического оценивания детей.

В современном обществе система образования представляет собой довольно сложную, многоступенчатую, иерархически по­строенную структуру. На уровне государства, например, можно выделить по меньшей мере шесть ступеней управления образо­ванием: общегосударственный уровень — министерство; регио­нальный — краевой или областной, городской, районный; уч­режденческий — школа, вуз и т.п. и групповой — первичный педагогический коллектив, класс и т.д. На всех этих уровнях работники образования, кроме своих прямых задач по обуче­нию и воспитанию, решают и управленческие задачи по руко­водству педагогическими коллективами. Поэтому профессио­нальная подготовка педагога, который когда-то может стать ру­ководителем педагогического коллектива, предполагает полу­чение им знаний в области психологических основ управления людьми, в частности руководства ученическим и педагогиче­ским коллективами.

Наши рекомендации