Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте

Возникновение совместной предметной деятельности и об­щения ребенка со сверстниками в раннем возрасте приводит к появлению многочисленных детских игр, которые дают даль­нейший толчок к совершенствованию средств, форм и видов общения. В играх складываются и впервые осознаются детьми их непосредственные взаимоотношения друг с другом, здесь дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают не­обходимые коммуникативные умения и навыки.

Игра является характерной формой деятельности детей до­школьного возраста. Становление ребенка как личности проис­ходит в играх, организуемых в детских группах, где моделиру­ются человеческие взаимоотношения, существующие в сообще­ствах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известного их исследователя Д.Б.Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и коо­перации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, т.е. такие, в которых формируются как положительные, так и отри­цательные личностные качества ребенка*.

* Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельно­сти. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педа­гогической психологии. — Ч. II. — М., 1981.

В дошкольном возрасте общение детей становится более ре­гулярным и продолжительным, а игры — разнообразными. В них на более строгой основе распределяются роли, получает разработку сюжетная основа игры, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. Переход на новую, игровую форму общения, которая характеризуется большей ини­циативностью и самостоятельностью ребенка, также происхо­дит в это время. В играх ребенок учится воспринимать и пере­давать информацию, следить за реакциями собеседников, учи­тывать их в своих собственных действиях. В этом возрасте рас­ширяется круг общения ребенка и выходит за рамки узкосемей­ных связей и отношений. В него включаются другие взрослые люди, не члены семьи, сверстники во дворе и из ближайшего социального окружения.

У дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и при­нятым ими. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества лич­ности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующи­еся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установ­ленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные чер­ты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает сюжетно-ролевая и личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

Новый значительный шаг в развитии общения и в усложне­нии системы взаимоотношений происходит в связи с поступле­нием ребенка в школу. Он определяется, во-первых, тем, что существенно расширяется круг общения и в него вовлекается множество новых людей. Со всеми этими людьми у ребенка устанавливаются определенные, как правило, различные, отно­шения. Во-вторых, в связи с изменением внешней и внутрен­ней позиции младшего школьника расширяется тематика его общения с людьми. В крут общения включаются вопросы, соот­носимые с учебной и трудовой деятельностью.

В школьные годы круг друзей ребенка начинает быстро рас­ти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно более высокий уровень, так как дети начинают лучше понимать мотивы поступков сверст­ников, что способствует установлению хороших взаимоотно­шений с ними. В начальный период обучения в школе, в возра­сте от 6 до 8 лет, впервые образовываются неформальные груп­пы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно ста­бильны по своему составу.

Дети младшего школьного возраста по-прежнему много вре­мени проводят в различных играх, но их партнерами по игре все чаще становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

Взаимоотношения подростков

Особенно интенсивное развитие общение детей со своими свер­стниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подро­стка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициа­тивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязан­ностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной фор­ме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном слу­чае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кри­зис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфлик­ты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрос­лого на новый стиль общения с подростком, изменение отноше­ния к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально пол­ную передачу подростку ответственности за свои поступки и пре­доставление ему свободы для действий.

Однако фактическое сохранение у подростков в их психоло­гии и поведении многих чисто детских черт, в частности недоста­точно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятель­но нередко препятствуют быстрому изменению отношения подро­стка к взрослому. И тем не менее промедление со стороны взрос­лого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого не­редко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результа­те как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаи­моотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстника­ми. Обе они продолжают формироваться в средних классах шко­лы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как от­ношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подро­стку больше пользы в удовлетворении его актуальных интере­сов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство инте­ресов и проблем, которые волнуют подростков, возможность от­крыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товари­щеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец под­росткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличаю­щихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функ­циям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодиче­ские «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаи­мообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоцио­нально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (пример­но с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, при­чем значение общения со сверстниками для подростка, как пра­вило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подро­стку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это — характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потреб­ности в общении — аффилиативной потребности. Неблагополуч­ные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживается подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойствен­ными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв лич­ных отношений с товарищами воспринимается как персональ­ная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возмож­ное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложив­шихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят то­варищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, че­стность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особен­но в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление ко­мандовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвер­гается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в ка­ких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно цен­но для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправ­ных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товари­щу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. То­варищ становится для подростка образцом для подражания, у не­го появляется желание стать таким же, приобрести те же лично­стные качества, знания, умения, навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них про­ходит много времени. Они обсуждают события в жизни их клас­са, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потреб­ность в близком друге, возникают особые нравственные требо­вания к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тай­ну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подрост­ков. Овладение нравственными нормами составляет важней­шее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравиться и, как след­ствие этого, появляется повышенное внимание к своей внеш­ности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают зади­рать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим до­ставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное рав­нодушие, презрительное отношение к сверстнику противопо­ложного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V—VI классах. В это время девочек, кото­рые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

В VII—VIII классах между мальчиками и девочками появля­ются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по ули­цам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подро­стков возникает желание становиться лучше, появляется по­требность к самосовершенствованию. В этом возрасте большин­ство детей начинают заниматься самовоспитанием.

Наши рекомендации