Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубоки­ми изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, скла­дывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстника­ми, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраивать­ся и превращаться в организм взрослого человека. Центр физи­ческой и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. От­ношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные те­мы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять оп­ределенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понима­емый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораз­до позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обуче­ния в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, про­являются профессиональные склонности и способности.

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по­скольку здесь складываются основы нравственности, формиру­ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об­ществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Глав­ные мотивационные линии этого возрастного периода, связан­ные с активным стремлением к личностному самосовершенст­вованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и уси­ливается стремление быть похожим на старших, детей и взрос­лых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начина­ет считать себя уже взрослым, требуя соответственного обра­щения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. При­обрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подро­сток часто некритически подражает им. Собственное стремле­ние подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спраши­вают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и раз­решается из того, что не позволяется первоклассникам. Напри­мер, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрос­лых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверж­дается более равноправное и независимое положение подрост­ка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое созда­ет совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию лич­ностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающи­ми людьми и с самим собой.

Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельст­ва жизни, связанные с физическими изменениями его организ­ма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают до­полнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль под­ражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтоге­неза оно носит стихийный характер, мало контролируется со­знанием и волей ребенка, то с наступлением подростничества подражание становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностно­го самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внеш­ним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» со­стоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведе­ния. Подростки начиная с 12—13 лет (девочки несколько рань­ше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера по­ведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их .более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто ста­новится тот человек, который ведет себя «как настоящий муж­чина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужест­вом, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая жен­щина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внима­тельно, и начиная с V—VI классов школы многие из них при­ступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирова­ния и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание челове­ком своих личностных особенностей. Совершенствование са­мосознания в подростковом возрасте характеризуется особен­ным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желатель­ный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совмести­мыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их посто­янных переживаний по данному поводу.

Наши рекомендации