Роль социальных факторов в развитии личности

Развитие личности в детстве происходит под влиянием раз­личных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой ин­формации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредст­венного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество соци­альных институтов, принимающих участие в формировании ре­бенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразова­ния связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверст­никами, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу от­крывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со сред­ствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ре­бенка и оказывающий на него определенное воздействие.

Начиная с подросткового возраста, большую роль в разви­тии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к незави­симости и перейти на автономный, самостоятельный путь даль­нейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствова­ние личности, которые в юности становятся главными средства­ми ее развития. Рассмотрим каждое из обозначенных социаль­ных влияний в его динамике и специфических особенностях в зависимости от возраста ребенка.

По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепен­но уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно обща­ется с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка примерно с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы се­мейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисцип­линарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном воз­расте к описанным семейным воздействиям добавляются те, ко­торые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к успехам, отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственных качеств личности, которые прежде всего проявляются в отно­шениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правила­ми, характерных для детей старшего дошкольного возраста.

С поступлением в школу воспитательное влияние семьи не­сколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи среди учителей и сверстников, об­щаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, оно меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредоточивают свое вни­мание на воспитании у ребенка таких качеств личности, кото­рые необходимы для успешного учения и общения с различны­ми людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи тем не менее остается пример­но одинаковым.

В подростковом возрасте ситуация радикальным образом из­меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешколь­ного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане являет­ся переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представ­ляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близ­кие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным по­ниманием, если между подростком и его родителями (дедушка­ми, бабушками, братьями, сестрами и др.) установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влия­ний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречи­вы и конфликтны, то семья может утратить свою положитель­ную воспитательную роль уже в самом начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы.

С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а так­же от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера.

В целом влияние школы на развитие ребенка как личности эпи­зодично, хотя хронологически оно занимает период времени около 10 лет, от 6—7 до 16—17 лет. Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значи­тельная его часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. С этой точки зрения рассчитывать на школу, возла­гать на нее воспитательные надежды, не приходится. Это, кста­ти, касается и возложения на школу вины за огрехи в воспита­нии; в большей их части она фактически не повинна.

И тем не менее есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны автори­тетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Имен­но к этому времени должны быть приурочены главные воспи­тательные воздействия со стороны школы. Они не сводятся толь­ко к работе с учащимися на уроках или вне их в школе и классе, Это также различные внешкольные воспитательные воздейст­вия, связанные с работой учреждений системы образования и других социальных институтов.

Влияние специализированных внешкольных учебно-воспи­тательных учреждений не является постоянно действующим фак­тором личностного развития ребенка по той причине, что дале­ко не все дети посещают такие учреждения. Кроме того, по характеру своей деятельности, по педагогическому составу эти учреждения существенно отличаются друг от друга, и поэтому их воздействие на личностное развитие ребенка не является оди­наковым. Тем не менее на практике оно вполне может конку­рировать со школой и даже с семьей.

В эти учреждения дети, как правило, ходят по интересам, занимаются привлекательным для них делом и находят среди работающих там взрослых людей немало хороших образцов для подражания. Референтной личностью для ребенка может стать руководитель студии, тренер команды, просто старший това­рищ по группе друзей, с которыми вместе он занимается инте­ресным делом. Да и сама такая группа, в составе которой пре­бывает ребенок, посещая соответствующее учреждение, обычно является для него референтной.

Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение, и ему в ближайшее время каких-либо серьез­ных конкурентов не предвидится. На втором месте по воспита­тельной значимости находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепен­но возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитатель­ное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в на­шей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначались не только плю­рализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевиде­ние порой распространяют совершенно противоположные взгля­ды и точки зрения. В них и взрослым, опытным людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще не устоявшимися со­циальными и политическими взглядами.

Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных мо­мента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выра­ботке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатываются самостоятель­ность и независимость мышления. Отрицательная сторона дан­ной ситуации заключается в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ре­бенка не формируется, а вместо нее возникает в голове меша­нина мыслей, трудноразрешимые противоречия, и ребенок, вме­сто того чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально конформным, т.е. слу­чайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему почему-то кажется бо­лее правильной.

До сих пор, говоря о воспитательном воздействии средств массовой информации, мы не касались тех из них, которые на­прямую связаны с культурой и, пожалуй, даже более, чем ин­формация общественно-политического характера, воспитыва­ют личность. Здесь в переходный период взросления ребенка также идет довольно острая внутренняя борьба. Она разворачи­вается между усвоением так называемой массовой, т.е. упро­щенной, примитивизированной культуры, и высокой культу­рой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку у специалистов. Идет внешняя и внутренняя борьба меж­ду культурой как средством развлечения и культурой как сред­ством личностного развития человека. При переходе общества к рыночным отношениям они поначалу являются «дикими» и, к сожалению, проникают в область культуры, усиливая в ней меркантильное, коммерческое начало, развитие которого не­редко наносит ущерб не только самой культуре, но и воспита­нию подрастающего поколения. Все это составляет серьезней­шую современную проблему в нравственном воспитании детей.

С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка и растут противоречия в воз­действиях, оказываемых различными социальными институтами. Например, влияние школы может не вполне соответствовать тен­денциям и традициям семейного воспитания. Школьные и се­мейные традиции могут оказаться в конфликте с влияниями средств массовой информации. Для того чтобы ребенок мог са­мостоятельно справиться с этими проблемами, ему необходима активная помощь взрослых, прежде всего учителей и родителей.

Наши рекомендации