Приемы формирования у сотрудника ОВД установки на выживание.
Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности.
Такая установка включает в себя три элемента:
- познавательный (например, "я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей");
- эмоционально-оценочный (например, "я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации);
- поведенческий (например, "я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление").
Формирование устойчивой установки на выживание - то есть одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении сотрудников ОВД. Это - также и гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник.
Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, то есть созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно делать, когда никто и ничто вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей, в выходной день и т.д.).
Обеспечение безопасности сотрудников органов внутренних дел в современных условиях деятельности приобретает характер важной и приоритетной задачи. Гибель или ранение сотрудника затрудняет, а иногда и срывает решение профессиональной задачи, не говоря уже о том, что потеря опытного, хорошо подготовленного сотрудника, носит порой невосполнимый характер. Задача самосохранения при исполнении служебных обязанностей из личного дела сотрудника превратилась в официальную задачу, обеспечиваемую как на уровне профессионального сознания и профессиональных установок, так и организационно-управленческими и материально-техническими средствами. Соответственно, это улучшает отношение сотрудника к организации и исполнению профессиональных обязанностей.
Каждый сотрудник ОВД знает - служба связана с риском. Но многие начинают в это верить, когда рядом свистят пули. Чтобы не было поздно, поверь сейчас - это может произойти именно с тобой.
Каждый сотрудник ОВД знает, что в критической ситуации не мало зависит от него самого. Но многие начинают в это верить, лишь выполнив задачу и оставшись в живых. Поверь сейчас - не всегда можно уйти от опасности, но всегда можно уменьшить ее. И это надо уметь.
Наш опыт и опыт зарубежных коллег показывает - риск стать жертвой физического насилия, провокаций, шантажа будет значительно меньше, если сотрудник придерживается таких принципов безопасности:
1. Ожидай неожиданное.
2. Руководствуйся здравым смыслом.
3. Не "разжигай" противника, "гаси" его.
4. Владей: собой, информацией, оружием, ситуацией.
5. Необычное может быть сигналом опасности
6. Ключ к успеху - подготовка. В критической ситуации ты будешь действовать так, как научишься.
7. Прежде чем войти - знай, где выход.
8. Имей план. Особенно - на худший вариант.
9. Знай, что о тебе знают.
10. Избегай шаблона, будь непредсказуем.
11. Не "замерзай" - действуй!
12. Сделай стресс своим союзником.
13. Не расслабляйся слишком быстро.
14. Плохо - переоценить противника, хуже - недооценить.
15. Верь себе - работай в команде: первыми погибают в одиночку.
Интересен документ под названием "Кредо выживания офицера", разработанный офицером полиции Петером М. Лопесом, который включен в учебно-методические материалы для офицеров полиции и агентов ФБР США и где в концентрированном виде и образной форме выражена
психологическая установка на действия по обеспечению личной безопасности:
- "Воля выжить, уцелеть при нападении должна преобладать в моем сознании.
- Для того, кто участвует в схватке, лучше потом уйти, чем остаться на месте.
- Поэтому - подготовка, а не паранойя, является ключом к выживанию.
- Чтобы выжить, я должен здраво мыслить, быть бдительным, уверенным, хитрым, решительным и готовым к схватке.
- Я должен ожидать неожиданное и поступать неожиданно.
- Когда я сталкиваюсь с яростным физическим насилием, моя жизнь зависит от моей реакции без колебаний. Нет времени для размышлений; размышлять - значит вероятнее всего погибнуть.
- Моим ответом на нападение должен быть не страх, а нападение.
- Я должен блокировать мысли о личной опасности и думать только о том, чтобы остановить своего противника.
- Моя цена при защите - моя жизнь.
- Суть схватки с том, что она кончается до того, как проигравший осознает, что случилось
- Настоящая защита - это контратака до того, как противник сможет снова атаковать. Поэтому - если я атакован, я должен ответить мгновенно.
- Я должен быть неожиданным и быстрым.
- Я должен быть спокойным, а не напуганным.
- Скорость - вот мое спасение.
- Если противник свалил меня на землю, я должен лишить его этого преимущества и встать с земли.
- Я должен захватить инициативу, использовать каждое мое преимущество.
- Мое дело - остаться в живых.
- Я не должен сдерживать себя.
- Если нападение грозит смертью, я не должен быть любезен. Я буду жестоким и упорным.
- Если я должен буду стрелять, я буду стрелять метко, чтобы остановить противника если в схватке в ход пошли руки, я должен использовать их со всей силой.
- Если я дерусь, я дерусь жестоко: буду бить ногами, кулаками, сделаю все, чтобы спастись.
- Я буду биться, пока мой противник не потеряет способность к дальнейшему действиям, но я должен видеть, что он остановлен.
- Я не должен уступать, я должен сделать все это,
- Я не погибну на улицах или в переулке, или где-либо еще в бетонных джунглях.
- Я выживу не благодаря судьбе или удаче, а используя мои умения.
- Если я придерживаюсь этих основных принципов выживания и ориентируюсь на те отношения, которые изложены, то, как полицейский офицер я должен развивать и совершенствовать свои умения в практике, тактике и технике выживания".
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ВЫЖИВАНИИ.
Я (фамилия, имя, отчество)
являясь (должность)
- Осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальной возможностью.
- Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации.
И поэтому всегда буду:
в любых обстоятельствах приближаться ко всем подозреваемым и правонарушителям, предвидя их сопротивление;
никогда не недооценивать подозреваемого или правонарушителя;
внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозреваемому человеку или подозрительному месту;
следить за руками подозреваемых и правонарушителей;
соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого, проверяемого или правонарушителя;
думать о "прикрытии" и постоянно создавать его с помощью других сотрудников"
оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся;
надевать наручники на подозреваемых и сопротивляющихся;
обыскивать их не спеша и тщательно;
надевать бронежилет на время операции;
ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;
эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях;
предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.
- Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.
(число, месяц, год) (подпись).
Задания для практического занятия:
1.
Сержант полиции А. Смирнов и младший сержант полиции П. Руденко около полуночи патрулировали на машине в районе молокозавода. Свернув в узкий переулок увидели двух мужчин: высокого в светлом плаще и ростом пониже в темной куртке. Высокий мужчина держал руки в карманах, часто оглядывался по сторонам. Сотрудникам полиции поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Руденко подошел к высокому, а Смирнов к другому мужчине. В период проверки документов П. Руденко обнаружил, что у подозреваемого оттопыривается внутренний карман плаща. Он пристукнул по этому месту. Высокий мужчина отпрянул и пробормотал: "Нет там у меня ничего...". Руденко попросил показать, что у него в кармане. Тот отказался. Тогда сотрудник полиции предложил проехать ему в отделение полиции, на что последний также не среагировал. Руденко взял высокого мужчину за плечо и повел к машине. Смирнов в этом время проверял документы другого мужчины. Недалеко от машины высокий стал сопротивляться, а затем неожиданно выхватил из внутреннего кармана плаща пистолет и произвел два выстрела в упор. Руденко упал. Высокий мужчина побежал. Пока Смирнов расстегивал куртку и доставал оружие, высокий пропал из виду. Его напарник тоже хотел убежать, но был остановлен предупредительным выстрелом Смирнова и задержан.
Погиб сотрудник полиции, каковы причины его гибели? Давайте вместе попробуем проанализировать описанную ситуацию, которая реально имела место в деятельности одного из подразделений полиции (изменены только фамилии сотрудников полиции). Можно заметить, что в ней неожиданным образом соединились недостаточная профессиональная подготовленность сотрудников, отсутствие бдительности и заботы о личной безопасности, легкомысленная беспечность.
Об этих обстоятельствах свидетельствуют следующие ошибки в действиях работников милиции:
• при реальном подозрении о наличии у проверяемого оружия не произведен осмотр;
• потеряно взаимодействие между напарниками, не было обеспечено прикрытие друг друга;
• при сопротивлении и неподчинении требованиям сотрудника полиции не применены специальные средства;
• не соблюдалась безопасная пространственная дистанция между сотрудником полиции и подозреваемым;
• не было приведено в боевую готовность огнестрельное оружие;
• у погибшего отсутствовал бронежилет;
• неудачное расположение предметов экипировки у сержанта полиции Смирнова не позволило ему быстро обнажить оружие и произвести прицельную стрельбу в преступника.
Перечень литературы, рекомендованной для самостоятельной подготовки слушателей:
Основная:
1. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. «О полиции».
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Изд-во «АСТ», М., 2015.
3. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
4. Караяни А.Г., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Статный В.М., Красноштанова Н.Н. Профайлинг в органах внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2014.
5. Кузнецов Д.Ю. Теоретические и методологические основы исследования негативных эмоциональных состояний у сотрудников органов внутренних дел в опасных для жизни и здоровья ситуациях профессиональной деятельности: монография. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2012.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. Изд-во «Питер», СПб., 2013.
7. Марьин М.И., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2014.
8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. Ред. В.Л.Кубышко. – М.:ДГСК МВД России, 2015.
9. Юренкова В.А., Душкин А.С., Иванова А.М. Психология: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014.
10. Юренкова В.А., Душкин А.С.Психология общения и переговоров: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014.
11. Юридическая психология. Учебник/ [И.И.Аминов и др.]. – М.:Омега – Л, 2014.
12. Юридическая психология. Учебник. Под ред. В.Я.Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Дополнительная:
1. Аврамцев В.В.Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений ОВД: Практическое пособие/ В.В.Аврамцев, Г.Л.Воронин, Л.Н.Иванова.-М.: МВД ЦОКР России, 2008.
2. Анцупов А. И., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник. – СПб.: Питер, 2009.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб, 2007.
4. Монина Г.Б. Раннала Н.В.Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009
5. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Изд-во «Владос», М., 2010.
6. Носков В.А. Психотехника общения. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001.
7. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. – М.:1996.
8. Папкин А.И., Кузнецов Д.Ю. Психологические пути и методы преодоления негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности: Учебное пособие, Домодедово – ВИПК МВД России, 2009
9. Петров В. Е., Филипенкова Н. Ю. Психотехнологии оказания помощи и самопомощи сотрудникам полиции в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. перераб. и доп.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
10. Пряхина М.В., Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. – Монография. – Санкт-Петербург: Политехника-Сервис, 2011.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: «Питер», 2007.
12. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие/под общ.ред. В.М.Бурыкина. – М.ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
13. Памятка сотруднику органов внутренних дел по общению с населением / В. Ю. Долженко. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.
14. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. СПб: ООО «Северная Нива», 2011.
15. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. канд.пед.наук В.Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2007.
16. Юридическая психология. Учебник. [И.И.Аминов и др.]. – М.:Омега – Л, 2014.
[1] Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. канд.пед.наук В.Л. Кубышко. – М.: ДКО МВД России, ЦОКР МВД России, 2007. – с.3.
[2] Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А. А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
[3] Носков В.А. Психотехника общения. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001.
[4] Юренкова В.А., Душкин А.С.Психология общения и переговоров: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014.
[5] Юренкова В.А., Душкин А.С.Психология общения и переговоров: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014
[6] Гриндер Д. Структура магии: Пер. с англ. - М.: Каас, 1995
[7] Гриндер Д. Структура магии: Пер. с англ. - М.: Каас, 1995
[8] Филонов Л. Б. Психологическое изучение личности обвиняемого. Учебное пособие - М.: Академия МВД СССР, 1983; Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства - М.: Изд-во МГУ, 1979.