Страх и его преодоление в поведении сотрудников органов внутренних дел.
Страх парализует волю сотрудника органов внутренних дел, часто ведет к спонтанным и хаотическим действиям, снижает надежность и эффективность деятельности в опасных ситуациях. По своей психологической природе страх- это чувство, возникающее в процессе работы мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия человека. Опасность связывается со страданиями и ведет к возникновению чрезмерных по интенсивности эмоциональных переживаний. Страх варьирует от эмоций опасения, боязни, испуга к чувству ужаса, приводящего человека к потере целенаправленности в поведении, стремлению уйти, скрыться от источника опасности. Причинами страха могут быть действия правонарушителей, наступление неблагоприятных событий (аварий, бедствий, катастроф) или складывающаяся ситуация в процессе выполнения служебных обязанностей работников органов внутренних дел.
В психологии выделяют природные (врожденные) и вторичные, производные от природных, стимулы страха. К природным стимулам страха относятся: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение обстановки, высота и боль. Среди производных причин страха различают темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Одной из распространенных причин страха являются познавательные процессы человека. Страх в отношении какого-либо индивида или ситуации может быть вызван мысленным образом, воспоминанием, предвидением, предвосхищением опасного события. К сожалению, результатом познавательных процессов может быть неточная или относительно точная оценка реальности или нереальности опасности, степени возможности наступления неблагоприятных последствий. Наличие информации о столкновении с реальной опасностью ведет к снижению страха, а неопределенность информации увеличивает интенсивность отрицательных переживаний сотрудника органов внутренних дел. В случае недостаточности информации об источнике опасности или его неосознанности у сотрудника может развиваться состояние психической тревоги.
При появлении панического страха, ужаса у человека могут наблюдаться такие стереотипы поведения как оцепенение, защитная агрессия, бегство. Страх перед опасностью в той или иной степени испытывают все люди и их различие состоит в умении снимать чувство страха, управлять своими эмоциями и переживаниями.
Одним из важнейших факторов преодоления страха в поведении сотрудников является его своевременная, по возможности более ранняя диагностика и применение соответствующих психокоррекционных приемов. Диагностическое значение имеет наблюдение за мимическим выражением лица человека. При страхе брови подняты и сдвинуты. Горизонтальные морщины занимают 3/4 лба. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в обычном состоянии, верхнее веко приподнято, а нижнее веко напряжено. Рот в состоянии страха раскрыт, губы напряжены и слегка растянуты. Считается показателем интенсивности страха степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.
Кроме того в качестве дополнительных показателей чувства страха работника могут выступать конкретные его действия и поведенческие реакции в опасной ситуации. К таким показателям можно отнести: изменение характера передвижений (бег, суетливые движения, хаотические реакции); изменение модуляции голоса (дрожание голоса, переход на крик и т.п.); тремор пальцев, рук, ног, лица; изменение цвета лица (бледность); повышенное потоотделение; бегающий взгляд.
Принято считать, что страх невозможно преодолеть логическим путем, мысленными уговорами и приказаниями, волевым напряжением. Можно выделить два основных пути в развитии самообладания и преодоления чувства страха: самовоспитание и применение специальных психотехнических приемов.
Путь к профессиональному бесстрашию включает в себя ряд направлений личностного развития и совершенствования подготовленности:
1. формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных условиях деятельности;
2. развитие профессионализма и укрепление убежденности в безошибочности собственных действий в кризисных ситуациях;
3. постепенное замещение в течение двух-трех лет службы состояния тревожности состоянием напряженности внимания;
4. реальное или мысленное моделирование опасных ситуаций, сопровождаемое переживанием сильного страха;
5. поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных действий в опасных ситуациях, завершившихся успешным результатом при решении служебной задачи;
6. приобретение сотрудниками навыков аутогенной тренировки, концентрации и медитации.
Применяемые для преодоления страха психотехнические приемы позволяют снимать отрицательные переживания и создавать особые мыслительные, ментальные состояния. Считается, что локализация страха возможна на уровне достижения согласия с самим собой по принципу "будь, что будет". В этом случае интеллект перестает просчитывать варианты угрозы здоровью и жизни сотрудника органов внутренних дел, останавливается мысленный поток и резко обостряется восприятие окружающей обстановки. В силу этого происходит эффективное включение в работу, что само по себе устраняет страх.
Борьбу со страхом можно вести с помощью привлечения психотехники парадоксальной интенции (В.Франкл). При ее применении от человека требуется, чтобы он захотел осуществления того, чего сильно опасается. Например, сотрудник органов внутренних дел опасается, что в трудной ситуации он проявит страх. У него это может выражаться в дрожании рук и ног, повышенном потоотделении, причем он также боится, что его состояние будет замечено коллегами. В этом случае сотрудник должен мысленно сказать самому себе примерно следующее (желательно в юмористической форме): "Ну, я сейчас всем покажу, как надо бояться и как потеть, чтобы пот выделялся литрами, а руками и ногами буду выделывать такие кренделя, будто я танцую". Такое парадоксальное побуждение, как показывает психотерапевтическая практика, позволяет локализовать проявление страха.
Известно, что лучше не поддаться страху, чем потом преодолевать его последствия. Или уменьшить до возможного предела действия психотравмирующих факторов и нейтрализовать их последствия. В критической ситуации нередко элементарные приемы психологической самозащиты нужны не меньше, чем самозащита без оружия.
Правило взаимной страховки.
При несении службы несколькими сотрудниками необходимо обязательное совместное выполнение ими не только основных, но и страховочных функций (один - проверяет, другой - страхует). Нельзя действовать в одиночку в неясных ситуациях, продолжая наблюдение и преследование необходимо вызвать поддержку.
- Прикрывают - товарищи, укрываешься - сам.
- Один сотрудник прикрывает - другой движется.
- Знай своего напарника.
- Обращаясь за помощью - оцени помощника.
- Придерживайся планов, разработанных совместно с партнером.
- Проси поддержку, если риск велик.
- Сначала наручники - потом обыск.
Понятно, что в различных ситуациях одни рекомендации будут более важны, другие - менее, третьи не подойдут. В целом, однако, эти советы и рекомендации при правильном их сочетании и применении могут составить основу для повышения уровня личной безопасности сотрудника в ситуации риска и стать исходным материалом для разработки комплексов рекомендаций для различных подразделений и служб с учетом их особенностей.