Индивидом рождаются, а личностью становятся.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (их более 100), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках определения личности, которое заинтересует нас.

Личность - социальное качество человека, степень вклю­ченности в системы социальных отношений.

Личность - социально-психологическое образование, которое формируется в процессе общественной жизни и деятельности.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность – характеристика человека как объекта общественных отношений и сознательной деятельности.

Термин личность относится только к человеку с определенного момента его социализации. Таким образом, к личностям мы не можем отнести следующие категории:

1. Новорожденные в силу несформированного сознания.

По мнению некоторых психологов, личностью ребенок становится где-то с 3-х летнего возраста, когда начинает говорить о себе в первом лице: «Я сам….».

2. Люди с нарушенной психикой и сознанием в силу отсутствия правильной адаптации сознания к миру. Даже в случаях практически полной мышечной обездвиженности при сохранном сознании, человек может проявлять себя как личность.

3. Дети, не получившие воспитание в человеческом обществе (дети-маугли).

Другими словами, личность – это сознательный индивид.

Слово «личность» имеет свои исторические корни у славян. Личность происходит от слова «личина», т. е. маска, которую надевали во время народных праздников скоморохи. У скоморохов было два термина для обозначения маски — личина и харя. Личины означали социальные роли или характерные способы поведения, хари — мышечные маски.

У римлян личность-«persona», первоначально означала маску, которую надевал актер в театре. Затем это слово стало обозначать самого актера и его роль. Слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной роли (личность отца, личность судьи и т.п.). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Социальная роль личности

Каждый из нас играет в жизни множество ролей. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека. В данный момент вы находитесь в роли слушателей. В какой-то момент совей жизни вы будете пассажиром, следователем (дознавателем), экспертом, пациентом в поликлинике, клиентом в парикмахерской, отцом, сыном (дочерью) уже немолодых родителей, супругом и т.п. С одной стороны, все эти роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют в каждом из нас.

Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца тра­диционного исполнения его роли и моментально сказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что тво­рилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности! Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются. Нет необходимости каждый раз спрашивать себя, чего от меня ждут, как вести себя, что принято делать в подобных случаях. С годами навыки становятся настолько прочными, что приходится уповать лишь на стихийное бедствие, в котором с человека, наконец, слетят ролевые маски и он предстанет перед вами во всей своей подлинности.

Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются. Нет необходимости каждый раз спрашивать себя, чего от меня ждут, как вести себя, что принято делать в подобных случаях. С годами навыки становятся настолько прочными, что лишь в экстремальных условиях с человека слетают ролевые маски, и он предстает во всей своей подлинности.

Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков.

Но нередко бывает, что бабушка живет своей жизнью: путешествует или увлекается садоводством, - это ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным.

Сыграть роль - не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями.

Все мы знаем людей, которым удивительно легко удается ладить и с родственниками, и с сослуживцами, и с начальством. Может быть, секрет заключается в том что они умеют не выхо­дить из роли, прятать за ролевым поведением свои истинные отношения, сцепки, притязания? Как бы там ни было, сугубо ролевое поведение предполагает неравенство, функциональность контактов, обезличивает коммуникацию. Иногда это полезно, иногда нет.

Существует несколько типов внутриличностных конфликтов, связанных с ролевым поведением.

1. Конфликт непринятия роли: а) либо человек не осознает, чего от него ждут, б) либо не желает принимать роль.

В случае, когда человек не осознает, но чувствует, что в его поведении что-то не так, содержание роли остается для него загадкой, неудовлетворенность собой в связи с отрицательными оценками со стороны социума нарастает.

Так, например: среди прочих причин большого числа разводов не последнее место за­нимает отсутствие у юношей и девушек адекватных представлений о содержании роли супруга. Как проявить свою влюбленность, молодые люди обычно представляют отчетливее, чем более прозаич­ные стороны совместной жизни. Что делать, если не хочется стоять в очереди, готовить ежедневно еду, ходить в химчистку и платить за квартиру? Готовность конструктивно решать конф­ликтные ситуации помогла бы в данном случае более успешно справиться в ними, нежели привычка самоустраняться.

В случае нежелания принимать на себя роль имеется в виду вполне осознанный отказ от роли, проявление негативного к ней отношения (выгородил товарища от проверки, а должен был ска­зать).

2. Конфликт растворения в роли, слияние с ней. О таких случаях, говорят, что маску уже невозможно снять, она приросла. Жизнь богата подобными коллизиями.

Помните фильм Э. Рязанова "Служебный роман"? Алиса Фрейндлих в роли директора предлагает зрителю комедийно-утрированный, но такой узнаваемый образ человека - функции. Каких трудов стоит главному герою извлечь, вытащить эту женщину из ролевой оболочки, оживить ее, вернуть ее истинное лицо. Общение с человеком-функцией может быть толь­ко формальным, деловым. Поскольку окружающие воспринимают та­кого человека лишь со стороны той роли, которую он так стара­тельно играет, он тоже постепенно начинает видеть себя в дос­тупном ему социальном зеркале плоскостно и однобоко. Личность теряет свою объемность.

3. Внутреннее столкновение различных ролей - конфликтные переживания. Например: немолодой, опытный педагог выступает в роли наставника по отношению к новичку. Молодой учитель жа­луется на состояние дисциплины. Наставник советует снизить оценку по поведению, а если не поможет, то снизить на 1 балл по предмету, хотя это и не принято. Этот же пожилой учитель у себя дома, будучи в роли любящего дедушки, узнает, что его непоседливому внуку поставили за диктант четверку: ошибок в работе у него нет, но он крутился и подсказывал. И дедушка спешит на родительское собрание, чтобы возмущенно доказывать классному руководителю, что такие меры непедагогичны и недо­пустимы.

Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей.

Достаточно высокий уровень личностной зрелости предпола­гает выход за пределы собственно ролевого поведения, т.е. возможность «надситуативной активности» личности.

Каждой роли соответствует свой статус.

Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерар­хии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий).

В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются прес­тиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.

Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам ("мои роли меня устраивают" или "все я делаю не так).

Человек с детства учится играть различные роли в процессе игры, далее этот процесс становится процессом научения, само­воспитания. А хочет ли человек сам играть эту роль? В связи с этим встает проблема конформизма.

Социально-психологическое понятие конформности или конфор­много поведения не имеет выраженного негативно-оценочного харак­тера и обозначает такое поведение, когда в случае расхождения во мнениях между индивидом и группой индивид поддается, уступает групповому нажиму. Таким образом, его конформная реакция состоит в том, что человек согласен принимать мнение группы, людей, которые его окружают.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако, их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Безусловно, признается влияние трех основных факторов на формирование личности, вопрос лишь в степени влияния каждого из них на разных этапах становления личности.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1. Биологический фактор (наследственность). Преобладающее влияние на первых этапах становления личности оказывает наследственность, то есть то сочетание генов, которое задано человеку от рождения (задатки, особенности нервной системы, предрасположенность к различным заболеваниям, хромосомные аномалии и т.п.). Благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Пол также оказывает влияние на поведение человека. Женщины легче приспосабливаются к внешнему миру, легче вписываются в новую обста­новку. Напротив, специфика мужской психики отличается меньшей способностью к выживанию в неблагоприятных условиях. Чувства у женщин быстрее достигают возбужде­ния и сразу проявляются в резкой степени. Поэтому женщины чаще мужчин бывают веселы и бодры, но чаще их бывают в грустном, подав­ленном состоянии; они реже, чем мужчины, бывают спокойны и ровны. В особенности они легко поддаются чувству страха перед непосредст­венной опасностью, сознавая, что обладают меньшей физической силой. Будучи в общем гораздо сострадательнее мужчины, женщина в то же время часто обнаруживает наклонность к жестокости и способна нас­лаждаться зрелищем страданий. Любит «запрещенное» ввиду сильных эмоций, связанных с нарушением запрета. Волевая сфера женщин характеризуется импульсивностью, склон­ностью к фанатизму. Среди женщин нередко встречаются личности, обладающие истероидными чертами характера. В целом женщины на 20% чаще болеют истерией, чем мужчины. Соотношение больных истерией мужчин и женщин в детском и подростковом возрасте примерно - 1:2, в зрелом -1:4,5, позднем - 1:8.

2. Социальный фактор.Определяющим в период раннего детства и подросткового периода является влияние микро и макросреды, в которой происходит становление личности. Макросреда - это общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Микросреда – это малые социальные группы (семья, школа, коллектив), в которых непосредственно формируется личность. Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством.

Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).

3. Психологический фактор. Активность самой личности, влияет на последующих этапах совершенствования уже сформировавшейся личности.

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. Если этот процесс совершается в позитивном направлении - личность адаптируется к среде и ее поведение соответствует общепринятым нормам. Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное, субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать. В результате – совершение асоциальных поступков (правонарушений, преступлений и т.п.)

Наши рекомендации