Занятие 4. «Учимся общаться эффективно».
Цели:
ü Выработка аргументированной позиции и навыков отказа;
ü Развитие мышления для решения жизненных затруднения;
ü Обучение ассертивному поведению.
План проведения:
УПРАЖНЕНИЕ «МЫ С ТОБОЙ ПОХОЖИ»
Это разминка и одновременно тренинг толерантного восприятия окружающих людей. Тренер предлагает участникам встать в два круга — внутренний и внешний. Внутренний круг будет стоять на месте, а внешний передвигаться вправо. Участники внутреннего круга стоят лицом к участникам внешнего круга напротив друг друга.
Когда участники выстроятся, тренер предлагает каждому в паре произнести и продолжить фразу: «Мы с тобой похожи тем, что...» После того как каждый партнер произнесет и закончит эту фразу, участники внешнего круга сдвигаются по кругу вправо, встают напротив следующего участника внутреннего круга и упражнение повторяется.
Упражнение заканчивается, когда каждый участник скажет эту фразу каждому участнику.
Упражнение Толкалки
Цели: С помощью этой игры дети могут научиться канализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" крикну я, все должны остановиться.
Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали!
Пусть сначала дети пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, и в группе воцарится более открытая атмосфера, Вы можете попросить детей выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.
Время от времени можно вводить новые варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест: левой толкать рукой левую руку партнера, а правой — правую. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в разные стороны, толкаться ягодицами.
Анализ упражнения:
— Насколько тебе понравилась игра?
— Кого ты выбирал себе в партнеры?
— Ты толкался изо всех сил?
— Когда вы играли, ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся?
— Вы с партнером оба действовали честно?
— Что ты придумал, чтобы победить?
— Ты толкался во всю силу или сдерживал себя?
— Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?
Упражнение Табу
Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснение, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.
Информирование.
Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».
Принципы ассертивного поведения
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Также вы имеете право:
выражать чувства;
выражать мнения и убеждения;
говорить «да» или «нет»;
менять мнение;
сказать «я не понимаю»;
быть самим собой и не подстраиваться под других;
не брать на себя чужую ответственность;
просить о чем-либо;
устанавливать собственные приоритеты;
рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно;
ошибаться;
быть нелогичным, принимая решения;
сказать «мне это безразлично».
УПРАЖНЕНИЕ «ТРИ СПОСОБА СКАЗАТЬ „НЕТ"»
Цель. Обучение моделям ассертивного отказа.
Время. 30 минут.
Вид. Ролевая игра.
Объяснение тренера.
«Сейчас мы познакомимся с некоторыми формулами, которые называются «цивилизованный ассертивный отказ».
Формулы цивилизованного отказа:
Отказ-опасение.
Например: «Боюсь, что это невозможно».
Отказ-сожаление.
Например: «Мне очень жаль, но я не смогу этого сделать»:
«Мне очень не хочется вас огорчать, но мой ответ отрицательный».
Отказ-вынужденность.
Например:
«Я вынужден(а) отказаться от этого предложения»;
«Увы! Другие мои обязательства требуют, чтобы я отказался»;
«Придется мне все же ответить отказом».
Вот было бы хорошо, если бы все люди разговаривали именно так. Но, вероятно, трудно представить себе подростков, которые говорят такими фразами между собой. Поэтому, рассказав о формах цивилизованного отказа, сосредоточимся на других аспектах и настроимся на речь, более свойственную подрастающему поколению.
Ассертивность цивилизованного отказа заключается в выборе подходящей для ситуации форме высказывания. Эта форма может быть:
краткой категорической — «нет» без аргументов;
«нет» в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами (собеседнику сообщаются причины, по которым ему отказывают);
«нет» в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами и предложением чего-либо другого.
Инструкция.
«Чтобы научиться выбирать нужную форму, давайте выполним упражнение. Разделитесь на пары.
Сейчас один из вас будет настойчиво просить о чем-то. Другой будет отказывать:
сначала он будет говорить «нет» без аргументов;
потом «нет» в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами;
а потом «нет» в одной из форм цивилизованного отказа с аргументами и предложением чего-либо другого Переходить к каждой форме можно только по моему сигналу».
Тренер подает сигнал к переходу через каждые 3 минуты.
После выполнения партнеры меняются ролями.
Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения. Какую форму отказа вам было воспринять легче всего? Какая форма больше всего раздражала? И в какой форме вам было легче всего отказывать?»
Резюме тренера.
«Вы сами почувствовали, какая форма отказа вызывала у вас принятие, а какая раздражала. И не у всех это одинаково. Так что вы можете подбирать каждый раз ту форму, которая кажется вам наиболее подходящей в конкретных обстоятельствах и с конкретными людьми.
Если в ответ на отказ человек продолжает настаивать, вы можете использовать метод «Заезженная пластинка». Это значит, нужно повторять одну и ту же фразу с одной и той же интонацией и не поддаваться ни на какие другие убеждения и провокации. Мы не будем этот метод отрабатывать, поскольку он состоит лишь постоянном повторении».
Комментарии для тренера.
Если участники затрудняются с просьбой можно предложить:
«Ты уже написала свою работу. Помоги мне, а то я не успеваю».
«Дай мне, пожалуйста, взаймы 1000 рублей. Я верну через неделю».
«Дай поносить твою куртку».
УПРАЖНЕНИЕ «ПИНГ-ПОНГ»
Цель. Обучение методам ассертивного противостояния негативному и навязчивому влиянию.
Время. 20 минут.
Вид. Ролевая игра.
Рассказ тренера.
«Сейчас мы освоим еще одну формулу ассертивного поведения. Она называется «Метод парадоксального согласия» или «Пинг-понг». Пинг-понг — это игра, где мяч отскакивает от ракетки противника и снова направляется к нему. Это основный смысл приема. Когда кто-то пытается уколоть вас, заставить вас чувствовать себя неуверенно, чтобы вы, например, изменили принятое решение, или просто обидеть вас, или разозлить, вы можете вместо ожидаемого возмущения или смущения ответить парадоксальным согласием. То есть вы не возражаете, но делаете это так, что и не соглашаетесь. Тогда злые намерения противника не достигают своей цели, и ему просто нечего возразить.
Например:
Отлично! Ты, как всегда, сделал все отвратительно!
Ты так считаешь? Я подумаю об этом.
С вашими способностями вам лучше всего сидеть дома.
Да, можно и дома, можно и использовать их в деле.
Ты вечно устраиваешь бардак на столе!
Да, я часто делаю это.
Инструкция.
«Теперь давайте потренируемся в парах. Первый партнер делает следующие два выпада:
«Нельзя быть такой (таким) занудой».
«Ты помешан(а) на опасностях. У тебя просто паранойя».
Второй партнер отвечает приемом парадоксального согласия (пинг-понга).
Затем вы меняетесь ролями. Теперь другой партнер делает два выпада:
«У тебя замечательные духи. Уже из коридора чувствуешь запах».
«Вечно тебе больше всех надо!»
Ему тоже нужно ответить парадоксальным согласием».
Обсуждение. Поделитесь впечатлениями от упражнения.
Резюме тренера.
«Ассертивные приемы — очень сильное оружие, и пользоваться им нужно правильно и с умом.
Во-первых, при их использовании вы должны говорить и выглядеть совершенно спокойными — иначе их смысл исказится и они перестанут работать. Во-вторых, нужно думать, когда и против кого вы их используете. Например, если директор говорит вам, что нужно выполнить какую-то работу, вы, конечно, можете попробовать ответить ему цивилизованным отказомс аргументами. Но если он настаивает, вряд ли стоит применять к нему игру в пинг-понг. Скорее всего, это обернется против вас.
Ассертивное поведение предполагает, что ваша задача — поступать уверенно и с наилучшим результатом. Так что, как и другие приемы, оно требует, прежде всего, оценки ситуации»
Упражнение Водопад
Цели: Эта игра на воображение также поможет детям расслабиться.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.
Упражнение Концентрические круги
Цели: В ходе данного упражнения дети могут сконцентрироваться на позитивных сторонах своей личности и рассказать о них остальным. Эта игра развивает самосознание ребенка и предоставляет ему возможность сравнить себя с окружающими.
Инструкция: Расставьте, пожалуйста, стулья по кругу в два ряда так, чтобы они стояли друг напротив друга и были повернуты друг к другу. А теперь, пожалуйста, рассаживайтесь. Я буду задавать вам тему для беседы, и два партнера, сидящие друг напротив друга, могут поговорить на эту тему. Через две минуты ученики, сидящие во внутреннем круге, должны будут передвинуться на одно место влево, тем самым они окажутся уже напротив других людей.
Первая тема звучит так: "Что я умею хорошо делать?" (2 минуты.)
Завершайте беседу. Пусть дети из внутреннего круга сейчас передвинутся на один стул влево-Следующая тема для беседы: "Что интересного я могу придумать?" (2 минуты.)
Другие темы для обсуждения:
— Человек, который принимает меня таким, какой я есть...
— Как я реагирую на критику в мой адрес...
— Место, в котором я могу хорошо отдохнуть...
— Успехи, которых я достиг в своей жизни...
— Очень важная для меня цель...
— Что во мне ценят другие...
— Чем я горжусь в себе...
— Риск, на который я когда-то пошел...
— Лучшее переживание в моей жизни...
— Мои любимые дела...
— Кто меня уважает и ценит...
— Ситуация, в которой я был очень собой доволен...
— Самые приятные каникулы в моей жизни...
— Самая большая радость, которую я кому-либо доставил...
— Болезнь, которую я стойко перенес...
— Самое лучшее в моей семье...
— Самое лучшее в нашем классе...
Анализ упражнения:
— О чем ты больше всего любишь говорить?
— На какую тему тебе труднее говорить?
— Что нового узнал ты о своих одноклассниках?
— Какое настроение у тебя сейчас?