Обоснование необходимости реализации данной программы
Программа «Я свободен!», направлена на социально-психологическое развитие и становление личности подростка. Она оказывает влияние на формирование характера и теснейшим образом связана с эмоционально-волевой и коммуникативной сферами личности подростка. Социально – психологическое и личностное развитие невозможно, если подросток не может понять эмоциональное состояние другого человека, не способен управлять своими эмоциями и волей.
Социально – психологическое и личностное развитие возможно при использовании понятного и доступного подростку пониманию языка. В связи с этим наша программа «Я свободен!» построена на основе тренинговой технологии. Именно через тренинг, подросток может научиться оценивать поступки, пытается рассматривать сложившуюся ситуацию с различных точек зрения, учится справляться с трудностями, сочувствовать и сопереживать.
Психологическая коррекция в тренинге позволяет ребенку на эмоциональном уровне осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Позволяет ребенку другими глазами взглянуть на окружающих его людей и мир, в котором он живет.
В современной школе акцентируется необходимость создания условий для саморазвития каждого. Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и заложить основу, сформировать и развить гармоничную, всесторонне развитую адаптивную личность. И тренинг способен в полной мере помочь в решении этой задачи.
6. Структура и содержание программы
Программа включает в себя 5 занятий длительностью 2-2,5 астрономических часа, частота проведения от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц. Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
1. Упражнения - активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
2. Обсуждение происходящего между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
3. Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
4. Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
5. Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их
разрешения.
6. Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
7. Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
8. Информационно - правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
9. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах (Петровская, 1989, с.59–65):
«Здесь-и-сейчас» — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент времени; исключение общих, абстрактных рассуждений.
Персонификация высказываний — отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают» и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».
Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).
Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.
Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.
Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
Возможность структурировать общение в соответствие с этими принципами дают правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии.
Учебно-методические планы тренинговых занятий по формированию основ здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков
№ п/п | Наименование тем и разделов | Всего часов | Упражнения и задания |
Мы и наши привычки | 2,5 | - Упражнение "Знакомство" - Выработка правил работы группы - Тест "Легко ли нам отказаться от привычки?" -Упражнение "Страна привычек" - Упражнение "Ладошка" - Рефлексия и обратная связь | |
Зачем люди курят? | 2,5 | - Упражнение "Курение - за и против" - Упражнение "Три на три" - Упражнение "Путешествие на облаке" - Упражнение "Пересадка сердца" - Упражнение "Четыре квадрата - Рефлексия и обратная связь | |
Скажи алкоголю "нет" | 2,5 | - Разминка "Поезд" - Упражнение "Жертва и ответственность" Упражнение "Побег из тюрьмы" - Мозговой штурм "Зачем люди употребляют алкоголь и наркотики?" - Упражнение "Трудная ситуация" - Упражнение "Портрет алкоголика" - Прощание и обратная связь | |
Учимся общаться эффективно | 2,5 | - Разминка "Мы с тобой похожи" - Упражнение "Толкалки" - Упражнение "Табу" - Информирование "Ассертивное поведение" - Упражнение "Три способа сказать "НЕТ" - Упражнение "Пинг-понг" - Упражнение "Водопад" - Упражнение "Концентрические круги" | |
Я хозяин своей жизни | 2,5 | - Разминка "Приветствие" - Обсуждение "Что такое "Я", Я - кто я, Я - какой я - Информирование " Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное" - Информирование и упражнение "Я-высказывания" - Упражнение "Список удовольствий" - Упражнение "Ассоциации" - Упражнение "Прошлое, настоящее, будущее" - Притча о старом индейце - Групповой коллаж- портрет группы - Прощание и обратная связь | |
12,5 |